Анжелика Ободзинская
«Трамвай уходящего детства»
ПОВЕСТЬ
Оглавление
Глава 1. Ася пытается разобраться почему папа поёт и кто такие фанатки.
Глава 2. О том как папа воспитывает Асю.
Глава 3. Ася на прогулке с дедушкой ищет чудеса.
Глава 4. Ася отмечает свой День рождения.
Глава 5. Ася с мамой и папой едет в путешествие.
Глава 6. Ася с мамой едут в «Детский мир».
Глава 7. Ася идет в 1-й класс, а ночью услышала, как плакала мама.
Глава 8. Бабушка Рита и дедушка Леонид уезжают домой.
Глава 9. Ася получает письмо от бабушки.
Глава 10. Ася узнает про обман своей подруги Тани.
Глава 11. Ася встречается с папой.
Анжелика Ободзинская ©
Глава первая
Ася пытается разобраться почему папа поёт и кто такие фанатки.
В детстве, еще до школы меня воспитывали бабушка с дедушкой, папины родители. Вообще то, у меня было две бабушки и два дедушки. Одни жили на юге, другие на севере. Папины родители, жили на юге, но им пришлось переехать к нам, в Москву, чтобы присматривать за мной, потому что мама с папой все время уезжали. Они ездили на гастроли.
-Гастроли это -такое путешествие, в которое, папуотправляют по его работе,
- сказала мама однажды. -Папа там выступает, поет. Твой папа, большой певец!
И я должна быть рядом с папой, чтобы ему помогать.-сказала мама и они уехали.
Папа с мамой уезжали и приезжали, уезжали и снова приезжали.
-Работа у твоего папы нелегкая- артист, -говорила бабушка с гордостью. Только я никак не могла понять зачем папе это нужно- петь, и почему ему и маме надо все время уезжать из дома?
Папа для меня большой и сильный. И немножко недосягаемый. Как звезда на небе. Он когда поет люди радуются или плачут. Он всем очень нужен. Я это всегда отмечала по глазам людей в зале. Когда папа заканчивал петь песню ему кричали: -Браво, браво! Набис! И аплодировали. Иногда зрители хлопали и хлопали, и не хотели, чтобы папа уходил со сцены. И он пел еще и еще.Но потом все-таки он уходил. Но на улице к папеподбегали какие-то женщины с блокнотами и просилинаписать для них что-нибудь приятное, какое-нибудь пожелание. И он писал. А женщины довольные,провожали папу взглядом до самой машины.
-Надоели мне уже эти твои фанатки! -говорила иногда мама.
-А кто такие эти фанатки?-спросила я однажды.
-Спроси у своего папы, - ответила мама.
Сначала я думала, что фанатки это что-то плохое, раз маме не нравится, но потом я все-таки решила,что фанатки это- такие люди, которые все время хотят, чтобы папа для них пел разные песни. Они любят его голос. Они его просто обожают! И когда папа поет они становятся счастливыми. А значит это не так уж плохо.Но маме почему-то это не нравилось.
Раньше я думала, что папа как волшебник, маг и чародей. Когда он поет, то может делать много людей счастливыми, целый зал и больше. Как по взмаху волшебной палочки. А может спеть так, что люди будут грустить и плакать. Людям это нравится. Им нравятся чудеса, которые творит папа. Поэтому я понимала, как ему нелегко и почему нужно, чтобы мама все время была рядом с ним. Папа уставал так много петь. Поэтому я молчала. Хотя мне было немного грустно, ведь мне тожеочень был нужен папа. И мама.
Когда родители приезжали я всегда немного стеснялась,как-то смущалась, не знаю, что на меня находило. И хотя мне хотелось броситься на шею папе и крикнуть: «-Папа,я так рада, что ты приехал! Я так соскучилась!» вместо этого я стояла покачиваясь, и теребила свои волосы, молча выглядывая из своей комнаты. Наверно папа думал, что я не рада.
По приезду родителей жизнь наша совершенно менялась.Я, конечно, так же гуляла во дворе с дедушкой, так же играла с подругой Бертой, но дома у нас все было по-другому. Мама с бабушкой все время готовили еду на кухне потому, что каждый день к нам приходили гости. За столом собиралось много людей. Они что-то громко обсуждали, смеялись.
-Ася, прочти нам стихотворение! -говорила мама,предварительно одев меня в красивое яркое платье. Я знала много стихов наизусть, Чуковского, Барто.
-А какое?-спрашивала я.
-Мойдодыра давай. И я рассказывала всего Мойдодыра от начала и до конца. Гости мне хлопали.
-Какая прелесть!-говорила Тетя Мила-грузная женщина, с большой черной родинкой возле носа.
-Ты много стихов знаешь деточка?-спрашивала она и стряхивала пепел с сигареты.
-Много, -отвечаю.
Но тетя Мила уже не слышала меня, увлеченно беседуя с моей мамой. Мама перечисляла ей все стихи, которые я знала.
Мне всегда безумно хотелось посидеть со взрослыми,но меня отправляли в мою комнату. Я недовольная уходила к себе. Там у них так весело, а я сижу тут одна в комнате скучаю-думала я. Хотя у меня конечно было много игрушек. Можно было посмотреть мультики или порисовать. Но со взрослыми же гораздо интереснее! Поэтому я часто стояла за дверью и подслушивала разговоры взрослых. Но мне это быстро надоедало.
У меня была морская свинка Пеппи. Я шла к себе в комнату и брала ее на руки.
-Пеппи, тебе тут совсем грустно одной, в темноте, -приговаривала я и гладила ее по шерстке.
-Тебе наверно хочется погулять, побегать, -говорила я ей и отпускала ее из коробки на пол. Пеппи -это мой лучший друг. Потом Берта, моя соседка.
Свинка смотрела своими черными глазами пуговками, а потом начинала нарезать круги по ковру. Так она всегда делала, когда радовалась. И еще трясла головой. И мы начинали с ней играть. А перед сном я брала Пеппи с собой в кровать, и мы лежали в обнимку. Я чувствовала ее тепло, ее мокрый мягкий нос и засыпала. Пеппи тоже засыпала.
Но утром я всегда обнаруживала, что Пеппи рядом нет. Мама перекладывала Пеппи в ее домик. Мама говорит, что все должны спать в своих кроватках.
Глава вторая
О том как папа воспитывает Асю
Когда родители приезжали с гастролей, к нам часто приходили домой друзья папы тетя Мила и дядя Герман.У них была собака Жорик, которую тетя Мила таскала везде с собой. Маленькая вредная собачонка с маленькими злыми глазками все время рычала и тявкала на всех гостей. Она всегда сидела на коленях у тети Милы с таким же выражением морды как у своей хозяйки. Тетя Мила в ней души не чаяла, и всем демонстрировала способности и ум Жорика:
-Жорик, сидеть!Жорик, лежать!
-Жорик, голос!-говорила она и держала перед ним кусок колбасы со стола.
И Жорик тявкал и проглатывал колбасу. И Мила кидалась его целовать.
-Прелесть моя, мой мальчик!
-Он необыкновенно умный!-Что значит кровь,порода!-возбужденно восклицала она, красная, как рак.
Тетя Мила и ее муж Герман все время накручивали папу.
-Женя, ты слишком много позволяешь Асе.
-Детей надо воспитывать !
-Ася слишком избалованна, -говорила тетя Мила папе , выпуская дым сигареты изо рта.
Я ненавидела их всей душой, включая Жорика. Мне всегда хотелось пнуть пса ногой исподтишка или наступить на хвост, но Жорик все время сидел у тети Милы на коленях и при малейшем приближении рычал и истерично тявкал. Это всех раздражало, но все молчали, делая вид, что ничего не слышат.
Один раз за обедом, когда у нас снова была тетя Мила и дядя Герман я закапризничала. На обед был овощной суп,который я не любила. Я сидела и ковыряла суп ложкой.
-Я не хочу суп!-говорю я, скривив рот.
-Ася, ешь суп и веди себя прилично, -строго сказал папа. Папа всегда так себя вел, когда приходили эти Мила с Германом.
-Ну пожаааалуйста, папа, - продолжала я ныть.
-Я сказал ешь ! Разговор окончен, -крикнул он.
Тогда я нарочно стала возить ложкой по тарелке,размазывать капусту, переливать суп ложкой, делая водопадики. Тетю Милу аж перекосило. Но тут терпение папы лопнуло.
-Выйди из-за стола !И иди к себе в комнату!-громко сказал папа.
-Когда научишься вести себя прилично, тогда будешь есть вместе со взрослыми, -закончил папа.
Когда приходили тетя Мила, и дядя Герман я не могла побегать, или поболтать обо всем и со всеми. Мне сразу делали замечания.
-Ася, у тебя такой знаменитый папа, ты не должна позорить его!
И я сразу представляла, как папе стыдно за меня, он стоит весь красный с опущенной головой.
-Ты должна быть воспитанной девочкой , с хорошими манерами, -говорила Мила и смотрела на меня в упор. Я смотрела на папу. Папа молчал.
-Папа тоже что-то говорил про манеры, -вспомнила я.
