В статье, основанной на личном опыте автора, поднимается проблема культурно-исторической уникальности Стамбула, затрагиваются вопросы культуры, политики и экономики современной Турецкой Республики.
Стамбул, он же Константинополь, он же Царьград, он же Византий — один из самых старых и противоречивых мегаполисов современности.
Город был основан в 667 году до н. э., однако первые неолитические поселения, по археологическим данным, возникли на месте города ещё в 6400 г. до нашей эры. Стамбул был свидетелем греческой экспансии в Малой Азии и создания Pax Romana, пережил падение Западной Римской, Византийской и Османской империй. Сейчас он продолжает оставаться главным торговым, экономическим, портовым и культурным центром Турецкой Республики.
Благодаря своему выгодному географическому положению, Стамбул, расположенный между Европой и Азией, привлекал в древние века купцов и воинов. Тот, кто владеет городом, который находится на перекрёстке торговых путей, владеет проливами Босфором и Дарданеллами и, соответственно, выходом из Чёрного в Мраморное, а оттуда в Средиземное море, которое омывает страны Магриба (Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко) на севере; Италию, Францию и часть стран Балканского полуострова на юге; Испанию на западе; Сирию, Ливан, Палестину, Израиль на востоке. Такой лакомый кусок хотели заполучить многие завоеватели, поэтому город повидал на своём веку и древних эллинов, и римлян, и викингов, и славян, и арабов, и крестоносцев, и турков-сельджуков, и, так и не войдя в состав Российской Империи, окончательно стал турецким городом. Имея столь бурную историю, город всегда представлял собой сумасшедший микс всевозможных культур и народностей Азии и Европы.
Исследователей и лично меня, всегда волновал вопрос: к какому миру, Западному или Восточному, можно отнести Турецкую Республику и её культурную столицу Стамбул? С одной стороны, Турция, даже в бытность Османской Империи, считалась Европейской страной. «Больной человек Европы», — так писали о Порте, с подачи Николая I, во второй половине XIX века на страницах Times. Кроме того, с 1952 г. Турецкая Республика является членом Североатлантического Альянса и претендует на членство в Европейском Союзе. С другой стороны, 97 % территории страны находятся в Азии, а почти всё восьмидесятимиллионное население Турции относит себя к мусульманам-суннитам [1]. То есть, на первый план выходит дух Востока, а не материалистический мир Запада. Кроме того, характер правления в Турции, тяготеющий, по мнению обозревателя The Daily Telegraph Дэвида Блэра, к диктатуре одного человека, усиливает ощущения, что это — Азия [2]. К счастью, мне представилась возможность лично познакомиться с Турцией, а если быть точнее, с её прежней столицей — Стамбулом, чтобы разобраться в этом сложном вопросе.
Ночной перелёт из Краснодара в Стамбул прошёл без приключений, и в 6:00 по местному времени (которое совпадает с московским) мой самолёт приземлился в аэропорту имени Сабихи Гёкчен — первой в истории Турции женщины-военного пилота и одной из восьми приёмных дочерей Ататюрка. Успешно пройдя регистрацию и забрав багаж, я сели в комфортабельный микроавтобус и поехал в историческую часть Стамбула, где располагалась моя квартира.
Во время пути из Азии в Европу (аэропорт имени Сабихи Гёкчен расположен в азиатской части Стамбула), я имел возможность произвести первичный осмотр города, о котором я столько читал и слышал. До моста Султана Мехмеда Фатиха через Босфор из окна микроавтобуса были видны самые разнообразные постройки во всех мыслимых стилях и формах: начиная от низких одноэтажных домиков с красной черепицей, до высоких многоэтажных офисных зданий из тёмного стекла и металла. В этой части города живут и сирийские беженцы, и крупные бизнесмены. Однако огромные мечети, то и дело выплывающие среди городского пейзажа, как бы намекают всем прибывающим иностранцам, что страна, где девяносто девять процентов населения считаются последователями пророка Мухаммеда [1], не может быть светским государством.
Далее, уже в Европе, наша машина вышла на неширокую дорогу с правосторонним движением, как и в России. По сторонам дороги мелькали старинные дома и исторические здания. Мы въехали в самую древнюю и известную часть Стамбула.
Водитель турок попался на редкость разговорчивый. Представился Анваром. От него мы узнали, что основной отраслью турецкой промышленности является машиностроение и текстиль, последняя — один из старейших и ведущих секторов турецкой экономики. Турецкая Республика экспортирует готовую одежду в такие страны как Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды и США. Страна также славится своими кожаными изделиями. Однако, по словам Анвара, экспорт готовой продукции упал, по сравнению с прошлыми годами, из-за боевых операций президента Эрдогана в Сирии и Ливии.
