Стрит-фотография. Добрались. Что первое приходит на ум при виде этого словосочетания? Для каждого, кто хоть иногда посещал уроки английского в школе, знакомо слово "Street" - улица. Отсюда вывод - дословно: "уличная фотография". Стрит-фото - самый своеобразный, уникальный и интересный жанр, в нем нету места постановкам, ничтожно мало времени на подготовку. Уличная жизнь всегда готовит сюрпризы, нужный кадр поймать очень сложно, однако, эти сюрпризы и составляют основу жанра, и сегодня я попытаюсь рассказать о тех кирпичиках, из которых он строится.
Немного истории
Сам термин довольно современный, но вот дал начало самому жанру легендарный фотограф Анри Картье-Брессон (1908-2004) В историю он вошел как гений фотографии, отец современной фотожурналистики, человек с большой буквы. Без дорогущего оборудования он создавал шедевры, грамотно выстраивая объекты в кадре, подбирая идеальную экспозицию, следя за мельчайшими деталями.
Решающий момент
Интересное выражение присутствовало в словарном запасе фотографа: "решающий момент". Для фотографа важно видеть, как изменится обстановка через секунду, нужно быть постоянно начеку, готовым нажать заветную кнопку. Решающий момент - мгновенное видение ситуации, моментальное распознавание происходящего, одновременно с безупречной организацией форм. Это умение манипулировать временными рамками, способность подстроить их под себя.
Одна из его знаменитейших фотографий. Чем она необычна? Дьявол кроется в деталях. Что мы видим? Немного расплывчатый силуэт человека, его отражение и аккуратный дальний план. Теперь продвинемся немного ближе и завеса тайны приоткроется: был пойман тот самый решающий момент - отчетливо видно, что человек перепрыгивает лужу, но снимок был сделан именно в тот миг, когда одна нога еще не коснулась лужи, а другая уже оторвалась от земли.
И тут тоже сработал решающий момент. У Картье-Брессона было немного больше времени подготовиться: заняв нужную ему позицию, он просто дождался, пока в кадре появится действующее лицо.
А тут заметили изюминку? Во-первых, попробуй заставь голубей сидеть по струнке смирно, а еще и так, как требует душа фотографа... Нужна просто молниеносная реакция.
Гениальная фотография, на мой взгляд. Здесь задействованы в первую очередь углы кадра, а точнее диагонали: стулья, поднимающиеся по диагонали вверх, символизируют этакое продолжение жизни - эта бабушка не первая и не последняя, были до, будут после. А сам главный персонаж направлен по диагонали вниз - символ угасания жизни. А может быть и так: у персонажа лишь два варианта - либо оставаться в этом мире и продвигаться далее (как и стулья), либо же перейти уже в другой. Вот, как грамотно выстроенная композиция заставляет нас решать невозможные головоломки: одна фотография - сотни вариантов интерпретации... И все тот же решающий момент.
"Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно... Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю."
Как рождается уличный фотограф
Ну а мы вернемся с небес на землю. Раньше, как и любому начинающему фотографу, мне было достаточно простых пейзажей, будь то улицы города или банальные "деревья к небу". По мере развития, стал замечать, что фото, на которых присутствуют люди, намного экспрессивнее, насыщеннее, оригинальнее. И вот, изучив историю, которую буквально только что я рассказал, я создал одну из первых "стрит-фото" работ.
И вот, уже осознанно сделав свое первое фото, я почувствовал, что какой-то механизм внутри меня заработал, я уже не мог смотреть на мир так, как смотрел еще вчера, куда бы не бросил взгляд - везде видел забавные минисюжетики для будущих шедевров. Впоследствии, я, конечно, разобрался во многих тонкостях этого искусства, но и многих высот мне еще предстоит достичь.
Невидимка
Одну из таких тонкостей заменить ничем невозможно, она присутствовала и у Анри Картье-Брессона, и появилась у меня, и нужна каждому стрит-фотографу - невидимость. Ведь вряд ли все люди будут рады, что вы их снимаете. Мой переход в режим инкогнито начался с переключения камеры на беззвучный режим - благо такими ресурсами мой спичечный коробок обладает. Именно благодаря отсутствию шума у меня получалось очень близко подобраться к цели, которая даже и не замечала, что уже давно стала жертвой фотографа-любителя. Далее - одежда. Пришлось забыть про яркие худи и свитшоты, кепки и кеды - все темное, а желательно даже серое (поможет замерить экспозицию). Мне пришлось слиться с толпой, научиться владеть камерой настолько незаметно, что даже сам я, будучи на месте другого, не сообразил бы, что попал под прицел объектива. А кстати, что касается объектива, было бы круто использовать телевик. Он идеально подходит для такой скрытной съемки - не обязательно и камеру в лицо объекту пихать. На самом деле, тут спасают и откидные мониторы: ты можешь направить всевидящее око в одну сторону, а сам смотреть в другую, краем глаза косясь на мониторчик с картинкой. И удобно, и главное незаметно.