Однажды папа сказал, что мы идем в ресторан. Мы зашли в красивый дом, разделись в гардеробе и прошли в зал. Когда мы сели за стол, к нам сразу подошел мужчина, которого папа назвал официант. Папа сказал ему, что нам нужно принести, официант записал все это в блокноте и ушел. На столе лежало много вилок, ножейи тарелок. Еще салфетки, и солонки с солью и перцем. Папа стал объяснять, что это столовые приборы, а потом показывал, как есть вилкой и ножом. Мне тогда было 6лет. Я ничего не поняла и не запомнила, потому что все время отвлекалась и пропускала все мимо ушей. Я только поняла, что это такая игра, в которую играют взрослые. Но мне она показалась скучной. Гораздо интереснее были рыбки в больших аквариумах, которые находились в зале. Рыбки большие и маленькие.Особенно, мне понравились золотые рыбки. Я разглядывала их, наблюдала, как они мягко плывут. Интересно, а кто из них папа, а кто мама? -думала я, глядя на двух рыбок, которые были побольше. Из- за этого я все время крутилась и ерзала на стуле. А папа сердился.
А потом началось представление !Я была в первый раз в ресторане и смотрела на все широко раскрыв рот.Неожиданно зазвучала музыка и выбежали артисты,одетые в яркие костюмы. Жилеты и брюки их были в блестящих цветных камушках. Мама сказала, что этих артистов называют акробаты. Они делали необычные трюки. Один мужчина глотал огонь, другие, становились друг на друга высоко, высоко. Прежде я уже видела цирк. Мы ходили с дедушкой. Только там артисты были далеко от нас, внизу, на арене, а здесь они стояли перед нами, совсем близко. При желании их можно было потрогать рукой. Это было совсем по-другому. Я так хлопала, что чуть не свалилась со стула. Но вспомнила про манеры и замолчала. В общем, из папиного урока я так ничего и не вынесла.
Папе очень хотелось воспитать во мне эти манеры.Я тоже хотела ему помочь, но не понимала, что мне нужно делать. Мне кажется, папа тоже не очень понимал.Иначе он ни за что бы не стал меня строго воспитывать и держать в ежовых рукавицах. Так он иногда мне говорил:
-Ася, тебя надо держать в ежовых рукавицах!
Правда он улыбался, шутил. Но мне было не до шуток.Я представила себе, как папа держит меня в колючих варежках и сурово нахмурила лоб.
Мне очень хотелось объяснить папе, как это здорово побегать, подурачиться или просто поболтать обо всем. Я думаю, если бы папа попробовал ему бы обязательно понравилось. И мы бы вместе с ним радовались солнцу,ловили ладошками капли дождя, радовались первому снегу. Мы бы гонялись за бабочками с сачком или шлепали по лужам босиком. Ведь это намного интереснее и веселее этих манер. Я пыталась ему это сказать, но он меня не слышал. Я думаю это все из за Тети Милы и дяди Германа.
-И почему только папа их слушает?-недоумевала я. -Разве он не видит, что они лживые и злые.
Однажды мама сказала, что папа считает их элитой. Я задумалась.
-А что это-элита?-спросила я.
Но никто мне почему-то не объяснил. И тогда я подумала,что элита, - это такой главный человек, директор, который всеми командует. Но это было странно, потому что я всегда считала, что мой папа самый главный. А после этого я не знала, что мне и думать.
Но таинственное слово элита так и осталось для меня загадкой.
Глава третья
Ася на прогулке с дедушкой ищет чудеса
Мы с дедушкой Леонидом до обеда и после, всегда гуляли в нашем дворе. Дедушка сидел возле дома на лавочке, а я гуляла рядом во дворе. Иногда к нему присоединялась соседка по дому тетя Дора, бабушка моей подруги Берты. И тогда они сидели вместе. Я очень любила игру «Искать чудесинки». Я сама ее придумала.Игра заключалась в том, что я ходила по траве и искала всякие интересные вещи. Например веточку, монетку или камешек. А иногда находила какой-нибудь загадочный предмет. Например, пробку от бутылки или цветное стеклышко. Я тогда не знала, что цветное стеклышко это всего лишь осколок от разбитой бутылки, поэтому такие находки приводили меня в восторг. Я брала стеклышко и смотрела сквозь него на солнце. И мир преображался. Я думала, что это загадочный таинственный предмет. Потом я выкапывала ямку , складывала туда свое сокровище и засыпала землей. Об этом месте знала только я. Это был мой секрет.
Один раз, я показала это место Берте, моей подруге из соседнего дома.
-Хочешь, я покажу тебе свой секрет?-спросила я.
-Хочу, -сказала Берта и глаза ее загорелись. Я раскопала ямку и достала стеклышко. Берта с интересом рассматривала стеклышко.
-Посмотри на солнце, -говорю я ей. И мы смотрели по очереди.
-Правда здорово? Берта, не ответила. Потом мы закопали ямку и ушли.
Потом я забыла. А через два дня, когда я раскопала ямку в моем тайном месте, секретика не было. Я подумала можетбыть я ошиблась и это не то место. Стала искать в другом месте. Но свое стеклышко так и не нашла. Пришли домой.Бабушка зовет обедать.
-Бабуля, я потеряла свой секретик, -заплакала я ивсе рассказала бабушке.
Бабушка выслушала.
-А знаешь Ася, может это и хорошо. Ты подумай.Может быть какой-нибудь ребенок случайно нашел твой секрет. И теперь у него тоже есть свой секрет, которому он радуется. И он никуда не пропал. Разве это не хорошо?-сказала бабушка.
Я задумалась и согласилась.
-А теперь мой руки и иди за стол. И позови деда обедать,- добавила она и поцеловала меня в щеку.
Папа рассказывал, что дедушка Леонид, когда был молодой работал артистом балета. Я не поверила. Но папа показал мне фотографию, на которой дедушка стоял,наклонившись над своей партнершей, а она, лежала на его руке, изогнув спину и вытягивала руки над головой. Я,конечно, его не узнала и очень удивилась, как этот молодой красивый мужчина может быть дедушкой Леонидом, стареньким и в морщинах.
А потом случилась война и дедушка пошел на фронт воевать с фашистами.
Мой дедушка герой, у него есть медали. А когда победили фашистов дедушка вернулся домой и стал работать в милиции. Бабушку Маргариту он встретил еще до войны, они поженились и у них родился папа. А когда папа вырос он встретил маму. И они с мамой полюбили друг друга. Но жили они в разных городах, и это было неудобно. Папа на юге, а мама на севере. И тогда папа купил квартиру в Москве. У папы с мамой родилась я и тогда к нам в Москву переехали бабушка Маргарита и дедушка Леонид.И мы стали жить вместе.
У дедушки Леонида было коронное блюдо «Гоголь- Моголь». Он часто готовил его для меня. Для этого он брал два яйца и отделял белки от желтков. Потом вываливал в чашку только желтки, насыпал туда сахар и долго крутил ложкой в стакане, пока не появляласьвоздушная белая пена. Это было похоже на взбитые сливки. Я обожала это блюдо!
Вообще то , дед необычный человек. Он любил порядок во всем. Утром вставал раньше всех, в шесть утра. Делал зарядку, тренировал мышцы с эспандером, обливался холодной водой. Потом вытирал пыль по всей квартире. У нас дома не было ни одной пылинки. Он проверял. Пальцем проводил по подоконнику. Палец чистый, пыли нет. Дедушка доволен. Потом бабушка отправляла его в магазин за свежей булкой, молоком и сметаной. Когда я просыпалась дедушка Леонид уже возвращался из магазина с сеткой продуктов. Я любила на завтрак сметану. Бабушка откупоривала крышечку на стеклянной маленькой банке, отрывала кусочки белого, еще теплого, ароматного хлеба и бросала в банку. Я все перемешивала и с удовольствием съедала, запивая молоком из треугольного пакетика. Объеденье!
Дедушка Леня и бабушка Рита мало разговаривали друг с другом. Дедушка часто ворчал на нее. Мама говорила, что они поссорились, давно. Еще на войне. Они там случайно встретились, потому что бабушка тоже пошла на фронт воевать. Баба Рита была тогда молодая и красивая, и очень веселая. Она все время шутила и хохотала. Дедушке это почему-то не нравилось. И еще ему не понравилось, что бабушка танцевала с молодым солдатом. Все хотели с ней потанцевать. Дед наверно танцевать не любил, хотя в молодости танцевал в балете. Странно, -подумала я, но спрашивать об этом не стала.
Мы с бабушкой Ритой иногда играли в игру горячо-холодно. Я спрячу какую-нибудь вещь, а она ходит ищет по комнате. Если она подходит близко к месту, где лежит эта вещь я говорю-горячо, а если идет в другую сторону я смеюсь и кричу-холодно!А потом наоборот. Она прячет,а я ищу. Ищу, ищу и нахожу. Она недалеко прячет. Мне кажется, она специально мне поддается, чтобы я быстро нашла предмет. Я нахожу и смеюсь. И мы обнимаемся. Вообще то мне хорошо с ними. Жалко только, что папы с мамой нет с нами.
Глава четвертая
Ася отмечает свой День рождения
Мама с папой часто звонили. А тут почему-то от них долго не было звонка. Или мне так показалось. Я сидела в своей комнате перебирая конструктор и пыталась собрать грузовую машину. Вдруг зазвонил телефон. Я взяла трубку.
-Але Ася, это мама! Асенька, мы с папой через три дня приезжаем. К твоему дню Рождения! Я молчу, хотя от радости щекочет в животе, мурашки.
-Как ты, солнышко, не болеешь?
-Нет, -отвечаю.
-Передаю трубку папе, -говорит мама. На другом конце провода шуршание, пауза.
-Привет дочура, как ты? У вас все хорошо?Бабушку слушаешься?
-Да, -отвечаю я.
-Молодец! Мы тебя с мамой очень любим и скучаем. Передай бабуле, и дедуле привет, -сказал папа.
