Найти тему
Валентина Яроцкая

Почему мне захотелось перечитать книгу Н.А.Островского «Как закалялась сталь»?

Оглавление

Посмотрела новый выпуск передачи Захара Прилепина «Уроки русского». Рассказывая о достижениях Советского Союза, он вспоминал любимые когда-то советской молодёжью книги – «Как закалялась сталь» Николая Островского и «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Читала эти книги когда-то много раз, но тут вот что подумала. Со времени моего последнего, как говорят суеверные люди «крайнего», прочтения этих книг прошла целая эпоха. Ни советской молодёжи, ни тех идеалов, которые в книгах описаны, давно уже нет. И Советского Союза нет уже тридцать лет. Никто сейчас не равняется на комсомольца Павку Корчагина, размахивающего маузером, или на комиссара Воробьёва, внушившего безногому лётчику веру в то, что тот сможет вернуться в строй.

«Интересно, – подумала я, – а как теперь воспринимаются книги нашей далёкой юности?.. Особенно «Как закалялась сталь», которая как бы попала в разряд «вредных» и «опасных» для молодёжи революционных книг…»

Решила начать перечитывание именно с романа Николая Островского. А тут ещё пришло известие, что ушёл из жизни Василий Лановой, исполнитель роли Павки Корчагина в фильме 1956 года. Светлая память легендарному актёру… В память о нём посмотрела фильм. Но фильм – не книга, взялась всё-таки перечитывать саму книгу. Перечитывать в надежде на то, что найду ответы на вопросы, вставшие так остро в последнее время в связи с ростом протестных настроений среди молодёжи…

Первым делом сама себя проверила: не забылся ли отрывок из романа, который когда-то на уроках литературы учили наизусть… «Самое дорогое у человека – это жизнь…» Люди старшего поколения наверняка воспроизведут цитату без запинки, молодёжь, очевидно, услышит слова Павки Корчагина первый раз. Услышит и , может быть, даже ухмыльнётся… Но тем не менее, вот эти слова…

«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз. И прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества…»

Да, это были главные слова многих поколений советских людей: прожить жизнь не для себя, а во имя великой идеи социальной справедливости. Ошибки, допущенные в борьбе за эту справедливость, никоим образом не отрицают благие намерения поколения революционеров – построить рай на земле, общество справедливости… Другое дело, что, как известно, благими намерениями выстелена дорога в ад… Но я сейчас не об этом.

Продолжение слов Павла Корчагина было следующим:

«И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её».

И заметьте: «спешить жить» не для личных удовольствий и земных радостей, не для наслаждений и ублажения плоти, а для того, чтобы, умирая, смог сказать… ( перечитайте ещё раз цитату…)

Да, это были главные слова молодого поколения 20х годов. Николай Островский и его литературный герой Павка Корчагин – символы революционной романтики, которую нынче отвергли как нечто сродное терроризму.

«Борьба за освобождение человечества»? Отдать за это жизнь? Что это, кто это? Святой говорит? Житие святого? «Красное житие», которое нынче отмечено ярлыками – большевизм, фанатизм, экстремизм, сталинизм…

И вот я перечитываю книгу, поражаясь целеустремлённости людей, отказавшихся от всяких материальных благ во имя наивной светлой идеи покончить с эксплуатацией человека человеком… Перечитываю, вздрагивая от жестоких картин гражданской войны, от неисчислимых смертей…

Биография Николая Островского в доперестроечные времена была знакома каждому школьнику. Поразительная сила духа простого украинского паренька, вовлечённого в вихрь гражданской войны. Война эта сделала его инвалидом, лишила зрения, но закалила его дух, сделала рыцарем, выкованным из стали.

Биография Николая Островского.
Биография Николая Островского.

