Вечный сюжет
В фольклоре практически всех народов можно найти истории о злой мачехе, ее заносчивой ленивой дочери и падчерице, которая за свое трудолюбие и доброту в конце сказки обязательно получает награду: богатство и хорошего жениха. Существует около 40 вариантов русских, белорусских и украинских сказок о том, как отправленную умирать в зимний лес падчерицу спасает и одаривает Мороз. В очень похожей немецкой сказке добрую девушку награждает госпожа Метелица.
Готовя сценарий по заказу Александра Рому, Николай Эрдман и Михаил Вольпин помимо сказки о Дедушке Морозе использовали еще одну: «Об Иване с медвежьей головой». Оба автора были знатоками русского фольклора и щедро украсили речь персонажей народными прибаутками, что добавило в сказочное действо доброй иронии.
Настоящие, сказочные
Детям с первого взгляда должно быть понятно: этот — злодей, а том — положительный герой, поэтому подбор актеров для фильма-сказки особенно важен.
На роль Мороза режиссер пригласил лауреата и орденоносца Александра Хвылю, и ведь в точку попал — лучшего Деда Мороза до сих пор трудно сыскать! После выхода фильма Хвыля неоднократно бывал Дедом Морозом на кремлевских елках.
Эдуард Изотов со своей былинной красотой как нельзя лучше подходил на роль Ивана. Сказительницу сыграла одна из старейших актрис МХАТа, народная артистка СССР Анастасия Зуева — позже она выступила в том же качестве еще в трех фильмах-сказках Александра Рому. Роль отца Настеньки, старика-подкаблучника, исполнил Павел Павленко, а его жену, злую мачеху, блестяще сыграла Вера Алтайская. Кто не помнит ее бесподобное: «Нет, не прынцесса — королевна!»
Студентку Щепкинского училища Инну Чирикову предложила попробовать на роль Марфушки ассисент режиссера. Второй кандидатской была более опытная комедийная актриса Тамара Носова, поэтому Инна не ожидала, что утвердят ее. «На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи, - вспоминает Чурикова. - Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил». По ходу съемок Инне было нелегко: пока оператор налаживал аппаратуру, она на самом деле замерзла, сидя под елкой, дад еще кто-то вместо яблок положил в корзину лук, и пришлось откусывать его и жевать, будто яблоки. Когда Инна впервые увидела себя на экране во время озвучки, то расплакалась: «Какая же я страшная...»
«Умирающий лебедь» Настенька
Наташа Седых с четырех лет занималась фигурным катанием и подавала надежды — ее коронным номером был «Умирающий лебедь». Но потом девочка стала мечтать о балете, поступила в школу при Большом театре и составила спорт. Еще раз она выступила на льду со своим лучшим номером на одном из праздничных концертов — именно тогда Александр Роу заметил хрупкую 15-летнюю фигуристку.
Фотопробы Наташа проходила без особой надежды: ее конкурентками были такие красавицы! Когда осталось всего две кандидатуры, она и Надежда Румянцева, - тоже не обольщалась. И была очень удивлена, получив сообщение об утверждении на главную роль. Тогда Наталья не знала, что большинство членов худсовета выступали против нее: мол, и ростом мала, и не актриса, да еще пищит, как мышь… Но Александр Артурович настоял на своем — сниматся будет Наталья Седых! Ее внешность и доверчивые глаза как нельзя лучше подходили к образу доброй и покроной судьбе девушки, а особых профессиональных навыков роль не требовала. В балетном училище Наталью отпустили на съемки «со скрипом», ведь она уезжала на несколько месяцев — сначала на Кольский полуостров, затем в подмосковный Звенигород. Несовершеннолетнюю актрису сопровождала мама: она оберегала ее, поила горячим чаем, не давая замерзнуть — ведь снег в фильме был не бутафорский и морозы настоящие. После премьеры Наташу узнали и полюбили миллионы. Вскоре она сыграла Аленушку еще в одной киносказке Александра Роу «Огонь, вода и… медные трубы»; затем главную роль в фильме «Голубой лед», где зрители вновь увидели ее на коньках. Были и другие работы и, возможно, кинокарьера могла сложиться удачно, но Наталья Седых выбрала балет. Спустя некоторое время после окончания училища она стала солисткой Большого театра СССР.
«Баба-яга с яйцами»
Так Георгий Милляр называл сам себя после сыгранной роли. Он снимался во всех сказках Роу, начиная с первой, «По щучьему велению», где сыграл царя Гороха — ради этой роли артист даже сбрил волосы и брови, чем привел в шок своих домашних. Актер и режиссер подружились, и подчас Милляр исполнял в фильмах Роу несколько ролей. Так, в «Морозко», кроме Бабы-яги, он сыграл роль дьячка-разбойника, а также озвучил петуха, которого в начале фильма Настенька просит не кукарекать, пока она не довяжет чулок.
Впервые же сказочную ведьму Милляр сыграл в сказке «Василиса Прекрасная» (1939 г.). Тогда на роль Бабы-яги пробовались разные актрисы, включая Фаину Раневскую, но Георгий Францевич сказал режиссеру: «Не женская эта роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Я все стерплю». Так Милляр стал бессменной Бабой-ягой в фильмах своего друга. Зачастую он, не дожидаясь эскизов художников, сам рисовал костюм, придумывал грим. Отталкиваясь от внешности, переходил к трактовке роли. В «Морозко» Милляр внес в образ ироничный оттенок, что сделало ужасную старуху, несмотря на крючковатый нос и торчащие клыки, совсем не страшной, а местами даже смешной. Но именно Георгий Францевич спас фильм в полном смысле слова.
Однажды во время съемок под Звенигородом, в доме, куда поселили киношников, прорвало водопровод и начало затапливать подвал, где хранились коробки с отснятой пленкой. Вся съемочная группа, кроме Милляра, была на натуре, и он в одиночку спас кинокартину: мокрый, в одних трусах, артист выносил коробки с пленкой а улицу — а там стоял 20-градусный мороз!
Пример для голливуда
Стивен Спилберг говорил, что идеи зрелищных спецэффектов, украсивших многие американские блокбастеры, их создатели почерпнули в «Морозко». И правда, фильм изобилует «чудесами»: тут и танцующая на курьих ногах избушка, и ожившие коряги, и падающие с неба дубинки, и санки-самокаты… Роу и его группа техников и бутафоров работали с выдумкой и огоньком.
Фильм оценили за рубежом: на фестивале в Венеции шедевр Роу получил главный приз в номинации фильмов для детей и юношества, а в США — награду за лучший сценарий для семейного просмотра.
На показ пришли русские эмигранты. После окончания фильма многие из них плакали: «Спасибо за белые березки. Спасибо за русский рассвет».
В 1965 году картину закупили многие страны, а особенно она понравилась зрителям Чехословакии. Один из новых сортов мороженого там назвали «Морозко» (Mrazik ), а Инну Чурикову наградили серебряной медалью Масарика. До сих пор в Чехии и Словакии сохраняется традиция под Новый год показывать «Морозко» по ТВ. Пропустили только однажды, что вызвало у зрителей бурю возмущения: какие рождественские праздники без любимой сказки?
Понравились наши материалы? Подпишитесь на канал, и вы ничего не пропустите. Хотите сказать «спасибо» автору? Лайк и репост будут лучшей благодарностью. Что еще можно добавить к вышесказанному?