Бог огнемощный сковал тот меч для родителя Давна, в волны Стикса клинок погрузив, добела раскаленный... (Вергилий, "Энеида", строчки 90-91)
Древние верили в "тот свет". Тот свет - это не всегда то место, куда уходят мертвые. Тот свет - это место, которое находится по ту сторону. Иномировой мир, скажем так. Тот свет в верованиях древних отличается от этого. Переходу из этого света на тот и обратно - посвящен целый корпус мифов и легенд.
Я начал с "Энеиды" не просто так, не только потому, что порой иногда полезно иногда обращаться к вечно живой классике поэзии. К поэме, которая была написана между 29 и 19 г. до нашей эры. Но еще и потому, что сегодня, друзья, я хочу поговорить о греческой мифологии и не только о ней.
Греки тоже верили в тот свет, и, как и многие другие, древние греки верили что из этого света на тот свет можно попасть, а это значит, что должно существовать нечто, связывающее два мира. Этим чем-то, по мнению древних греков, были реки. Согласно поверью река Стикс, проходя через мрак, выходила в подземный мир, где впадала в Коцит и огибала подземный мир 9 раз. Все помнят Харона, такого героя мифов древней Греции, который перевозил души из царства живых в подземное царство. Так вот, Харон был паромщиком именно на реке Стикс.
Я мог бы долго говорить о том, в честь кого река Стикс получила именно такое имя, о тех, кто переправлялся через нее на тот свет и о тех, кто возвращался. О том, что великий герой Ахиллес, которого мать искупала в водах Стикса, получил свой дар практически полной неуязвимости, и о том, что даже сами Боги древней Греции клялись водами реки, подтверждая нерушимость данной клятвы и о многом другом.
Это очень интересные и захватывающие истории, которые можно представить рассказанными где-то у пастушечьего костра у подножья Олимпа, или дома, когда ветер темным вечером колышет ставни, или под нежные звуки золотой арфы на званном пиру. Разные истории. Поучительные, вдохновляющие, печальные, трагичные.
Но сегодня меня волнует лишь одна, на мой взгляд, самая важная сущность Стикса.
Стикс - это граница, между тем этим миром и принципиально другим. Некий экзистенциальный рубеж.
И вот ведь что любопытно, ведь человек, когда готовит кальян - это тоже паромщик, тоже проводник, между миром обыденности, рутины и миром удовольствия, расслабленности, неги и вкуса.
Человек, закладывая табак в венчик чаши, готовится к осуществлению перехода между мирами. Переходу обратимому, временному, как все сущее. Человек, готовящий кальян, всегда вначале ступает за грань миров сам, а иногда и ведет с собой кого-то другого, близкого. Вспомните. Никто ведь не готовит кальян врагу, верно? Конечно верно. Все наоборот. Любители готовить кальян берут с собой в путешествие друзей, коллег, гостей, любимых. Кого-то близкого.
Именно с помещением табака в чашу начинается эта магия. И да, кальянщики платят за такое путешествие частичкой души. Потому что в каждую чашу они вкладывают ее часть, даже если не думают об этом.
Может быть именно по-этому вилка для табака от Maklaud названа именно так Styx? Может быть в память об этой границе между мирами?
Может быть. А может быть и нет.
Но мне хочется думать, что все именно так.
Автор: читатель Telegram Maklaud Антон Инкогнито
Наш телеграмм канал https://t.me/maklaud_shisha