Накануне моего дня рождения приехали родители. Я уже спала. Не дождалась. Сквозь сон я слышала, как мама и папа тихонечко зашли в мою комнату и о чем -то шепчутся. Мама подошла и поцеловала меня.
-Мамочка, -сказала я сквозь сон и обняла ее за шею.
-Спи, солнышко, -сказала мама. Утром поговорим.
Наступил день моего рождения. Мама с бабулей готовили разные блюда, дедушка убирался в квартире. Папа уехал по делам. Гостей ждали к трем часам. Из моих гостей должны были прийти Берта, Иветта и мальчик Игорь. Берта моя подруга. Мы вместе гуляем во дворе. Иветта дочь тети Гали. Я ее видела только один раз, когда наши родители ходили в театр и взяли нас с собой, меня и Иветту. Это был балет Щелкунчик. Но там мы с Иветтой как- то не сдружились. Мне показалась она задирой. Иветта старше меня года на два. Игорь- сын тети Маши и дяди Толи. Родители решили нас познакомить.Первой пришла Берта с цветами. Она сказала:
-С днем рождения Ася и отдала мне цветы и маленькую коробочку, красиво перевязанную атласной розовой лентой.
-Спасибо Берта, -сказала я и повела ее в мою комнату. Берта еще ни разу не была у меня дома. Она огляделась и направилась к домику Пеппи.
-Какой хорошенький!-воскликнула она.
-Это-Пеппи. Моя морская свинка и мой друг.Хочешь, подержать?-спросила я. Она кивнула головой.
Я достала Пеппи из коробки и передала ее Берте. Берта как-то неуверенно держала Пеппи, и та забеспокоилась и стала ерзать.
-Ничего, она просто тебя еще не знает, -успокоила я Берту. Я погладила Пеппи по шерстке.
-Пеппи, это Берта. Она теперь тоже твой друг.
Мы опустили свинку на пол. Она затрясла головой и засвистела.
-Что это она делает?-испугалась Берта.
-Она так поет, -засмеялась я. Давай покормим ее.Дай ей кусочек огурца-, говорю я.
Берта поднесла к розовому носику свинки огурец, иПеппи быстро его слопала.
Хрум, хрум, уплетала Пеппи за обе щеки.
-Теперь она тебя не будет бояться, -говорю я.
В дверь позвонили.
-Ася, иди встречай гостей!-кричит мне мама.
Я вышла. Пришли тетя Галя с Иветтой. Иветта на голову выше меня, худая. Одета в джинсовое модное платье. Волосы прямые, светлые, а по скулам свисают две маленькие косички. На концах каждой косички веселые маленькие шарики.
-Здравствуй Ася, с Днем рождения тебя, -сказала она и тоже вручила мне цветы и красиво упакованную коробку. Тетя Галя поцеловала меня в щеку.
-С днем рожденья Асенька !
-Спасибо, -ответила я и мы пошли в мою комнату. Иветта осмотрела комнату и осторожно села на кровать царственно выпрямив спину.
-А что вы делаете? спросила она.
-Мы кормим мою свинку Пеппи, -говорю я.
Пеппи сидела на ковре и шевелила ушками и носом.Наверно знакомится, -подумала я.
-Бабуля рассказывала,что животные так знакомятся, по запаху, -сказала я.
Иветта задрала нос кверху и свысока посмотрела на Пеппи.
-Мама говорит, что свинки плохо пахнут и гадят везде, -сказала она.
-Моя Пеппи пахнет хорошо!-обиделась я. И не гадит. Пеппи воспитанная свинка!
-Хм, -хмыкнула Иветта.
-А я уже учусь во втором классе!-с гордостью сказала она. Мне ставят одни пятерки.
-А я осенью пойду в первый класс!-воскликнула я. Берта промолчала. Ей то еще в школу через год.
Потом к нам пришел Игорь. Ему было шесть лет, как и мне. У него карие глаза и длинные каштановые волосы, с красиво уложенной челкой. Игорь тоже вручил мне цветы и подарок. Детский стол для нас, поставили на кухне, а стол для взрослых в гостиной, поэтому мы могли свободно играть в моей комнате.
-А давайте посмотрим подарки! -предложила Берта.
Все согласились. Я взяла коробочку с красивой красной лентой, развязала ее и раскрыла нарядную подарочную бумагу.
-Ух ты !Альбом для рисования!-воскликнула Берта. Все потрогали листы бумаги.
-А это что за коробочка?-включился в разговор Игорь и схватил коробку.
-Это, набор цветных карандашей, -сказала Иветта.Самых лучших!
Фирмы Фаа , Фамер, Фабер Кастел, - вспомнила она.Очень известная.
Я взяла коробочку, открыла ее и залюбовалась.
-Как их много!- воскликнула Берта и провела рукой по карандашам.
-Двадцать четыре штуки, на коробочке написано, -показала нам цифры Иветта. Вот, видите, двадцать четыре!
Я посмотрела на Игоря. Он стал считать карандаши. Игорь учился в первом классе и умел считать до тридцати.
-У меня были карандаши, но только шесть штук. А тут целых двадцать четыре! - думала я.
Новенькие, хорошо заточенные карандаши лежали в коробке и просились в руки: Возьми меня, возьми! Красный, синий, зеленый. Яркие, праздничные.
Я представила, как я нарисую синее небо. В коробке было аж четыре синих, темный, светлый, насыщенный и нежно голубой.
-Потом я нарисую солнце, потом зеленую траву, а еще маму, папу и Пеппи, -думала я.
А потом еще нарисую бабушку Риту и дедушку Леонида.
-А что в этой коробке?-прервала мои мысли Берта.
Я развернула ярко синюю бумагу. Там лежала детская книжка. На обложке была нарисована девочка, которая сидела внутри бутона розы, на ее лепестках.
-Дюй-мо -воч-ка, -прочитала по слогам Иветта.
-Дюймовочка!-воскликнула я. -Я знаю эту сказку!- Бабуля мне читала.
Мы открыли плотную обложку книги и ахнули. Перед нами раскрылась панорама, театр. Фигурки и дома, сделанные из плотной бумаги стояли прямо перед нами. Героев сказки можно было двигать в право и влево,вверх и вниз. От этого они могли идти вперед и назад или поднимать руку и голову. Мы открывали страницы одну за другой, а Иветта читала нам сказку по слогам. Мне захотелось скорей в школу, чтобы научиться читать.Здорово играть в такую книжку!
Потом мама позвала нас за стол. Мы расселись,поели. Мама сказала тост, и мы подняли стаканы с компотом и дружно выпили. А потом вынесли торт. На нем ярко горели семь маленьких свечек.
-Дуй Ася!-сказал папа. Дуй сильно.
И все запели:
-С днем рожденья тебя,
С днем рожденья тебя,
С днем рожденья тебя Ася,
С днем рожденья тебя!
И я задула. Все сразу. Мы все захлопали и пошли есть торт и мороженое с клубникой. Все так объелись, что до конфет уже дело не дошло.
-Пойдите погуляйте во двор, что в духоте то сидеть, -предложила бабушка.
Мы согласились. Я предложила взять с собой Пеппи, на поводке.
Был конец мая. Дни стояли теплые. Пахло сиренью и зеленью. В кружеве ветвей светилось ультрамариновое небо. Солнце уже садилось и длинные тени домов лежали на асфальте, а крыши светились нежным персиком.
-Выпускай!-скомандовала Берта.
Я вынула из коробки Пеппи и пустила на травку. Пеппи стала носиться по газону, потом остановилась. Ее розовый нос зашевелился у синих незабудок.
-Ей нравится, -говорю я.
-А может она найти клад? Смотрите, как принюхивается !-воскликнул Игорь. Ее надо дрессировать!
-Давайте пойдем искать клад!-захлопала в ладоши Берта. Мы согласились.
-Пеппи ищи, -сказала я ей.
Пеппи побежала на поводке по траве. Мы за ней. Тут она остановилась и стала копошиться в земле и есть травку.
-Она что -то роет!-закричал Игорь. Там точно клад! Мы кинулись смотреть, раскопали землю. Нашли окурок сигареты, камни и пробку от бутылки.
-Ее надо обучать!-сказал Игорь и поднял указательный палец вверх. Вот у нашего соседа, дядь Миши, немецкая овчарка. Если ей дать понюхать какую -нибудь вещь человека она сразу найдет его по запаху. Ее взяли работать в милиции и она теперь ловит бандитов.
-А что разве свинки тоже так могут?-удивилась Берта.
-Папа говорит, что и медведя можно научить ходить на задних лапах,-сказал Игорь и пожал плечами .
Клад мы не нашли. Мама позвала нас домой, и мы вернулись.
Дома, тетя Галя предложила нам посмотреть диафильм.Я не знала, что такое диафильм, и промолчала. Тетя Галя достала из коробки прибор с длинным увеличителем.Она вставила пленку в специальное сооружение. На стене в моей комнате уже висела белая простыня. Тетя Галя установила в центре комнаты стул, поставила на него прибор и села рядом. Тетя Галя объяснила нам, что этот прибор называется диапроектор. Потом она зачем-то погасила свет и стало совсем темно. И вдруг, на белоснежном экране, которым служила наша простыня появились картинки из сказки. Сказка про Белоснежку. Это было волшебно! Волшебные картинки двигались,когда тетя Галя крутила колесо диапроектора. Она читала нам сказку вслух и листала цветные картинки одну за другой. Мы смотрели завороженно. Потом мы посмотрели еще диафильм про «Серебряное копытце. Просили еще, и еще, никак не могли угомониться, но тетя Галя сказала, что уже поздно.
