Найти тему
ТыжИсторик

Про батальные картины, плагиат и фантазии заказчиков

Французский художник Луи-Франсуа Лежен. Битва при Маренго. Изображение из открытых источников.
Французский художник Луи-Франсуа Лежен. Битва при Маренго. Изображение из открытых источников.

Автор: Прохожий

После поражения австрийской армии в сражении при Маренго, у палатки Первого Консула Бонапарта, развернулась нешуточная свалка. Штабные офицеры растаскивали схватившихся за палаши генералов Келлермана и Мюрата. Горячие парни выясняли, кто из них внёс больший вклад в победу:

- А генерал Дезе!? - Не знаю я никакого Дезе!!!

В итоге, все лавры присвоил себе скромный генерал Бонапарт. По окончании военной кампании создать батальное полотно, посвящённое битве при Маренго, было поручено живописцу Луи-Франсуа Лежену. Однако, когда художник приступил к изучению вопроса, выяснилось, что те самые проблемы с дележом победы никуда не делись. Большинство участников сражения были живы и хорошо помнили свой «весомый» вклад в разгром австрийских войск. Понятно, что никто не собирался оспаривать лавры Бонапарта, но многие считали, что они, уж точно, должны быть упомянуты на батальном полотне. При этом, все эти ребята находились уже при больших званиях и должностях, а Лежен, будучи офицером, не горел желанием наживать себе неприятностей по службе. Кроме того, в самом сражении, происходили довольно интересные и «вкусные» эпизоды, которые просто просились на картину.

Фрагмент картины "Битва при Маренго". Рядом с артиллеристами, лицом к нам, генерал Бертье, справа холста на коне автор картины. Слева впереди на коне командир батареи капитан Дижон. Лежащий на переднем плане офицер – полковник штаба Дютайи. Изображение из открытых источников.
Фрагмент картины "Битва при Маренго". Рядом с артиллеристами, лицом к нам, генерал Бертье, справа холста на коне автор картины. Слева впереди на коне командир батареи капитан Дижон. Лежащий на переднем плане офицер – полковник штаба Дютайи. Изображение из открытых источников.

В этой ситуации Луи-Франсуа Лежен принял для себя единственно верное решение – совместить на полотне разновремённые сцены сражения. Живописец избрал для картины самый критический момент боя. Австрийцы, имея превосходство в силах, весь день теснили французскую армию. Французы были опрокинуты и отступали по всей линии фронта. Спасли положение войска генерала Дезэ, вовремя подоспевшие к месту битвы. Свежие силы ударили с фронта, а кавалерия генерала Келлермана поддержала товарищей стремительной атакой. Ряды австрийцев смешались, вражеская колонна бросилась бежать. Около 2 тыс. человек вместе с генералом Цахом сдались в плен. Австрийская армия была разбита.

Лежен постарался угодить всем. Изобразил гибель генерала Дезэ, момент захвата генерала Цаха французскими кавалеристами и солдата спешащего к Бонапарту с захваченным австрийским знаменем, что могло произойти только в конце сражения. Кроме того, желая сделать композицию более цельной, художник поменял направление атаки генерала Келлермана, изобразив её на другом фланге и в другое время (иначе Келлерман вообще мог выпасть из истории). Генерал Савари (бывший адъютант Дезэ) позже написал по этому поводу:

«Художник, офицер и без сомнения талантливый человек, подчинился здесь правилу искусства и перенес атаку с правого фланга на левый, в то время как она была слева (от французов). Это не уменьшает достоинства картины, но я делаю это замечание ради исторической правды»

Несмотря на явные исторические неточности, работа живописца вызвала у всех огромное оживление. Большинство участников событий, нашли себя на полотне и серьёзных нареканий к автору не возникло.

Фрагмент панорамы "Битва при Геттисберге". Художник Поль Филиппото.
Фрагмент панорамы "Битва при Геттисберге". Художник Поль Филиппото.

Примерно через 80 лет, в США, к очередному юбилею победы Севера над Югом в гражданской войне, французским художником Полем Филиппото была создана монументальная панорама «Битва при Геттисберге». На полотне изображена кульминационная атака пехоты генерала Пикета на войска северян 3 июля 1863 г.

Интересно, что Филиппото столкнулся примерно с теми же проблемами, что и предыдущий живописец. По требованию заказчика, для привлечения зрителей, на полотне должны были появиться патриотические моменты, на которые экскурсоводу можно было опираться в ходе описания событий. Так, одной из ключевых сцен батального полотна, стала история ранения президента Линкольна на поле битвы при Геттисберге.

– Но позвольте!!! Какое ранение!!! – возражали поначалу художники. – Это же выдумка!!! Президент вообще не был на войне, а спокойно занимался государственными делами в Белом доме!!!

- Что вы понимаете в бизнесе!!! - парировал представитель заказчика. - Президент жизнь положил на борьбу с этими филистимлянами!!! Нация что, не может уважить великого человека, потратив несколько мазков краски!!! Рисуйте!!! Народу понравится!!!

