Найти в Дзене
От Байкала до Амура...

Арнольд Харитонов прошёл немало дорог, но лучшая из них - БАМ

25 января, в Татьянин день, мой праздник, Арнольд Харитонов, известный писатель и журналист, отметил очередной день своего рождения. В ФБ было много поздравлений и пожеланий. Написала и я своё. Нет ответа. Попыталась «достучаться» из Одноклассников. Та же история. Хорошо, что Андрей Семакин оперативно отправил номер его телефона.

Позвонила. Бодрый голос. Крепкая память: интересовался друзьями-товарищами. Поговорили. Я просила разрешения публиковать иногда на своём канале очерки из его книги: «БАМ: люди, которых я знаю» (2016 год). Хотя вроде и по формату не совсем подходят (длинные тексты люди перестали читать), но уж очень хочется…

Книгу принесла мне заместитель мэра по социальным вопросам Елена Кузнецова. А подарил её ей сам автор с припиской: «Пусть эта книга напоминает Вам о юности, которая хоть и не совпала со временем БАМа, но всё равно прошла рядом с этой замечательной трассой».

Кто из журналистской братии не знает Арнольда Харитонова? Конечно, мы не раз пересекались на разных форумах, «Байкальской прессе» в Иркутске. Только вот вряд ли Арнольд Иннокентьевич вспомнит меня. Но не это главное.
В предисловии: слове к читателю Харитонов пишет о том, как рождалась эта книга и зачем, на его взгляд, она нужна сейчас. «Лично для меня работа, которую переворотили эти люди, выдержавшие испытание Сибирью и тяжелыми бытовыми условиями, заслуживает громкого названия – подвиг. Да, подвиг, его вполне можно сравнить с подвигом, который совершили на фронтах второй мировой их деды и отцы».
«Сейчас, бывая в бамовских поселках, я с горечью понял, что даже на трассе многие не помнят этого подвижничества тех, кто строил дорогу и поселки вдоль неё. Молодые люди, дети – попросту не знают. Последней каплей, которая переполнила чашу моей горечи от встреч с Иванами, не помнящими родства, стал вопрос чиновницы от власти районного масштаба: «А кто такой Бондарь?»

Читала эти строки, и прямо как бальзам на душу. Это называется - быть на одной волне, когда без вопросов всё понятно. Я тоже открыла свой канал отчасти потому, что на одной из встреч стало просто неудобно за наших школьников, которые не могли ответить на элементарные вопросы, касающиеся истории БАМа.

Про Сашу Бондаря тогда не спрашивали, но не думаю, что они знали. И я тоже считаю, что эти люди, о которых все как-то быстро забыли, шутя-нарочно совершили трудовой подвиг. Сейчас, общаясь с ними довольно часто, всё больше убеждаюсь, что это так.

— Я очень постараюсь, чтобы эта книга, несмотря на малый тираж, попала в школы и библиотеки бамовских поселков иркутского участка трассы, чтобы молодые люди смогли хотя бы задуматься об истории легендарной земли, на которой они растут. Чтобы поняли, что звание «бамовец» было и остаётся святым для их отцов и дедов, оно для них стало синонимом слов «свой», «друг», — читаю строки Арнольда Харитонова.

Да, эта книга есть в наших библиотеках, но вот насчет задуматься, не знаю. Для этого нам, журналистам, надо ещё много работать. И если на мой канал хотя бы иногда заходят дети и внуки тех бамовцев и узнают что-то новое о своих дедушках и родителях, считаю это своей маленькой победой.

— В моей долгой журналистской жизни было много тропинок, просёлков, дорог. Но Байкало-Амурская магистраль – действительно лучшая из них. Постепенно смолкли голоса хулителей трассы, называвших её «дорогой в никуда», «самым большим памятником застою». БАМу до этого нет дела. Дорога живёт и работает. Пусть она еще не вышла на проектную мощность, но прокладываются вторые пути, продолжается электрификация, принята программа модернизации трассы, обеспеченная вложением капитала.

Есть проект, который позволит полностью загрузить дорогу, а именно - соединение острова Сахалин с материком. Тогда БАМ станет кратчайшим путём, по которому должен пойти весь поток транзитных грузов из Японии в Европу.

Это экономика, и она, конечно, важна. Но не менее важна память, та душевная работа, которая позволила молодым ребятам стать не только опытными транспортными строителями, но прежде всего – настоящими людьми с твёрдыми жизненными принципами, превыше всего ценящими любовь и дружбу…

У меня не так много друзей-бамовцев, но они есть, и я этим горжусь. Так же, как единственной правительственной медалью, которую вручила мне Родина. Это медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». А больше мне и не надо, — считает Арнольд Иннокентьевич.

Цитировать Арнольда Харитонова можно бесконечно. Не буду больше этого делать. В следующий раз вернёмся уже к его очеркам. Замечу ещё, что читаются они буквально на одном дыхании! И даже «выбивают» иногда слезу. Спасибо автору!

Не пропустите!

Спасибо, что остаётесь с нами)))