-В следующий раз посмотрим еще, -добавила она, включила свет и собрала проектор.
Всё убрали. Игорь и Берта ушли. Взрослые еще сидели в гостиной. До нас доносились их голоса и смех. Иветта в этот день осталась у нас ночевать. Нас положили вместе в моей комнате в одной кровати. Мы так устали, так были переполнены впечатлениями, что сразу плюхнулись в постель, нырнули под одеяло и провалились в глубокий сон.
-Какой прекрасный был день, -думала я.
А Иветта никакая не задира! Она классная !Теперь она тоже будет моим другом, – решила я и заснула счастливая.
Глава пятая
Ася с мамой и папой едет в путешествие
Однажды я сидела за столом и рисовала Пеппи. Почему- то Пеппи получалась у меня слишком большой и была похожа скорей на собаку, чем на свинку. Я подумала, пусть будет собака. Я дорисовала ей острые уши, хвост и длинные лапы. Я так старательно закрашивала шерсть собаки, что кончик карандаша отломился.
Тут в комнату вошел папа. Он сел рядом со мной на стул, посмотрел на мой рисунок и сказал:
-Ася, хочешь поехать на море, с мамой и с папой?От неожиданности вопроса я потеряла дар речи.
-Вижу ты не против, -улыбнулся папа. Значит решено, едем. Через три дня!
-Папочка!-бросилась я ему на шею. Через три дня!-звенело у меня в ушах. Я побежала на кухню.
- Бабуля, я еду на море, с папой и с мамой! -кричу я. Бабушка засмеялась и ласково посмотрела на папу.
Потом папа ушел по делам, а бабушка Рита стала мыть посуду. А я решила начать сборы. Сначала я хотела взять с собой Пеппи. Но мама сказала, что свинок в самолет не пускают.
- И к тому же свинки плохо переносят самолеты. Она, может заболеть, -сказала мама.
Поэтому я согласилась с мамой, что разумно будет, чтобы Пеппи осталась дома с бабушкой и дедушкой.
-Пеппи, -говорила я ей и гладила по шерстке. -Тебе нельзя с нами ехать, -Свинок в самолет не пускают. И еще ты можешь заболеть. Поэтому ты останешься с бабулей, и с дедулей. Не расстраивайся, я тебе привезу подарки. Будь хорошей свинкой и слушайся бабулю,-дополнила я.
Свинка сидела у меня на коленях и шевелила щечками и розовым носом. Я посмотрела на стол.
-Возьму с собой альбом с карандашами! Вдруг, мне захочется порисовать море или ракушки. Мама говорит, что в поездку нужно брать только самые необходимые вещи.
-Ведь это необходимая вещь, альбом с карандашами,- решила я.
Потом я стала разбирать чемодан с игрушками и вытащила оттуда Мэри. Мэри – это моя любимая кукла. Папа привез мне ее с гастролей. Я решила, что ее тоже необходимо взять с собой. -Ну Мэри же нужно наряжаться, менять платья. Значит нужно взять и ее одежду, -рассуждала я.
Потом, я порылась в игрушках и вытащила механическую собаку. Если ее завести ключом она лает. Сначала я ее тоже хотела взять с собой, но передумала и положила назад. Еще я упаковала в сумку свою новую книгу«Дюймовочка.” Это книжка-раскладушка. Я ее очень любила и решила, что на море она мне тоже будет очень нужна. Когда я сложила все необходимое, то получилась огромная сумка. Мама посмотрела и сказала, что из всего этого я могу взять только куклу и одно платье для нее. Еще мама добавила, что лучше всего будет, если я одену Мэри в самое красивое платье, и этого будет достаточно. Я вздохнула.
Мы уезжали рано утром. Позавтракали, собрались,поцеловались с бабушкой и дедушкой. Я попрощалась с Пеппи. Потом мы присели на дорожку и вышли за порог. У подъезда стояло такси, и мы быстро доехали до аэропорта.
Папа сдал наш багаж, объявили наш рейс, и мы наконец сели в самолет.
Раньше я уже летала на самолете. Два раза. Мое любимое место у окна, поэтому мы с мамой поменялись местами. Я люблю смотреть на небо, на облака, на удаляющиеся дома и леса. Тут объявили, чтобы все пристегнули ремни,и мама меня пристегнула. Мы взлетели. У меня перехватило дыхание, и я заулыбалась. Я посмотрела на папу. Папа сидел с закрытыми глазами. Мы взлетали все выше и выше, и дома становились все меньше и меньше. И вот уже сверху город кажется совсем игрушечным. Маленькие домики, маленькие машины ездят вперед, назад, множество дорожек и крошечные человечки. Будто маленький сказочный город. Страна маленьких человечков- лилипутов. И море сверху всегда кажется таким маленьким, как синяя лужа. Я разглядываю город,а самолет набирает высоту.
И вот облака барашки уже плывут наравне с нами. Мы летим, а они плывут. Кажется, что их можно потрогать рукой. Мы взлетаем еще выше. И теперь облака плывут под нами, внизу. Я посмотрела на папу. Он спал. Мама разгадывала кроссворды. Она может этим заниматься с утра и до ночи. Когда разгадает один, то сразу берется за другой. У нее какой- то азарт появляется.
Мы быстро долетели. Папа успел выспаться, мама отгадала кроссворды. Мы получили свой багаж. В аэропорту на выходе нас встретил дядя Герман. У меня сразу испортилось настроение. Он повел нас к машине, и мы поехали в порт. Папа с дядей Германом сели впереди,а мы с мамой сзади. Всю дорогу папа с дядей Германом говорили о работе.
Еще в аэропорту, когда я вышла из самолета я почувствовала, что воздух был другой, влажный, теплый,вкусный. Я смотрела в окно машины.
Дома приветливо смотрели на нас. Есть дома важные деловые, а есть задумчивые и ласковые. И старенькие дома мудрецы тоже есть, как бабушка, -думала я и щурилась от солнца.
А вон, большой подъёмный кран глядит с высоты на город, Он видит далеко впереди. Он разговаривает с небом, и слушает ночные звездные сказки, -думала я,весело подмигивая ему.
Мы всё ехали, а пароходов все не было. Пахло листвой и цветами.
-Папа, а когда мы поедем на пароходе?-спрашиваю я.
Я никогда еще не видела пароходов, только по телевизору или в книжках. И мне не терпелось увидеть настоящий пароход.
-Скоро приедем Ася, потерпи, -ответил папа.
И вот мы въехали в порт. Я увидела море.
-Море! -кричу я и показываю пальцем.
У берега стояло много теплоходов.
-Смотри, мама пароходы!- тормошу я ее. А какой наш?-не унималась я.
Папа повернулся и строго посмотрел на меня.
Наконец, мы остановились и вышли из машины. Сразу вкусно запахло. Солено-сладким, пряным. Я поняла, что это пахнет море. Я зажмурилась и резко открыла глаза.
Перед нами, впереди, торжественно стоял огромный белоснежный пароход, с длинными рядами круглых окошек. Пароход сиял от чистоты и солнечных бликов. Он как будто улыбался и приглашал пассажиров на борт своего корабля, чтобы отправиться в далекое путешествие. Посередине на боковой части, черной краской были выведены большие красивые буквы.
-Папа, а что там написано?-показываю я пальцем на пароход.
-Белоруссия, -прочитал папа. Так называется этот теплоход.
Я залюбовалась, но мама взяла меня за руку и потащила по высокой лестнице вверх. Папа и дядя Герман шли впереди нас с чемоданами. Я оглянулась. За нами поднимались по лестнице люди, все с чемоданами. Наконец, мы вышли на палубу. Мне захотелось остановиться и посмотреть вниз, с высоты корабля на землю, но мама дернула меня за руку, и мы пошли вперед по палубе. Потом мы повернули и вошли в дверной проем. Я увидела лестницу, которая вела вниз, вглубь корабля. Мы спустились. Вокруг было много коридоров, стеклянные витрины маленьких магазинов. Еще лестницы, много лестниц, которые вели куда-то вниз.
-Целый город внутри корабля, -думала я. Почему-то я вспомнила про Алису в стране чудес.
Мы остановились у двери, дядя Герман открыл ее ключом, и мы вошли в каюту. От удивления я открыла рот, но сразу закрыла, вспомнив, что мама говорила, если так открывать рот, то может залететь муха. Перед нами была маленькая уютная комната: три маленьких кровати,две внизу и одна наверху, маленький стол, зеркало и туалет с душем. Широко улыбаясь, я посмотрела на маму. Мама сразу стала разбирать вещи, а папа пошел узнавать про обед и про концерт. На следующий день папа должен был выступать в музыкальном салоне.
Мы жили на теплоходе интересно и весело. Распорядок дня был простой. После завтрака мы с мамой ходили загорать и купаться. Папа не любил загорать, он только купался. На палубе было два бассейна детский, и взрослый. Пока мама загорала я плескалась, как дельфин. Там я познакомилась с Петей, мальчиком с черными волосами, карими глазами и длинными ресницами. Его ресницы красиво загибались кверху, поэтому его часто принимали за девочку. Петя был весь в веснушках. Мама говорила, что его любит солнышко. Петя, был с родителями, тетей Таней и дядей Аликом. Мы сразу подружились с ним. Он учил меня плавать. Петя ложился на воду и показывал, как надо грести руками. Я повторяла за ним, но у меня ничего не получалось. Я никак не могла удержаться на воде и падала на дно бассейна. Бассейн был мелкий, и тогда я принималась ходить на руках под водой, как ящерица.