Примерно так президент Авраам Линкольн появился на поле битвы при Геттисберге.

Ранение президента Линкольна. Фрагмент панорамы "Битва при Геттисберге". Изображение из открытых источников.
Ранение президента Линкольна. Фрагмент панорамы "Битва при Геттисберге". Изображение из открытых источников.

Вообще, что касается различных юбилейных художественных работ, с ними имеется много забавных моментов. Так, в России при Петре I было издано большое количество гравюр изготовленных приглашёнными иностранными или отечественными мастерами.

Полтавская баталия. Гравюра 1720 - х годов.
Полтавская баталия. Гравюра 1720 - х годов.
Голландская гравюра посвящённая европейским войнам конца 17 века. Изготовлена около 1690 г.г.
Голландская гравюра посвящённая европейским войнам конца 17 века. Изготовлена около 1690 г.г.

К одному из юбилеев Полтавской баталии была изготовлена гравюра, рассказывающая обывателю о ходе сражения. Мы видим канонического Петра I , в окружении солдат, не только маленьких, но и больших. Наконец-то современный любитель военной истории может представить себе русского солдата на основании синхронных эпохе изображений (посчитать количество пуговиц, обозреть шляпы, покрой камзолов, вооружение и т.д.). Однако, если углубиться в изучение вопроса, на просторах сети можно наткнуться на занимательную работу голландских гравёров, иллюстрировавших европейские войны конца 17 века. До боли знакомые персонажи, но вместо русского самодержца мы уже видим английского короля Вильгельма III Оранского. Сразу становится понятно, что любители копипасты находились во все времена.

Бронзовый барельеф посвященный сражению при Добром 1708 г. (изготовлен в 1720- х г.г.). Изображение из открытых источников
Бронзовый барельеф посвященный сражению при Добром 1708 г. (изготовлен в 1720- х г.г.). Изображение из открытых источников

В этой связи также можно вспомнить барельеф времён Петра I (примерно 1720–е г.г.) посвященный сражению при селе Добром 1708 г. Однако, примерно за 10 лет до этого, во Франции была создана серия картин, в ознаменование побед герцога Мальборо в войне за Испанское наследство. Если посмотреть на триптих, посвящённый сражению при Бленхейме 1704 г., то в левой части можно увидеть узнаваемую сцену. Правда здесь следует отметить, что автор барельефа несколько изменил внешний вид солдат, приведя их к русским реалиям.

Сражение при Бленхейме 1704 г. Триптих изготовлен примерно в 1710 г.г. Изображение из открытых источников.
Сражение при Бленхейме 1704 г. Триптих изготовлен примерно в 1710 г.г. Изображение из открытых источников.

Примерно к таким же работам можно отнести творения современных художников. По этому поводу вспоминается сценка про поэта - плагиатора:

«- Зелёный дуб у Лукоморья, стальная цепь висит на нём,

И круглосуточно собака, шагает по цепи кругом…

- Всё понятно, а у вас есть что-нибудь не из Пушкина?

- Что значит не из Пушкина? Это мои стихи…»

Художник Валентин Волков. Освобождение Минска. Изображение из открытых источников.
Художник Валентин Волков. Освобождение Минска. Изображение из открытых источников.
Художник Сэндоу Бирк. Освобождение Багдада. Изображение из открытых источников.
Художник Сэндоу Бирк. Освобождение Багдада. Изображение из открытых источников.

В этом отношении особенно забавляют разъяснения "искусствоведов":

- Вы знаете, Сэндоу Бирк просто работает в стиле соцреализма. Это не плагиат, а скорее постмодернистское высказывание....

Хотите настоящего военного соцреализма, посмотрите каирскую панораму "October war memorial" , подаренную Северной Кореей египетским товарищам в ознаменование победы над израильской военщиной.

Еще одна подборка плагиата, но уже более грамотного и политически верного:

Художник Илья Репин. "Запорожцы" Изображение из открытых источников.
Художник Илья Репин. "Запорожцы" Изображение из открытых источников.
Художник Василий Нестеренко, Письмо недругам России. Изображение из открытых источников.
Художник Василий Нестеренко, Письмо недругам России. Изображение из открытых источников.

Правда, здесь есть ещё один забавный момент. Как относиться к авторскому "самоцитированию", наверное только с иронией...

Художник Василий  Верещагин. Наполеон на бородинских высотах. Изображение из открытых источников.
Художник Василий Верещагин. Наполеон на бородинских высотах. Изображение из открытых источников.
Художник Василий Верещагин. Фрагмент картины Александр II под Плевной 30 августа 1877 года. Изображение из открытых источников.
Художник Василий Верещагин. Фрагмент картины Александр II под Плевной 30 августа 1877 года. Изображение из открытых источников.

-15

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте "лайки" и оставайтесь на связи. Подписывайтесь на канал "ТыжИсторик", будет ещё много интересного.

ЧИТАЙТЕ также:

ЭПОХА ПАСТУШЕК