Найти тему
Tania S

Две Джульетты: Брэди Теннелл - "Их жизнь, и страсть, и смерти торжество" (Часть 3.2)

Оглавление

II. "Джульетта" Брэди Теннелл

Брэди Теннелл (2018-19): Словно сошла с полотен художников Ренессанса (Взято: https://en.wikipedia.org/wiki/Bradie_Tennell)
Брэди Теннелл (2018-19): Словно сошла с полотен художников Ренессанса (Взято: https://en.wikipedia.org/wiki/Bradie_Tennell)

Оригинал статьи о Брэди Теннелл был опубликован 07.09.2020 здесь .

Тогда я упоминала, что мне интересен элемент переноса опыта Этери Тутберидзе: "хочу написать о Брэди, в программах и подходе которой мне видится влияние ТШТ". С сентября 2020го прошло уже несколько месяцев. Все видели метаморфозы Трусовой с программой по мотивам пьесы Шекспира, а также имели возможность сравнить с ней "Джульетту" Усачёвой.

Многие обратили внимание на Брэди Теннелл в олимпийском сезоне 2017-2018, а запомнилась она многим своей "Джульеттой", программой неожиданной, необычной, сурово-критикуемой российскими болельщиками ФК. Появившаяся сезоном раньше после двух не особо ярких лет на юниорском уровне, Брэди неожиданно взлетела на топ-уровень международных соревнований, заняв места рядом с или на третьей ступеньке пьедестала и, наконец, став чемпионкой США перед олимпийскими играми в Южной Корее. А в Пхенчхане, улучшив свой прежний результат в КП, она вместе с командой стала бронзовым призёром ОИ.

Спортсменка яркая, уверенная в себе, производящая впечатление независимой и думающей. На мой взгляд, ничего удивительного нет в том, что именно в её и её тренера подходе и программах проявился, в какой-то степени, почерк ТШТ, тренерского штаба, один за одним являющего миру чемпионок - таких разных и абсолютно неуязвимых.

Брэди Теннелл на несколько лет старше всех ныне соревнующихся фигуристок Этери. У нее нет такого впечатляющего опыта побед и рекордов с младых лет. Но в её программах и подходе есть какое-то явно уловимое сходство со школой Этери. Что же это?

1. Тщательный подход к выбору костюма

Для произвольной программы "Джульетта" (сезон 2018-19, хореограф Бенуа Ришо) Брэди использовала два несколько различающихся костюма.

Брэди Теннелл: сильная Джульетта (Взято: getty images free)
Брэди Теннелл: сильная Джульетта (Взято: getty images free)

Более позднее (верхнее фото) платье Брэди отличается от раннего, я бы сказала, большей смысловой нагруженностью. В целом, говоря о костюмах в ФК, нужно помнить, что платье для программ - это не подиумные показы, даже если создатели костюмов руководствуются модными цветами и фэшен-фасонами.

Это, в первую очередь, костюмы для программы. ТШТ последовательно демонстрирует подобного рода подход к выбору костюма (дизайнер О.Рябенко). Если вспомнить все костюмы Юли, Полины, Алины, ТЩК и даже фигуристок-новисов Хрустального (хотя в ранних случаях фигуристки могли носить уже использовавшиеся костюмы), всюду видна рука тренера, желающего добиться целостности восприятия программы. Смена платья для Брэди говорит о подобном желании.

Во втором варианте платья Брэди были убраны излишняя обнажённость плеч и рук, несвойственная ренессансному костюму, и оставлен благородный цвет старой аристократии - бордово-коричневый, визуально превращающий лёгкое платье Брэди в некое подобие парчи или бархата. Изменение выреза, стилизованного под глубокое декольте, ставшего более привычным в ренессансную эпоху после пуританского Средневековья, позволило поднять рукава и убрать ненужные на них стразы. Стразы остались на груди и на поясе, чем-то по напоминая узоры венецианского кружева, также распространившегося в эпоху Возрождения. Была убрана и диадема, заменённая небольшой заколкой в сложно-убранных волосах, что также могло указывать на итальянский стиль 15-16 веков.

Всё это в сочетании с готической стройностью фигуры, лицом, словно сошедшим с картин художников Возрождения, и музыкой, напрямую отсылающей к известным интерпретациям темы веронских любовников, рождённых "под звездой злосчастной", и создало 'шекспировскую Джульетту' на льду современного катка. Эта узнаваемость должна была возникнуть с первых минут ещё до звучания знаменитого "Танца рыцарей" С.Прокофьева.

Пьеро дель Поллайоло. Портрет молодой леди в профиль, 1465. (взято: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Piero_del_Pollaiuolo_-_Profile_Portrait_of_a_Young_Lady_-_Gem%C3%A4ldegalerie_Berlin_-_Google_Art_Project.jpg)
Пьеро дель Поллайоло. Портрет молодой леди в профиль, 1465. (взято: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Piero_del_Pollaiuolo_-_Profile_Portrait_of_a_Young_Lady_-_Gem%C3%A4ldegalerie_Berlin_-_Google_Art_Project.jpg)

2. Учёт особенностей спортсмена

Образ Джульетты у Брэди (если он вообще там предполагался) - это не классическая юная дева, облачённая в голубое платьице с обязательной шнуровкой и трепетно переживающая рождение первого чувства. На мой взгляд, в этой программе это, скорее, просто тема шекспировской Джульетты - сильной (намного сильнее Ромео) и смелой , способной прожить за несколько дней целую жизнь и, не колеблясь, уйти из неё.