Однажды, когда мама пила в баре кофе, я пришла к ней за водой. Я заметила на стене круглые стеклянные окошки. И вдруг, за стеклом, появились плавающие ноги.Ноги, то появлялись, то исчезали. Я вытаращила глаза. Ноги плавали вперед, назад, вперед, назад. Потом,появилось еще пара ног.
-Мама, смотри, что это?-спрашиваю я.
-Это-люди плавают в бассейне, который находится наверху, на палубе, -сказала мама.
-Как это? -удивилась я.
Мама не ответила.
На следующий день, уговорив родителей, я полезла в этот бассейн и нырнула. Там и правда были окошки. Я нырнула еще глубже и увидела маму. Вот это открытие! -ликовала я. С тех пор я не вылезала из бассейна и без конца ныряла к этим окошкам. Это было увлекательнонырять глубоко в бассейн и видеть в окошке маму,которая пьет кофе и находится совершенно в другом месте. Мама всегда заходила утром в бар выпить кофе или стакан сока. И тогда я сразу бежала в бассейн,ныряла и махала ей рукой. А потом спрашивала: Ты видела меня мама, видела?-Да-отвечала мама. Но мама не обращала внимания на мои приветствия и не разделяла мои восторги. Она разговаривала с тетей Таней. Лишь один раз она помахала мне рукой. И вообще, никого вокруг плавающие ноги и моя физиономия почему-то не удивляли.
В конце концов у меня заболело ухо.
-У вашей дочери воспаление среднего уха, -сказал врач.
-Мама, а среднее ухо это какое, у меня ведь только два уха? - спросила я.
Мама ответила, что так называется болезнь моего уха- «Болезнь среднего уха».
Мама стала давать мне лекарства и закапывала в ухокапли. На голове мне сделали бинтовую повязку. В ухе была вата. А поверх повязки с этого момента я носила платок. Правда платок был очень красивый, мамин.Белоснежный с розочками, с бахромой по краям.
Иногда по вечерам папа пел в салоне. И тогда мы с мамой наряжались, чтобы пойти на его концерт. Мама была очень красивая в красном брючном костюме и от нее вкусно пахло. А я одевала длинное платье в больших темных розах. Платье было почти до пола и на спине была длинная молния. Мама сшила его сама. На голове у меня был платок, из -за уха. Я ходила гордая, в мамином платке. -Хоть какая- то будет польза от этого среднего уха, я смогу поносить мамин платок, -думала я, глядя на себя в зеркало.
Мы пришли в музыкальный салон. Люди, уже собрались и расселись на своих местах. Мы с мамой сели в первом ряду. Потом вышел ведущий и что-то говорил. Я не слушала.
И наконец вышел папа, улыбаясь. Он запел и его голос полетел по залу. Он пел очень нежно, поэтому люди улыбались. Мне было приятно, что там на сцене поет мой папа. Я не понимала, о чем он поет, но было очень красиво. Мне нравился папин голос. И тут папа посмотрел в нашу сторону, где мы сидели с мамой. Потом он направился к нам и встал почти рядом. Он пел и смотрел на маму, иногда на меня. Все сразу повернулись в нашу сторону, зашептались. Я покраснела и опустила глаза. Было очень неловко.
Скорей бы папа пошел в другую сторону, -подумала я.Папа словно прочитал мои мысли. Он подмигнул мне и пошел гулять по залу среди рядов. Я выдохнула. У меня снова заболело ухо, и мама отвела меня в каюту. Она закапала мне лекарство, сменила ватку, одела мне пижаму и уложила в кровать.
-Спи Ася. Спокойной ночи. Мы с папой, скоро придем, -сказала мама, поцеловала меня и ушла.
Наверно у меня была температура, потому что я сразу уснула. Когда ночью я проснулась, в каюте никого не было. Я оделась и пошла искать родителей. В баре их не было. Тогда я пошла в ночной кинозал. Там я их тоже не нашла.
И вдруг я услышала голос папы. Я подумала, что мне показалось. Остановилась, прислушалась. Конечно, это был его голос. Он доносился сверху, с палубы. Я поднялась по лестнице и остановилась. На палубе стоял мой папа. Он стоял на борту теплохода и обнимал какую-то женщину. Они смеялись. Я замерла на месте и не могла пошевелиться. А потом папа меня увидел. Он резко повернулся.
- Ася, что ты тут делаешь?-спросил он. Мне захотелось скорей уйти.
-Я искала вас с мамой, -ответила я. Папа вел себя как-то странно.
Ночь дышала морской прохладой. На палубе мягко горели фонари. Снизу, из бара доносилась тихая музыка. Ярко горели звезды, а за бортом шумело могучее и бескрайнее море.
-Это-тетя Нина, познакомься, -сказал папа. Тетя Нина кисло улыбнулась и протянула мне руку.
-Нина, -сказала она. Я пожала ее холодную руку.
-Я пойду к маме, -сказала я и быстро ушла. Как жаль, что со мной нет Пеппи! -шла и думала я.
Я спустила еще ниже по лестнице и зашла в ресторан. За столиком сидела мама, дядя Герман, тетя Мила и еще какие-то люди. Я подошла к ним.
-Асенька, почему ты не спишь?-спросила мама. Я промолчала.
Мама снова отвела меня в каюту, уложила в постель и ушла.
Корабль качало из стороны в сторону. Я посмотрела в окно. Там было черно. Лишь изредка серебрились в темноте верхушки плавающих волн. Я покрепче закуталась в одеяло и свернулась калачиком, прижимая к себе куклу Мэри. За дверью послышались шаги. Мимо прошли люди. Они громко разговаривали и смеялись. Я прислушалась. Из бара доносилась музыка, шум мотора корабля убаюкивал меня. Я заснула.
Глава шестая
Ася с мамой едут в «Детский мир»
Было уже середина лета, когда мы вернулись домой. Дома все было по-прежнему. Только я заметила, что папа изменился. Он стал каким -то задумчивым. Все время о чем -то думал. Потом папа уехал на гастроли, без мамы. В сентябре я должна была пойти в первый класс и маме нужно было подготовить меня к школе. Так мама сказала.
И мама повела меня в Детский мир. Название магазина мне сразу понравилось.
-А там есть игрушки?-спросила я.
-Там много игрушек Ася, но мы поедем в детский мир не за игрушками, а чтобы купить тебе форму и тетради и все что необходимо для школы, -сказала мама.
До Детского мира мы ехали на троллейбусе. В троллейбусе было жарко.
Солнце слепило глаза. Мама купила билеты, и мы сели. Мне нравилось кататься на троллейбусе.
Тяжелая морда задумчивого великана с двумя глазами фарами, -подумала я и улыбнулась.
Я уселась у окна весело болтая ногами. Люди входили и выходили. Некоторые важно читали газеты, другие смотрели в окно, а кто -то громко разговаривал. Я рассматривала солнечные лучи, которые весело скакали по головам и спинам пассажиров. Они то исчезали, то снова появлялись. Женщина в шляпе сильно махала веером, а мужчина рядом все время вытирал лоб платком.
Еще издали, из окна, я увидела огромный магазин. На нем большими красными буквами было написано, я прочитала по слогам - Ми-р.
-Смотри мама!-громко сказала я и показала пальцем-Мир !
-Да, Ася. Это детский мир. Сейчас, мы выходим, -сказала мама, и направилась к дверям. У меня побежали мурашки в животе.
Мы подошли к витрине Детского мира.
-Давай посмотрим, -дергаю я маму за руку. Мама согласилась, и мы остановились. Я стала разглядывать игрушки за стеклом. Чего там только не было! Куклы большие и маленькие, лошадки, плюшевые медведи, машинки. Мне сразу захотелось все купить, но мама потянула меня за руку.
-Ася нам надо идти выбирать школьную форму.
Мы вошли в огромный магазин. Вокруг много людей. Люди толпились в длинных очередях. Шум. Везде игрушки, игрушки, игрушки. У меня зарябило в глазах.Мама тащила меня вперед. Я шла за ней и смотрела по сторонам. Я вертела головой так, что потом у меня болела шея. Мы поднялись по лестнице на второй этаж и зашли в магазин детской одежды. Мама подошла к платьям и взяла 3 штуки.
-Пошли мерить! -сказала она и повела меня в примерочную.
Наконец мы подобрали нужное школьное платье, еще купили два фартука черный и белый, и вышли. Мама ходила очень быстро. Я почти бежала за ней. Она ходила и ходила, от одного магазина к другому. Я очень устала и еле передвигала ногами.
-Теперь нам нужно купить тетрадки, -сказала она, и мы направились в канцелярию. Там мы тоже долго ходили. В конце концов купили тетради в клетку, в линейку, прозрачные обложки, десять шариковых синих ручек, пенал, ластик, счетные палочки и наконец мама сказала, что мы идем домой.
По дороге домой я увидела ларек с мороженым, и закатила истерику в магазине, потому что мама отказалась покупать мороженое. В конце концов мама разозлилась,бросила мою руку и пошла вперед. Тогда я еще больше стала реветь, теперь уже от обиды, оттого что ей все равно, что я плачу. Начала я плакать понарошку, чтобы мама купила мне мороженое, а закончила всерьез. Я так разошлась, что сама поверила, что у меня большое горе, и что я самая несчастная. Так мы почти дошли до выхода. Мама впереди, а я за ней. Иду реву, но маму держу в поле зрения, чтоб не дай бог не потерять. Чем ближе к выходу,тем ускоряю шаг. Потом уже бегу за ней. В конце концов мама победила. Мама всегда побеждала. А я уставшая и обиженная ехала домой молча.