Начать знакомство со Стамбулом следует с площади Султанахмет. Раньше здесь располагался огромный ипподром, где люди смотрели на скачки, делали ставки. Страсти кипели на трибунах также, как сейчас кипят после матча между Спартаком и Зенитом. В то время, болельщики делились на зелёных, синих, белых и красных. За каждой из группировок были закреплены определённые колесницы, за которые они болели и содержали их. Накал страстей среди болельщиков приводил к крупным потасовкам, а иногда и бунтам. Самый кровавый из них — это восстание Ники, в ходе которого погибло 35 тысяч человек и оказалась разрушена большая часть Константинополя.
Сейчас самого ипподрома уже нет в помине, только кое-где встречаются остатки кладки греческой плинфы, огороженной забором. Однако в центре площади всё-таки остались несколько исторических достопримечательностей. Первая из них — это древнеегипетский обелиск из бело-розового гранита, посвященный военным победам Тутмоса III, первоначально установленный в Луксоре и перенесённый в Константинополь Феодосием I
Рядом расположена Змеиная колонна, привезённая из греческого святилища Аполлона в Дельфах Константином Великим. Чуть поодаль можно увидеть Константиновский Обелиск. Сейчас он имеет неказистый вид, а всё потому, что в ходе четвёртого крестового похода рыцари-крестоносцы сорвали и переплавили бронзовые пластины, которыми был обложен обелиск, приняв их за золото.
Пройдя по площади чуть вперёд, можно увидеть Немецкий фонтан в неовизантийском стиле — подарок Кайзера Вильгельма турецкому султану Абдул-Хамиду II.
То там, то здесь мелькают дружелюбные ребята в синих футболках с надписью «Ask me». Это школьники-волонтёры, помогающие иностранным туристам. Типичная практика, распространённая в европейских странах.
В стороне от площади Султанахмет величественно возвышается огромное многокупольное сооружение из серого камня с голубоватым отливом. Это знаменитая Голубая Мечеть. С двух сторон здания расположены по три минарета: два повыше и один, между ними чуть в стороне, пониже. С них в старые времена муэдзины (служители мечети) призывали правоверных мусульман на молитву (намаз) [3], а сейчас с этой задачей справляются магнитофоны, установленные на минаретах и транслирующие азан (в буквальном переводе с арабского — «кричать на публике») с помощью громкоговорителя. Учитывая, что в Стамбуле более чем 3 тысячи мечетей [4] (для сравнения в Москве — чуть больше тысячи церквей и храмов), а намаз у мусульман 5 раз в день, протяжный азан «Аллаху акбар…» можно услышать в любой точке города.
Строительство мечети началось в 1609 г. по приказу Ахмеда I. Внутри огромный купол с арабской вязью, опирающийся на пять колон. Единственным украшением служат белые и голубые керамические изразцы ручной работы, благодаря котором и получила название мечеть. Для полной облицовки внутреннего интерьера потребовалось более 20 тысяч изразцов и семь лет безостановочной работы лучших резчиков по камню в империи.
Типичное место, которое можно со стопроцентной вероятностью классифицировать как азиатское — это знаменитый Гранд Базар, встречающий каждого посетителя шумом разноплеменной речи, запахом специй и турецкого кофе. Здесь несколько сотен лет идёт бойкая восточная торговля.
Следующее место это — Долмабахче. Эта новая резиденция султанов была построена в середине XIX века и обошлась казне в пять миллионов золотых фунтов. Весь дворцовый комплекс был выполнен в стиле барокко. На мой взгляд, его можно считать первой ласточкой вестернизации, захлестнувшей Османскую империю во второй половине этого же века. Дворец не особо впечатляет. По сравнению с Петергофом и Зимним, это жалкое подобие дворцов западных монархов. Внутри него вы не встретите ни обилие золота, ни изысканных украшений, ни дорогой мебели и огромных малахитовых ваз. Везде безвкусные лестницы, называемые парадными. Ужасное сочетание западного и восточного стилей. Единственное, что заслуживает внимания — это султанский хамам, выполненный в мраморе, окна которого выходят на Босфор.
Куда больше положительных впечатлений доставляет прогулка на пароме по Босфору. Вообразите, вы сидите в уютном кресле на верхней палубе, положив ноги на мягкий пуфик и подставляете лицо морскому бризу. В руках у вас горячий вкусный турецкий чай, который вы пьёте маленькими глотками. По сторонам открывается прекрасный вид на старый город. То тут, то там, около подножья этой громадины, встречаются усадьбы османской знать в стиле барокко. В самом узком месте пролива с двух сторон возвышаются башни с крепостной стеной, построенные турками перед захватом Константинополя, с целью отрезать город от поставок с моря.