По-моему, именно сама Брэди, её характер и стиль катания, повлияли на выбор музыкальной нарезки и хореографию. Если говорить о таких разных ученицах ТШТ, как Аня Щербакова и Алина Загитова, то на память сразу приходят их очень разные программы. Для каждой у ТШТ находился и оттачивался такой вариант программы, который "сидел как влитой" именно на этой спортсменке и почти становился на какое-то время чуть-ли не визитной карточкой. В этом я вижу особый подход Этери/ТШТ к своим спортсменкам, знание ими особенностей своих фигуристок и умение выделить их сильные стороны.

Так и в программе Брэди тренер и хореограф исходили из силового, напористого катания самой Брэди, представляя нам языком скольжения и "буквами" элементов больше тему противостояния и смерти , чем тему первой любви и печальной судьбы влюблённых. Небалетные руки Брэди, угловатость жестов, резкость переходов были в подобной интерпретации гораздо выразительнее привычной плавности и текучести романтической "джульеттинской" темы.

В интервью от 03.09.2020 хореограф Б.Ришо говорит, что хотел, "<...> чтобы Брейди была самой собой, а не кем-то другим" и обращает внимание "на то, как мой фигурист двигается под музыку. Далее, я стараюсь привнести в это свои личные эмоции и чувства. Конкретно в этой программе я даже не искал Джульетту! Скажем, последняя часть программы — она не о Джульетте, она о смерти !" Таким образом, программа Трусовой и концептуально, и музыкально является повторением находки Бенуа Ришо и Брэди Теннелл.

3. Выбор музыки и хореографа

Брэди начала работать с хореографом Б. Ришо в сезоне 2017-2018 и продолжает в этом сезоне, сменив основного тренера (новый тренер Том Закрайчек). С момента её сотрудничества с Бенуа Ришо специалисты отмечают значительный прогресс. Из интервью: Д.Вилсон "сказал, что для него и для Сандры [Безик] то, что я сделал для Брейди, было просто невероятным. Я был счастлив слышать это. Поймите, в начале нашей работы у Брейди не было никакого бэкграунда в хореографии. Она преодолела огромный путь, прежде чем смогла достичь уровня этой программы. Когда мы только начинали, я даже представить себе не мог, что когда-нибудь она сможет откатать нечто наподобие программы под музыку Кирилла Рихтера."

Работа с постоянным хореографом, знающим слабости и преимущества спортсмена, это тоже одна из сильных сторон ТШТ (хотя многие фигуристы просто работают каждый год с разными хореографами, что также приносит им положительные результаты). Конечно, можно слышать критические замечания в адрес несменяемого хореографа ТШТ Д.Глейхенгауза , но, на мой взгляд, новые программы этого сезона опровергают это.

По крайней мере, сотрудничество Брэди с Ришо было очень плодотворно и у меня есть ощущение, что именно она может органично воплощать его хореографические чаяния, как и работать с выбором непривычной музыки и 'модерновым' подходом к программам ФК. Особенно явно это читается в короткой программе "Механизмы.Хронос" сезона 2019-20.

А Б.Ришо в одном из интервью американскому изданию сказал:

"<...> Теперь я думаю, что наши отношения довольно крепкие, и Брэди доверяет моей работе. Я знаю ее качества, я знаю ее слабые стороны, и я знаю, куда ей нужно идти, если она хочет быть на вершине. Вот где, я думаю, она должна быть, со своим характером и тем, как она работает над всеми аспектами. Я думаю, что в ней есть что-то особенное ".

4. Техническое усложнение

Брэди - одна из фигуристок, которые пытались исполнять каскад 3Lz3Lo, фирменный элемент Алины Загитовой. После удачного исполнения в сезоне 2018-19 Брэди отказалась от дальнейшего использования этого сложного элемента, заменив на вполне респектабельный 3Lz3T. Сам факт попытки и усвоения сложного элемента фигуристкой не самого юного возраста, на мой взгляд, говорит о её целеустремлённости и заряженности на конечный результат.

Как сказал Ришо: "Для меня Брэди обладает всеми способностями. Она является прекрасным примером человека, который очень хочет совершенствоваться . Я работаю со многими ведущими фигуристами, и могу сказать вам, что немногие имеют такое желание становиться лучше с каждым днем."

"Джульетта" Брэди здесь . "Механизмы.Хронос" здесь .

Фотографии взяты в целях иллюстрации. No copyright infringement is intended.

Далее:

Почему мне запомнились программы: "Всё дрожит ещё голос..." - Элегия, Синяя птица, Фантазия.(Часть 4)