Работа мастера-передвижника, повествующая о гусляре из древнего Новгорода, уже больше века считается истинной жемчужиной русской живописи. Есть в этой картине что-то притягательное. Возможно, старая как мир история любви: когда среди других - лучше, красивее, наряднее, богаче - видишь лишь одного. Как так получается? Загадка.
Сюжет картины взят из старинной былины о музыканте Садко, чей талант поразил водяного царя.
Милостью властелина морей богатеет гусляр, становясь одним из новгородских купцов. Однажды, когда распродав товар, плывет он обратно на родину, царь морской требует вернуть ему долг. Садко спускается в подводное царство, где очаровывает морского владыку своей чудесной музыкой. Пожелав вознаградить молодца, царь предлагает ему выбрать себе невесту среди 900 красавиц. Музыкант остается равнодушен к самым прекрасным женщинам, выбирая простую девушку Чернавушку.
Момент смотрин и изобразил Илья Репин. Перед взором Садко проплывают обворожительные девы: склонившая голову индийская красавица, персидская наложница в бархате, расшитом драгоценными камнями, гордая испанка, французская и английская принцессы.
Но он смотрит не на них, а на скрытую в сумраке русскую девушку Чернаву. Ее скромная красота теряется на фоне ослепительных прелестниц, но именно ей отдает свое сердце герой.
Выбор сюжета очень символичен. Картина «Садко» была написана художником под впечатлением от просмотра работ на первой выставке импрессионистов в 1876 году в Париже. Идея полотна отражает отношение живописца к зарубежным стилям. Новое направление, импрессионизм, живописец воспринял без особого восторга. Следуя в своем творчестве классическим канонам, он счел французские веяния легкомысленными и пустыми.
Перед написанием картины Репин бывал в берлинском аквариуме и парижском океанариуме, где наблюдал за морскими обитателями. Это помогло в столь реалистичном написании воды и подводных жителей. Изумрудно-зеленый фон и сияющая чешуя рыб создают ощущение волшебства и сказочности. Особенно, пожалуй, выделяется золотая рыбка - символ богатства, полученного гусляром.
Моделью для фигуры Садко послужил известный «художник-сказочник» Виктор Васнецов. Репин неслучайно поместил друга в мир морских глубин. Васнецову близка была народная сказочная тема. Он, так же как и Садко, был близок к волшебству былинных историй.
Картина не имела большого успеха в Париже. Сам Репин тоже был недоволен своим произведением, считая его недостаточно хорошим. На родине же «Садко» вызвал восторженные отзывы вопреки такой самокритичности автора. Что ж, не будучи искусствоведом, сложно судить прав ли был Репин. Для меня же, выросшей на сказках и легендах, долгие часы проводившей за книгами с картинами мастеров прошлого (страшно представить, в моем детстве не было интернета), подводный мир "Садко" до сих пор остается прекрасной светлой грезой.
- Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу еще, можно прочитать другие мои статьи, например