Но мороженое мама все- таки купила. В магазине рядом с нашим домом. Большой, сливочный пломбир! Когда я увидела, что мама покупает мороженое, я сразу забыла про все обиды и оживилась.
-Мама, а купи мороженое в вафельном стаканчике,-говорю я.
И она купила два мороженых в вафельных стаканчиках .
-Только есть будешь дома,-сказала она.
-Хорошо мамочка! -ответила я довольная.
Глава седьмая
Ася пошла в школу, а ночью плакала мама
В сентябре я пошла в школу, в первый класс. Нарядная, с белыми бантами, с портфелем в руке я шла с высоко поднятой головой. Мама несла цветы. Вокруг нас шли дети с родителями, все с цветами. На территории школы народу было как на вокзале.
-Вон там у двери твоя учительница Галина Николаевна, -сказала мне мама, показывая рукой в ее сторону.
Протискиваясь сквозь толпу, мы с мамой подошли к учительнице. Возле нее стояли первоклассники. Звучала торжественная музыка. Мама отдала мне цветы. Директор школы произнесла длинную речь. Потом прозвенел звонок, мы вошли в школу и Галина Николаевна повела нас в класс. Мы зашли в класс, на котором было написано первый А, отдали цветы нашей учительнице и сели за парты. Учительница сложила букеты в ведро с водой и встала перед нами.
-Здравствуйте дети! -Меня зовут Галина Николаевна.Я буду вас учить читать, писать и считать.
Я рассматривала Галину Николаевну.
Она такая же старенькая, как моя бабушка, -подумала я. Седые волосы у нее были собраны в пучок и гладко зачесаны. Несколько седых волосков были у нее на подбородке.
Я повернула голову и стала смотреть в окно. На улице было пасмурно, накрапывал дождь. За окном на дереве сидели две птички и чирикали. Было похоже, что они разговаривают друг с другом.
-Ася Коновалова!громко прозвучало в классе. Я повернула голову.
-Ася Коновалова здесь?-спросила учительница. Я встала.
-Да, -ответила я. Галина Николаевна внимательно посмотрела на меня из- под очков.
-Садись Ася, -сказала она и я опустилась на скамейку.
Галина Николаевна назвала всех детей, которые были в классе и кого не было и закрыла журнал. Потом она начала рассказывать, чем мы будем заниматься в школе. Рассказала про перемены, про то, что у нас будет продленка. Продленка – это, группа продленного дня для детей, которые остаются после уроков в школе. Дети будут ходить на обед в столовую, потом будут гулять во дворе школы, а после этого делать домашнее задание с Галиной Николаевной.
Я снова посмотрела в окно. Я вспомнила, что мама плакала сегодня ночью. Я проснулась ночью от того, что кто- то тихо плакал. Сначала я подумала, что мне показалось. Я встала, вышла из комнаты и прислушалась.Плакали, в маминой спальне. Плакала мама.
Я испугалась. Я не знала, что мне делать. А потом стало тихо и я вернулась в постель. Утром мама была с опухшими глазами и грустная.
-А теперь ребята, достаньте из своих портфелей счетные палочки и положите их на стол, -услышала я голос учительницы.
Я повернулась и вытащила из портфеля коробочку, где лежали белые палочки. Мама, купила две коробочки с синими и белыми палочками. И мы стали играть в игру.
-Достаньте три палочки и положите их на стол. Я достала.
-А теперь достаньте четыре палочки, -сказала Галина Николаевна.
У мальчика Вити, который сидел рядом со мной перевернулась коробочка и все палочки рассыпались по столу. Он начал собирать их в коробку. Я смотрела, как он собирает палочки и все думала, почему мама плакала?Кто ее обидел ? Это было странно.
-А теперь дети, соедините ваши палочки вместе. Сколько палочек получилось? У меня получилось семь. Все хором крикнули- Семь!Мы еще немного поиграли и прозвенел звонок на перемену. Потом был второй урок и третий. Мы учились писать черточки и загагули и букву А. Мне вообще то понравилось в школе.
А потом пришла мама и мы пошли домой.
Глава восьмая
Бабушка Рита и дедушка Леонид уезжают домой
Каждый день теперь я ходила в школу. Я просыпалась, бабушка готовила мне завтрак. Она делала очень вкусные вареники с творогом. Бабушка формировала из теста длинную тонкую колбаску, потом отрезала от нее маленькие кусочки и бросала в кипящую воду, а потом красиво выкладывала на тарелку. Я ела их со сметаной и запивала шоколадным какао с густой пеной.
Бабушка научила меня видеть картинки в чашке с какое, и мы играли с ней в игру. По краю чашки мы искали фигуры из пены. Кто найдет картинку тот выиграл. Я находила слона, иногда веточку. А у бабушки были всегда интересные картины: море, красивые узоры, дельфин. Было интересно.
После завтрака, дедушка или мама отводили меня в школу. Сначала я обедала дома, а потом все чаще стала оставаться в группе продленного дня и обедала в школьной столовой, а потом мы шли с Галиной Николаевной гулять. Забирал меня дедушка и я бежала к нему на встречу, довольная, что пойду домой. Иногда было скучно на прогулке, и тогда я смотрела на ворота школы не идет ли дедушка или мама. А потом дедушка с бабушкой уехали. Однажды вечером я увидела, что баба Рита собирает чемодан.
-Бабуль, что ты делаешь? -спросила я ее. Она подошла ко мне, усадила на кровать, потом как -то грустно посмотрела и обняла меня крепко.
-Ася, мы с дедушкой должны уехать домой. Твоя мама, теперь рядом с тобой, -сказала бабушка и поцеловала меня, -Ты будешь писать нам письма? Ты же теперь умеешь писать.
-Буду бабуль, -ответила я.
И они уехали. Дома стало как- то непривычно пусто. А потом в один из пасмурных дней приехал папа, собрал свой чемодан, и хлопнув дверью ушел. Я стояла в дверях своей комнаты, когда папа прошел мимо меня. В животе что- то сильно сжалось, подкатило к горлу . Может, папа сердится на меня, я что -то сделала не так?-подумала я.
Я подошла к маме.
-Мама, а куда папа пошел?-выдавила я.
-Папа больше не придет, -сказала мама. У папы теперьдругая семья.
И мы стали жить втроем. Мама, я и Пеппи. Мама была грустная, она наверно расстроилась, что папа больше не придет. Она перестала шить. Раньше мама всегда шила мне красивые платья, брюки. К ней часто приходила тетя Таня или тетя Галя и просили маму что-нибудь для них сшить. Теперь мама, убираясь в квартире, садилась на стул, и подолгу сидела, уставившись в одну точку
Она не отвечала на мои вопросы и была какая- то задумчивая.
И тогда я шла на улицу во двор. Потом приходила Берта и мы играли.
Была зима. На улицы было много снега. Во дворе, снег пушком лежал на ветках клена, а снежинки весело искрились в солнечных лучах. Они падали на нос, на ресницы и блестели на волосах, как короны. За ночьнамело по колено снега, дворники дружно чистили дороги. Мы с лопатками в руках начали лепить снеговика. Скатали большой ком из снега, потом еще один и поместили его сверху. Я стала думать из чего сделать нос и руки. Я нашла две ветки и воткнула в снег в места, где должны быть руки. Получилось одна рука короче другой. Потом мы с Бертой вставили два камушка в глаза снеговика. Получилось слишком высоко, глаза на лбу, и я переставила их пониже. Получилось хорошо. Потом мы нарисовали пальцем рот.
-Не хватает носа, -сказала Берта. -Из чего мы сделаем нос?
-Нужна морковь !-говорю я. Я видела мультик про снеговика и там был нос из моркови. Мы огляделись вокруг. Берта вставила палочку, но мне не понравился такой нос.
-Давай принесем из дома морковь!-предложила Берта.
-А кто пойдет домой? -спрашиваю я.
-Давай посчитаем, -сказала она.
-На ком рука остановится, тот и пойдет,-сказала она и принялась считать:
"Эни бени рики таки
Буль буль буль караки шмаки
Эус деус красна деус бумс", -закончила она и рука ее остановилась на мне.
Я побежала домой. Дверь открыла тетя Галя. Мама гладила белье в комнате. Я скинула ботинки и направилась к холодильнику. Я перерыла все, но моркови не нашла.
В комнате тетя Галя что- то говорила маме. Я услышала, что она ругала папу. Я схватила огурец, быстро надела сапоги, и выбежала во двор.
-Зачем ты взяла огурец?-спросила Берта.
-Моркови у нас нет, -ответила я.
Берта развела руками. Мы вставили огурец в нос снеговика. На снегу возле урны валялась бумажная тарелка. Берта подняла ее, отряхнула варежкой и одела ее на голову снеговика.
-Ну вот. Пусть пока побудет с зеленым носом, а завтра я принесу морковку, -сказала она. Так и решили.
Глава девятая
Ася получает письмо от бабушки
Наступила весна. Снег уже весь растаял. На земле запушилась зеленая травка, заголосили птицы. На ветках из почек выглядывали молодые зеленые листья.
Мы с Таней, Сашей и еще две девочки из нашего класса играли в игру “Море волнуется раз”. Уроки закончились,и мы с Галиной Николаевной вышли гулять. Сначала ведущей была Таня. Обычно, она всегда была «вода», так мы называли ведущую. Таня отвернулась и начала говорить считалочку. А мы в это время качались,кружились, плавно двигали руками, изображая волны.