«Надо спешить жить…» Островский спешил. В его короткую биографию поместилось столько событий, что хватило бы на несколько жизней. В августе 1919 год Николай Островский добровольцем ушёл на фронт, воевал в кавалерийской бригаде Г.И.Котовского и в 1й Конной армии. В августе 1920 года под Львовом был тяжело ранен в спину. Демобилизован, но продолжал комсомольскую работу. А с 1927 и до конца жизни неизлечимая болезнь приковала Островского к постели. Это был результат ранений, полученных на фронте. Неподвижность, слепота, мучительные боли… Девять лет страданий…

Потрясающий рассказ о борьбе Островского со смертью… 22 декабря 1936 года, за полчаса до смерти, Островский пришёл в себя и сказал: «Я стонал? Нет? Это хорошо. Значит, смерть не может меня пересилить». Он так и умер – не побеждённый болью и страданием, гордо и достойно.

Роман "Как закалялась сталь" издавался миллионными тиражами, стал «бестселлером» ещё при жизни автора. Достаточно вспомнить такие факты. Например, в 1934 году луганский студент Марченко написал в журнал «Молодая гвардия» возмущённое письмо. Он хотел взять в библиотеке книгу «Как закалялась сталь», но оказалось, что на неё уже очередь из 176 человек. «Почему так поступают с читателями? Допечатайте, пожалуйста, чтобы хватило на всех!» – написал студент.

А вот ещё одно свидетельство о былой необычайной популярности романа. Зимой 1942 года роман был переиздан по инициативе горожан в блокадном Ленинграде. Была лютая зима. Электричества не было. Люди падали от голода. И в полуразрушенном здании, крутя машины руками, рабочие набирали текст. 10 тысяч экземпляров романа разошлись за два часа.

Можно спорить о жестокости или наивности автора романа, но нельзя отрицать его правдивость, искренность и преданность высокому идеалу справедливости. «Его главной чертой было правдолюбие. Он был внутренне заряжен на поиск справедливости», – так отозвался об Островском критик Лев Аннинский.

Пример мужества, героизма, силы духа. Пример того, как человек становится Человеком.

Однако время Николая Островского и Павки Корчагина ушло. И кажется, что ушло безвозвратно. С одной стороны, революционный взрыв не должен повториться в России, ибо история уже научила нас, какими ужасными и кровавыми могут быть революции и гражданские войны. А с другой стороны, сопоставляя идеалы Павки Корчагина ( «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы») с современными «идеалами» собственного материального благополучия, понимаешь, что нами безвозвратно потеряно что-то очень светлое, доброе и настоящее.

Перечитав роман, размышляю о том, что нынешние «старики» не имеют права обижаться на протестующую молодёжь, ибо сами же и подменили духовные идеалы стремлением « устроиться в жизни получше». Мудрая моя мама говорила всегда: «Во всём, что случается с детьми, виноваты взрослые». Так если бы «старики» не проворонили молодёжь, то не пошли бы мальчики и девочки на улицы выкрикивать лозунги, которые они сами не совсем понимают… Впрочем, на самом деле молодёжь многое понимает яснее, смелее и глубже, чем «старики»…

Раньше мальчики и девочки хотели быть похожими на Павку Корчагина, а теперь… На кого? На удачливого миллиардера из списка Форбс?

Мы уже тридцать лет живём на кладбище великих идеалов человечества, на обломках социальной справедливости. Нет, Россия жива, по-прежнему жива, но вот сталь в ней, очевидно, уже не закаляется…

Если подвести итог: так почему же мне захотелось перечитать роман «Как закалялась сталь»?

Во-первых, из-за желания заглянуть в историю, в истоки революции, из-за понимания пропасти между советской Россией Павки Корчагина и современной капиталистической Россией…

Во-вторых, из-за ностальгии по любимым книгам юности, которые нельзя выкинуть из памяти, нельзя снести, как неугодные памятники революционной эпохи…

И в-третьих, может быть, от желания, чтобы молодёжь училась на уроках прошлого... Чтобы не повторять жестокостей революции и гражданской войны. И для того, чтобы видеть смысл своей жизни не в поклонении золотому тельцу, а в идеалах служения народу и социальной справедливости…