Продолжаю неожиданно полюбившуюся читателю тему про допетровские портреты.
Неожиданно - потому что изображений допетровской России до нас дошло очень и очень мало, они многократно растиражированы в интернете, и, признаться, была удивлена тем фактом, что большое количество читателей с ними не знакомо. Причем, судя по горячим откликам - читателей неравнодушных, любящих свою историю и отечественное наследие. Мне казалось - эти портреты и парсуны достаточно уже примелькались.
Однако, если есть спрос - будет и предложение.
И сегодня - еще некоторая порция изображений реальных людей, которые жили по вековым дедовским традициям и даже представить себе не могли, что их потомки, вскоре, будут перенимать у иностранцев не только материальную сторону культуры, но и духовную - напрочь отказавшись от обычаев родной старины.
На заглавном потрете - изображение женщины (а их осталось еще меньше, чем мужских изображений). И эта женщина - царица Марфа Матвеевна Апраксина (1664 - 1715) вторая жена царя Фёдора Алексеевича, старшего брата Петра 1. Старый мир был разрушен прямо на ее глазах - но в ту пору, когда писался портрет, она себе подобного не могла и измыслить.
Ее отец - был представителем древнего рода, основатель которого, в 14 веке принял участие в разборках русских князей, да так и остался у них на службе. Это был татарский мурза Салахмир. Он сам женился на русской княжне - сестре рязанского князя, и все его потомки, соответственно, были уже практически русских кровей.
Марфа видела разные времена. Ее отец, когда - то не смог преодолеть расстояние от Астрахани до Москвы и был убит в степи, вместе с большим количеством своих людей повстанцами Степана Разина. Сама она побывала царицей, потом - царской вдовой, и до конца дней носила траурные одежды. На этом портрете она - еще царица, в красивом наряде, и с западной диковиной - веером в руке. Некоторые исследователи даже расшифровывают некий тайный посыл, который царица подает этим веером - якобы это означает любовь и расположение. Поскольку портреты цариц не были предназначены для чужих глаз - посыл адресован супругу.
У самой Марфы детей не было. Но род ее продолжился благодаря потомкам ее братьев. У царицы было три брата (Петр, Федор и Андрей) и сестра. Про сестру мне данных найти не удалось - а вот братья стали сподвижниками Петра Великого и сделали прекрасные карьеры.
Следующий женский портрет, который сохранился с тех времен - портрет матери Петра Великого.
Царица Наталья Кирилловна, урождённая Нарышкина (1651 - 1694) русская царица, вторая жена царя Алексея Михайловича.
Про историю ее знакомства с царем у меня рассказано здесь:
Портрет Петра I согласно гороскопам, составленным при его рождении.
Царица на портрете - со следами былой красоты. Исследователи считают, что это посмертный портрет Натальи Кирилловны, и написан он был почти сразу после ее смерти живописцем Оружейной палаты Михаилом Чоглоковым. Но это - лишь одна из версий.
Имеем мы и прижизненный портрет отца Петра 1 - царя Алексея Михайловича Тишайшего (1629 - 1676 гг.)
Алексей Михайлович, надо отдать ему должное - выходил на прижизненных портретах очень разнообразно.
Ниже даю подборку, чтобы вы могли выбрать на свой вкус внешность отца царя Петра...
Честно говоря - я теперь даже не знаю, что делать - всю жизнь считала его жгучим брюнетом - а на половине прижизненных изображений царь блондин.
Фёдор III Алексеевич (1661 -1682) русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный).
Раз уж мы сегодня идем по царям - вот еще один. Иоанн V Алексеевич (1666 - 1696) Сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны Милославской. Старший единокровный брат и соправитель Петра I. Отец Анны Иоанновны, Императрицы Всероссийской.
Портрет написан в последней четверти 17 века. Предположительный автор - Чоглоков Михаил Иванович. Московский живописец того времени.
Собственно - все. Очень маленькая подборка вышла.
Я в нее включила портреты во - первых, прижизненные (или почти прижизненные, но написанные человеком, который мог видеть оригинал), и, во - вторых, написанные до 18 века.