"Море волнуется раз
Море волнуется два
Море волнуется три, морская фигура на месте замри,"-говорила Таня.
Мы замерли, изображая морское животное. По правилам игры ведущий должен был выбрать кого-то из нас и оживить фигуру. А выбранный должен изобразить задуманную фигуру. Если угадает, то «водой» становится показывающий. Таня ходила вокруг нас, смотрела и прикоснулась к Дине, и Дина «ожила». Она стала показывать осьминога. Плавно водила руками вверх и вниз. Таня сразу угадала ее фигуру и теперь Дина стала водой. В этот момент Дину Волкову позвала Галина Николаевна.
-Дина, за тобой папа пришел, -сказала она.
Дина побежала к папе. Папа нежно обнял ее, прижал к себе и поцеловал.
-Какой красивый, и добрый, -подумала я и отвернулась.
- Папа больше не придет, -вспомнила я слова мамы. У него другая семья. У меня сильно заныло в животе. Я взяла какую - то ветку и стала возить ей в луже. Я стала рассматривать в луже картинки. В ней отражались ветви дерева. А в другой луже плыло серое облако, а рядом кусочек забора. Полосатая лужа, -подумала я и улыбнулась.
Потом забрали Сашу и Таню. Я осталась одна и все смотрела на школьные ворота. И вот появилась мама.
-Мама!-закричала я и побежала к ней. Мама обняла и поцеловала меня.
Мы пришли домой, мама нажарила картошки с грибами, и мы сели ужинать.
-Ася, как ты отнесешься к тому, что у тебя будет сестренка?
-Ты бы хотела?-спросила она.
Я задумалась. У Тани был маленький брат. Они часто гуляли во дворе. Таня гордо водила его за ручку и вела себя, как настоящая мама, -вспомнила я и согласилась.
-Я буду заботиться о ней и воспитывать ее, -сказала я.
А потом у мамы вырос большой живот. Он все рос, рос и стал огромным. Мама сказала, что там живет сестренка и погладила по животу. Я никак не могла понять, как это сестренка может жить в животе у мамы. Я посмотрела на мамин живот, потом на себя в зеркало.
-Мама, как же она там помещается?-спросила я.
-Она еще совсем крошечная, -ответила мама.
Еще мама сказала, что сестра толкается оттуда ножкой. Это она так общается.
-А можно послушать мама ?-спросила я.
Я прислонила ухо к маминому животу, но ничего не услышала.
А потом родилась Лиза. Она лежала в кроватке в маминой спальне совсем крошечная, тесно завернутая в пеленку и спала. К кроватке, прямо над Лизой, была прикреплена игрушка подвеска. Яркие, веселые шарики и зверюшки. Я подходила к кроватке, трогала медвежонка, лисичку,зайца, и они тихо гремели, а Лиза улыбалась.
В школу меня стала отводить тетя Галя, Танина мама,потому что моя мама не могла оставить Лизу. Тетя Галя с Таней заходила за мной, и мы вместе шли в школу, а потом из школы. Мама нянчила маленькую Лизу, а я подолгу смотрела на нее. Какая же она маленькая, как кукла, -удивлялась я. -Какие маленькие ручки и ножки. Мама все время ее кормила грудью, потому что Лиза плакала, меняла пеленки.
Я часто вспоминала о бабушке. Я скучала по ней. Однажды я пришла из школы, а мама говорит с порога: -Ася, тебе пришло письмо, от бабушки Риты. Оно лежит у тебя на столе.
Я побежала к столу. На столе и правда лежал конверт.Бабушка, -обрадовалась я. На конверте было написано:Коноваловой Асе. Я открыла конверт, достала письмо и начала читать вслух:
”Здравствуй моя дорогая внученька. Как ты там живешь.? Вспоминаешь ли свою бабушку?Как ты учишься?Нравится ли тебе твоя учительница. Играешь ли ты в нашу игру, про картинки в какао. Напиши мне все,что у тебя происходит. Очень по тебе скучаю. Вот ты вырастешь, и сама приедешь к своей бабушке. Дай бог дожить до этого! Буду рада получить от тебе хоть какую-то весточку. Крепко обнимаю тебя. Твоя бабушка”.
Бабушка писала не очень разборчиво и некоторые слова я не понимала, и тогда спрашивала у мамы. Я прижала письмо к груди. Потом отложила, вырвала из тетрадки листок и начала писать:
”Здраствуй бабушка. У меня все харашо. Папа с нами не живет. У него другая женщина и другая семья. Так мама сказала. Я учусь харашо. Учительница ставит мне четверки. А я хочу питерку. Но она почему-то не ставит. У меня родилась сестра Лиза. Она очень маленькая и харошая. Я с ней играю. Бабушка, а когда ты преедеш ко мне?Я скучаю без тебя. Целую твоя внучка Ася".
В конце я нарисовала розовым фломастером большое сердце. Потом я хотела еще нарисовать рисунок, на котором я и бабушка. Но по телевизору начались мультики, и я решила нарисовать его на следующий день.
Глава десятая
Ася узнает про обман своей подруги Тани
До шестого класса мы дружили с Таней Герасимовой. Еще со второго класса Танина мама водила нас в школу, и забирала, потому что моя мама сидела с маленькой Лизой. В школе мы с Таней сидели за одной партой. Мы учились в шестом Б. На уроке весь класс писал контрольную по математике. Я снова была не готова к контрольной. Задачки не давались. -Опять будет двойка, -думала я, рисуя в своем блокноте.
Я повернула голову к окну. На улице было тепло и солнечно. Весело щебетали птицы.
Солнце так и брызжет в окно! -думала я и улыбалась.Лучи расплескались по всему подоконнику. Все цветы на окне горели золотым светом и яркой, сочной зеленью.Кружево жасминовых листьев светилось ярким салатовым.
На солнце просвечивались тоненькие прожилки. Солнечный жасмин!
Я перевела взгляд на небо и стала рассматривать медленно плывущие серо белые облака.
Вот большое облако медвежонок плывет мимо меня.
А следом за ним поплыл большой серый кабан. А вон еще один кабан с длинным пятачком, чуть побольше первого. А теперь поплыла большая серая простыня. Смена декораций.
Вот показался дельфин. Какой он маленький и милый.
Следом несется огромная голова белой мыши. Она- стремительно, вытянув морду, плывет вперед. Интересно, куда она плывет?Может за кем -то гонится? А может плывет по своим мышиным делам.
Этажом ниже поплыл поросенок.
А слева, на небесном экране, встретились друг с другом мама кит и маленький китенок. Китенок тычет маму в нос. У них семейная идиллия.
Воздушные карусели!Я любила играть в эту игру еще с детства. Мы всегда играли в нее с бабушкой. Угадывали фигуры из облаков. И еще из какао.
Я посмотрела на Таню. Таня строчила задачки. Я всегда считала Таню своей лучшей подругой и доверяла ей. Я подумала про Олега и повернула голову в его сторону. Он улыбнулся.
В то время мне нравился Олег, мы дружили с ним. После уроков мы всегда вместе шли домой, иногда гуляли в парке. Таня часто ходила с нами. Мы с Олегом шли и болтали, у нас всегда были общие темы. Таня, когда была с нами, молчала или говорила, что-нибудь невпопад. И всезамолкали. Мне всегда было неловко сказать ей, что мы хотим погулять вдвоем, а она не понимала.
А однажды я пришла в школу и заметила, что Олег как- то странно на меня посмотрел. После уроков он не пошел меня провожать. А потом вообще стал избегать. Я рассказала об этом Тане.
- Я же говорила, что ты ему не нужна. Он встречается с другой.
- Я видела его с девчонкой из шестого А класса, -сказала она.
Таня все время меня убеждала, что я Олегу не нравлюсьпо- настоящему, что он не всерьез. В конце концов мы перестали с ним даже здороваться. Я демонстративно не обращала на него внимание. Однажды Олег позвонил мне и спросил:
-Это правда, что ты встречаешься с Клюевым из параллельного?
-Чего?Я с Клюевым?-заорала я в трубку. -С чего ты взял?
-Ты скажи сначала правда или нет.
-Конечно нет,-засмеялась я.
-Мне Таня сказала,-ответил Олег.
-Таня так сказала?-не верила я своим ушам.
На следующий день в раздевалке я подошла к Тане и спросила:
-Зачем ты это сделала?
-Ты о чем?-говорит Таня .
-Зачем ты сказала Олегу, что я встречаюсь с Витей Клюевым? Таня покраснела.
-Ну и что. Просто так сказала. Все равно вы не будете вместе ! -сказала она, оттолкнула меня и ушла.
На урок Таня не пришла. После уроков мы снова шли вместе с Олегом домой.
-Пойдем в парк, -предложил Олег. Я согласилась. Хотелось забыть, не думать о том, что произошло. Мы свернули направо и направились в парк.
В глубине парка я присела на скамейку. Олег сел рядом. Солнечный луч выглянул из -за дерева и пощекотал мойнос, левую щеку. Стояли солнечные дни, но в парке было прохладно.
Я сбросила босоножки и прошлась босиком по траве. Ногам стало мягко и прохладно.
Зашумело. Закачали ветвями деревья. Повеяло легкой сладостью. Вокруг тихо, спокойно. Душа отдыхает. Слышно только, как шумит листва, да щебечут птицы.