Фрейминг
В эфире рубрика эксперименты - вот уж точно, без чего не обойтись как начинающему, так и профессиональному стрит-фотографу. Нет необходимости зацикливаться на одном типе сюжетов, нужно стремиться найти что-то новое - а вдруг, вы, именно вы станете основателем какого-нибудь своего нового жанра. Приведу пример: был момент художественной жизни, когда у меня получилось сделать интересный кадр, который состоял из довольно живописного мостика и двух человечков. В итоге, где-то пол месяца точно, я бегал по всему городу в поисках новых мостиков и новых на них человечков. Быстро наскучило, честно скажу... Но вот, я вспомнил о том, как мне рассказывали про "фрейминг" - использование естественного обрамления, и вуаля - теперь я бегаю по городу и ищу какие-нибудь рамки. Это была краткая история о том, как один эксперимент порождает сотни различных фотографий, и так, и так далее. Очень похоже на эффект бабочки.
Кстати, что до фрейминга - как-то я уже рассказывал о нем, правда в контексте жанра пейзажной живописи. Так вот, использовать его можно абсолютно везде и смотреться это будет просто великолепно. Как правило, фрейминг подразумевает работу с многоплановой композицией, еще и в несколько шагов: во-первых, рамку надо увидеть, иногда это бывает непросто и находится она в самых неожиданных местах - как например квадратное окошко в домике на детской площадке на фотографии выше. Во-вторых, нужно очень быстро выстроить композицию, ибо объекты стоять на месте долго не собираются, у всех свои дела, даже у уток. Итог: передний план - расфокусированная рамка в виде окошка домика, средний план - заборчик, дерево и бабушки, занимающиеся каждая своим делом, а на дальнем плане озеро и его берег. Кстати, вертолет вклинился в кадр совершенно случайно, его я обнаружил за долю секунды до съемки.
А вот еще немного использования фрейминга в стрит-фото.
Тут своеобразную незамкнутую рамку создают части решетчатого забора, между которыми и втиснулся наш главный объект.
Ну а здесь и так все видно - рамочкой являются ворота из шариков. Но все равно хочу задержаться на этой фотографии. А вот почему: приглядитесь на самую макушку в серединке - злорадствующий шарик - он не касается края кадра. Это очень важная деталь, за которой нужен глаз до глаз. Такая штука называется "воздух". И да, он обязательно должен быть. Наверное, одна из самых распространенных ошибок - потеря воздуха. Довольный возвращаешься с фотопрогулки, садишься за отсмотр результат и вдруг замечаешь, что по сути на идеальной фотографии какой-нибудь такой шарик случайно обрезается буквально на пару миллиметров. Ну неприятная ситуация, не так ли? Придется завтра идти и переделывать...
Контровый свет. Контражур
Поговорим о дневном свете. Ни для кого не секрет, что фотографировать против яркого источника энергии - не самая лучшая идея - вспомните фото на фоне окна, или напротив солнца. Но опытный фотограф осведомлен о такой фишке, как "контражур" Вот пример, который наглядно показывает, что это такое.
Что у нас происходит во время использования приема: усиливается контрастность, теряется насыщенность объектов, даже скорее так: они превращаются в оконтуренные тени. Бояться использовать такой свет не надо, это очень интересный прием. Контражур - расположение света и модели таким образом, что вокруг второго формируется светящийся ореол.
Научившись правильно использовать контровый свет - свет, находящийся позади объекта - можно наделить свои фотографии глубиной, объемом и эстетикой.
Отражение
Как я уже говорил, со временем стоит отступать от обыденного, вливать новые краски в палитру своих фотографий. Например: использование отражений. Это с одной стороны очень простой прием, отражающей поверхностью может стать зеркало, стеклянная стена дома, да даже темная банка из-под пива, но с другой стороны, довольно сложно манипулировать им.
Перед вами один из неплохих сюжетов, построенный при помощи отражения. Для магазина это зеркало было просто рекламой, для фотографа - парк аттракционов. Я провел рядом с этим зеркалом около 40 минут.
Итог
Финальным аккордом я еще раз упомяну такую вещь, как сюжет. Без него никуда. Фотография - это история, смотря на которую зритель должен погружаться в нее с головой, она должна передавать атмосферу, настроение, эмоции. Как только все это появляется - мои поздравления, новый уровень навыков фотографа вы получили.