Когда я учился в университете в Великом Новгороде, жил у двоюродной сестры моей бабушки - Антонины Александровны, тёти Тони. За угол со столом и кроватью платил весьма умеренную сумму, а так, во всей квартире мог чувствовать себя как дома.
Антонина Александровна рассказывала много историй о своей жизни, потом забывала, что уже рассказывала, и начинала сначала, и так могло быть несколько повторов за вечер. Поэтому кое-что я помню до сих пор.
Про мужа своего рассказывала, что в начале войны ему было 11 лет, он оказался на оккупированной территории и попал к белорусским партизанам, воевал. Она показывала его фотографию, где ему лет 13-14, он в тёплой шапке со звездой и трофейным автоматом в руках.
Рассказывала, как работала на Волховстрое диспетчером. Как ездила в Ленинград за продуктами. Это были 70-е годы, в Новгороде ничего не купить, и раз в месяц снаряжались в северную столицу.
Вот стоит она в длинной очереди за мясом. Долго стоит, но наш человек он сильно терпеливый, да и без продуктов уехать домой никак нельзя. Но одна петербурженка, которая в очереди позади неё не выдерживает и начинает возмущаться, видимо ожидая поддержки от земляков:
- Да сколько можно! А всё понаехали эти мешочники из "Тьмутаракани"!
- Не из Тьмутаракани, а из древнего города Новгорода Великого - спокойно замечает тётя Тоня
- Да какая разница! - начинает было петербурженка, но продавщица за прилавком прерывает её:
- Женщина, помолчите лучше! Мясо сегодня новгородское.
И очередь притихла, оставив мешочников в покое.
Для нас это уже экзотика, легенды давно минувших дней, басни с ускользающим смыслом. Рассказывал эту историю в школе. Спросил, понято ли о чём? Дети покивали головами, сказали да, понятно: Петербуржцы очень культурные и из уважения к Новгороду, не стали прогонять бабку, которая поехала за продуктами в Ленинград и создавать там очереди. Они подумали, что эта история из разряда тех, в которых пенсионеры едут на другой конец города в магазин лишь потому, что там греча на пять рублей дешевле.
Рассказал им, что было такое явление, как дефицит. Что продукты со всей страны первым делом везли в столицы, так что непосредственно на местах их было не купить.
- А зачем же везли в столицу, когда можно было эти же продукты по тем же ценам продать, никуда не увозя?
- Для того, чтобы в крупных городах люди были сыты, довольны жизнью, и не было оснований для недовольств и митингов.
- А в других городах, что не могло случится этого?
- В малых городах - мало людей, и даже если бы они чем-то возмутились, из этого бы ничего не вышло, как не вышло из бунта рабочих, в Новочеркасске в 1962 году.
- Так у нас сейчас, можно сказать, также?
- С чего вы взяли?
- Ну раньше туда за продуктами ездили значит, а теперь за зарплатами.
И напоследок:
- Илья Андреевич, а вы Сталина помните?
- Я родился в тысяча девятьсот восемьдесят шестом году.
- Да ладно! Это значит ещё при царе что ли?! Поэтому вы всё так хорошо знаете?
О, как вовремя из курса основной школы убрали историю ХХ века!