Еще только начало августа, но в некоторых местах листья на деревьях уже пожелтели и засохли. А трава еще сочная, зеленая. Прохладно и тепло одновременно. Солнце скромно выглядывало из -за верхушек кленов. Впереди, на пруду скользили по воде лодки с людьми.
Я изучала шмеля. На ромашку побольше присел шмель и сразу перелетел на другую, которая поменьше. Тонкий стебелек закачался под весом непрошенного гостя. Шмелю неудобно, и он улетел.
-Похож на Карлсона в полете,
-Так хорошо здесь! -сказала я.
Олег посмотрел на меня как -то загадочно:
-А я и не знал, что у тебя глаза изумрудного цвета.
-Они часто меняют цвет, зависит от погоды, солнца, от настроения, -пошутила я.
Людей в парке было мало. Недалеко от нас сидели две старушки. Они тихо и спокойно беседовали. Было что- то приятное, уютное в них. То, как тихо они разговаривали.
Высоко в ветвях дуба громко каркнула ворона. По лужайке порхала бабочка. Так неугомонно, будто никак не могла выбрать место, где ей приземлиться. Снова закричала ворона.
Тут зашумело и волной понесло по листве. Мягко, меняя динамику, с усилением звука и снова все стихло и замерло.
-А ты любишь слушать ветер? - спросила я у Олега.
-Не знаю, не пробовал, -ответил он.
-Закрой глаза и слушай.
-Почувствуй его прикосновение.
-Слушай, как музыку, -продолжала я .
Снова зашумело, только уже с другой стороны парка. Немного приглушенно. Зашевелились, затрепетали листья клена и тополя. Покачиваясь, замахала руками ветками ель, мягко дирижируя в такт музыки.
-Похоже на море, -сказал Олег.
-Как будто невидимый музыкант стукнул молоточком первый колокольчик и миллионы колокольчиков зазвучали, посыпались следом. Начиная с piano, уходя на crechendo и заканчивая pianissimo, -добавила я.
-Это песня ветра и деревьев. Песни у ветра бывают разные: любовно нежные, страстные, призывные, горюющие, -продолжала я.
-Никогда не думал, что так приятно слушать ветер, -сказал Олег.
Я промолчала, хотя было приятно слышать эти слова от Олега. Я чувствовала, что мне хорошо рядом с ним. Хорошо разговаривать, хорошо молчать вместе и слушать. Олег не нарушал гармонию этого волшебного мгновения, которое так легко было спугнуть и потерять.
-Хорошо, когда вместе можно слушать ветер и видеть чудеса вокруг. Может это и есть любовь? Когда вместе, на одной волне, -думала я.
Мы еще долго гуляли по аллеям парка, медленно шли и слушали ветер, хруст веток и сухих шишек под подошвами. Пахло хвоей и липами. И всем, всем, всем еще.
Из рюкзака Олега торчал термос с кофе. Ветер шептал нам в след.
На следующий день я заболела. Вечером поднялась высокая температура. Я проболела неделю. Олег навещал меня. Потом, когда я пришла в школу Таня сидела уже за другой партой с Юлей Гороховой. Мы перестали общаться с Таней. Просто не замечали друг друга.
А в седьмом классе мы стали дружить с Людой Михайловой. Люда хорошо соображала в математике и помогала мне с домашним заданием. Я совсем скатилась в школе по успеваемости. У меня не было желания и интереса к учебе. Люда сказала, что это называется депрессия. Папа Люды был профессор, он преподавал психологию, поэтому Люда была подкована в этом вопросе. Она объясняла мне, что такое часто бывает у детей при разводе родителей.
-Это когда становится неинтересно жить, учиться, не радует солнце и цветы. Как будто внутри человека перестает гореть огонек, а внутри образуется какая -то пустота и человеку становится все равно, что происходит вокруг, -объясняла она.
По дороге домой, я все думала над ее словами, и про депрессию. Ветер хлестал мокрым снегом по лицу. Был конец ноября. На улице было холодно, но я не чувствовала холода. В тот день, когда ушел папа, время словно остановилось. Я словно жила и не жила. Я зашла домой. Дома у нас снова был дядя Илья. Он все чаще приходил к нам. Дядя Илья занимался со мной уроками, помогал мне с математикой и физикой. Он хотел, чтобы я подтянулась в учебе. Говорил, что я очень способная, просто запустила школьный материал.
А потом дядя Илья и мама поженились.
Глава одиннадцатая
Ася встречается с папой
Однажды позвонил папа. Он предложил мне встретиться. Я согласилась. Мы встретились у метро, и папа пригласил меня к себе домой. Мы давно не виделись и мне было неловко. Я видела, что ему тоже.-Папа изменился, пополнел. Только глаза остались те же. Небесно- голубые, -подумала я. Папа закурил сигарету.
-Никак не могу бросить!-сказал он, чтобы сгладить неловкость от образовавшейся паузы. Мы пошли в сторону его дома.
Стоял теплый летний вечер. Солнечный, тихий, оранжевый. Последний день августа. Листья на деревьях уже желтели и падали. Под ногами шуршала сухая листва. Солнце грело спокойно, на душе было уютно в этом солнечном августе. Пахло осенью. Легкий ветерок развевал мои волосы, обдувая прохладой.
Мы шли спокойным шагом. Папа рассказывал, что больше не поет для людей. Пошутил, что пора на пенсию. Потом еще что-то говорил. Я слушала его голос. Потом он замолчал, и мы шли молча. Я вдыхала вечерний воздух и всем телом чувствовала идущего рядом папу. Большого и сильного.
Наконец мы дошли до дома, зашли в подъезд, и поднялись на шестой этаж. Папа достал ключ, но тут дверь открыла Нина. Я сразу узнала ее. Женщину с корабля. Я поздоровалась.
-Здравствуй Ася, -сказала Нина. Проходи.
Я вошла, сняла ботинки, и мы зашли в комнату. В комнате было уютно. На круглом столе стояла ваза с цветами. У стены полки с книгами. В углу торшер.
На стене висели фотографии в рамках. На одной фотографии - папа на сцене. Рядом, висела их совместная фотография, папы и Нины. Я отвернулась.
-Пойдемте пить чай!-предложила Нина, и мы прошли на кухню. На столе в коробке стоял торт. Папа сразу начал его распаковывать.
-Ты какой чай любишь, зеленый или черный, или травяной?-спросила Нина.
-Травяной, -ответила я.
Нина поставила на стол сервиз и заварила чай в заварочном чайнике. На столе в коробке лежали шоколадные конфеты.
-Не стесняйся, бери конфеты, -сказала Нина. Папа стал разрезать торт. Положил мне и Нине в тарелку. Я все время чувствовала на себе папин взгляд. Было неловко и я уткнулась в чашку с чаем.
- Как ты учишься Ася?-спросил папа. Я заерзала на стуле.
-Ну так, по-разному, - ответила я.
-Ты уже в шестом классе?
-Да, -ответила я.
-Совсем взрослая, -сказал папа.
Торт совсем не хотелось, и я ела через силу. Снова все замолчали.
Тут Нина сориентировалась и стала рассказывать про свою работу. Нина работала на шоколадной фабрике. Поэтому конфет у них всегда было предостаточно. Она рассказывала, как делают конфеты, как потом их упаковывают, рассказала смешные истории, которые произошли у них на работе. Мы смеялись. Мне было спокойно у них. Нина старалась, ухаживала за мной. Я чувствовала, что папа смотрит на меня, изучает. Я перевела взгляд на чашку с чаем и разглядывала ее орнамент. Потом мы наконец встали, я сказала, что уже поздно и мне пора ехать домой. Мы попрощались,обнялись, и вышли с папой на улицу.
Уже смеркалось. Зажгли фонари. Мы шли по проспекту, а вокруг горели рекламы, названия магазинов. Красный,желтый, зеленый. В трамваях горел уютный мягкий свет и сидели пассажиры. И весь он светился огнями.
-Смотри папа, огоньки!-услышала я и обернулась.
Мимо нас прошли мужчина и женщина с ребенком. Девочка шести лет держала за руки маму и папу. Она шла между ними и с интересом, открыв рот смотрела в сторону трамвая. Я смотрела на эту девочку, вглядывалась в ее лицо, и тут трамвай тронулся и поехал. -Мой домик на колесах, -подумала я. Я узнала себя в этой девочке.
Вдруг, в один миг, я осознала, что мое детство закончилось, что оно ушло навсегда. Я стала взрослой. И это немного грустно, но это и хорошо. Передо мной целая жизнь! Там, впереди, меня ждет много интересного и загадочного. Мне надо найти свое место в этой сложной, таинственной и прекрасной жизни. В жизни, конечно, не так все гладко и пушисто, но если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что на самом деле все не так уж плохо, а даже очень хорошо! У меня много людей,которые меня любят и которых люблю я. Мама, папа,бабушка с дедушкой, Лиза, дядя Илья, Нина, и мои друзья.Все они живы и счастливы, и это главное. У меня целый мир, который я люблю! -подумала я, и мысленно обняла его руками. Я смотрела вдаль. Трамвай уходил все дальше, и дальше.
Я смотрела ему вслед, мысленно махая рукой, пока он совсем не скрылся из виду.
-Трамвай уходящего детства, -подумала я и улыбнулась.
А потом я подошла к папе и крепко обняла его.
-Увидимся?-спросил он. Я нежно посмотрела в его глаза.
-Конечно папа.
-Тогда до встречи!-сказал папа и подмигнул мне.
Я широко улыбнулась и вошла в метро.