Найти тему
Мета - классика

Все любят кроликов

Представьте очаровательного ребенка, который приоткрывает двери перед своим воображаемым другом, устраивает с ними чаепития и знакомит его со взрослыми. Все вокруг умиляются и с удовольствием поддерживают игру. Всё меняется, когда столь же очаровательно себя ведёт 40 летний глава семьи. Герой фильма «Харви» Генри Костера, Элвуд Дауд представляет всем своим знакомым Харви двухметрового невидимого кролика. Фильм снят в 1950 году, поэтому главный конфликт – соблюдение приличий. Старшая сестра Элвуда Вета пытается выгодно выдать замуж свою дочь Миртл Мей, но для этого нужно устраивать светские приемы, но о каких приемах может идти речь, если в доме живёт сумасшедший. После очередного казуса раздосадованная Вета решает отправить брата в психиатрическую лечебницу, но по ошибке попадает туда сама.

-2

В основе фильма лежит пьеса Мери Чейз, которая была крайне успешна. Спектакль адаптировали для телевидения 5 раз, а Чейз получила за эту работу Пулитцеровскую премию. Она стала одной из 14 женщин, получивших эту награду. Ремейк фильма Костера хотел снять Спилберг, но передумал. До сих пор «Харви» остаётся любимым фильмом в Америке.

В России фильм мало известен, мне кажется основная причина в том, что Элвуд Дауд счастлив. Добрый, любящий, почти блаженный герой не сталкивается с непониманием, он не проходит путь страдания, чтобы заслужить себе место среди людей. Окружающие добродушно посмеиваются, но не отвергают героя. Любимый троп русской литературы, герой не вписывается в общество, страдает и в отместку мстит или высмеивает окружающих. «Харви» - история лишнего человека, рассказанная наоборот. Элвуд Дауд был одним из лучших выпускников престижного университета, он глава знатного рода, в прошлом он прекрасно вписывался в светское общество. Но за фазой отрицания и гнева всегда приходит принятие, поэтому герой не опускает едких шуток, наоборот он предельно тактичен как с богатыми, так с работягами в баре. Русская культура же идёт другим путём, юношеский максимализм лишних людей сменяется апатией, таких героев мы наблюдаем у Чехова. Русская литература не показывает хэппи эндов, она предостерегает от разложения, но не говорит, как именно его избежать. Элвуд Дауд нашёл компромисс с миром, но в русском менталитете комедия – низкий жанр, поэтому философия фильма мало кому близка.

-3

В эпизодах «Харви» как и в большинстве фильмов 50х на фоне основного конфликта показан быт разных социальных классов, положение женщин и другие темы, которые могли бы стать для нас темой рефлексии. Костер не видит в этих вопросах социальных проблем, поэтому для современного зрителя он во многом устарел, и мотивация героев иногда кажется не очень логичной. Элвуд Дауд очаровывает открытостью миру, своим отношением к ней, поэтому «Харви» маст хев для всех кому нужно немного уверенности в верности своего собственного пути.

Полюбите своего кролика
Полюбите своего кролика

Отдельное удовольствие «Харви» для собирателей кинофантастики. Фильм из тех редких произведений, где героям не нужно спасать мир с помощью сверспособностей или себя от Нечто. «Харви» - легкая философская сказка для тех кто ностальгирует по эстетике черно-белого кино.