Кроваво-красный диск солнца появился на востоке и осветил воды Босфора и семь холмов, на которых тихо дремлет древний город. Под протяжный утренний азан муллы плотно позавтракав, можем отправляться в Айя-Софию, визитную карточку города, чей темно-багровый силуэт с огромным куполом и четырьмя минаретами виден с моря.
История этого сооружения весьма удивительна. Более 900 лет собор Святой Софии был храмом. Именно под его сводами произошёл раскол некогда единой православной церкви на западную-католическую и восточную-православную. После захвата Константинополя храм был превращён в мечеть и просуществовал около 400 лет. Сейчас это национальный музей. Тем не менее, президент Эрдоган время от времени заявляет, что неплохо было бы вернуть зданию статус мечети [5].
Отстояв приличную очередь и заплатив за билет 72 лиры, мы, наконец-то, входим через парадный вход в собор. Нашим глазам открывается удивительный вид: под огромным куполом, как будто парящим в воздухе, находятся сотни туристов из разных стран. На стенах тут и там виднеются потёртые византийские фрески, скрытые многие столетия от человеческих глаз под толстым слоем штукатурки. Ныне тусклые мозаики мирно сосуществуют с золотой арабской вязью с девяноста девятью именами Аллаха. Везде на глаза попадаются высокие строительные леса — это на деньги греческих спонсоров идёт масштабная реставрация музея.
Взойдя по тёмному коридору на верхний предел храма, где в эпоху империи во время богослужения находилась знать во главе с императорской фамилией, наша нога ступила на мраморный пол. На стенах часто встречается изображение императора и императрицы по бокам и Иисуса Христа, либо Богоматери в центре. Позабавила руническая надпись, нацарапанная на перилах и датируемая девятым веком. Дело в том, что личные телохранители Императора были викинги — лучшие воины того периода. Из них была сформирована варяжская гвардия, сопровождавшая базилевса на всех мероприятиях. Наверное, один из них, зевая от скуки на очередной литургии, решил оставить граффити в таком интересном месте и нацарапал своим скрамасаксом: «Хальвдан вырезал» [6]. Что ж, самовыражение было присуще человеку на протяжении всей его истории.
Всех, кто когда-либо решит прокатиться на пароме вверх от центра города по проливу Золотой Рог ждёт настоящая азиатская личина Стамбула. Здесь расположена старинная Белая Мечеть, к которой стекаются паломники со всего Ближнего Востока. Тут и там мелькают арабки, укутанные с ног до головы в чёрную материю. Рядом расположено мусульманское кладбище, спрятанное под кронами кипарисов. Здесь, под тяжёлыми каменными стелами с затейливой арабской вязью, покоятся останки многих поколений.
Однако, чтобы получить полное представление о Стамбуле, необходимо пересечь Босфор и оказаться в Азиатской части города. Несмотря на название, это место не похоже на Азию. Женщины носят брюки и шорты, ходят с непокрытой головой. Все мужчины выглядят и одеваются одинаково: это брюнеты с короткой чёрной бородой, всегда модно подстриженные с идеальным пробором. Старые турки носят усы, без бороды. Молодёжь ориентирована на европейскую моду. Гуляя по крутым улочкам, можно подумать, что находишься где-то в южной Европе: в Италии или Испании. Везде уютные кафе, где сидят, пьют пиво, играют в нарды и курят крепкие папиросы красивые брюнеты. Если внимательно вглядываться в лица, можно заметить, что преобладает европейский тип внешности. Практика гаремов была широко распространена в Османской Империи, и высоким спросом пользовались славянские пленницы. Невольно вспоминается фраза из фильма «Баязет»: «Вы знаете, поручик, почему у местных жителей такие благородные лица? - это потому, что они веками воровали красивых женщин».
Таким образом можно заключить, что однозначно отождествлять Стамбул с европейским, либо азиатским городом нельзя. Города формировался не одну сотню лет на пересечении двух противоположных миров и сочетает духовность Востока с рядом признаком западной культуры.
Список использованной литературы
1. ЦРУ. The World Factbook / Ближний Восток: Турция [Электронный ресурс] (дата обращения 3.11.2019)
2. ИноТВ. The Daily Telegraph: Эрдоган становится все опаснее [Электронный ресурс] (дата обращения 3.11.2019)
3. Али-заде, А. А. Муэдзин // Исламский энциклопедический словарь — М. : Ансар, 2007.
4. Haldun Hürel, İstanbul’u Geziyorum Gözlerim Açık, Dharma Y., İstanbul 2005.
5. РИА Новости. Собор Святой Софии станет мечетью в ответ на действия США, заявил Эрдоган [Электронный ресурс] https://ria.ru/20190327/1552162727.html (дата обращения 28.10.2019)