Ещё один колоритный район Азербайджана, который заслуживает внимания. Этот цикл публикаций затрагивает регион далёкий от военных действий. Но тем не менее он является полем битвы научной. Не секрет, что районы, территории которых когда-то входили в состав Кавказской Албании стали очередным камнем преткновения в Закавказье. Для несведущих попытаюсь объяснить коротко и доступно. Церковь Кавказской Албании, вернее престол агванского(или албанского) католикоса был упразднён в 1830 г., после присоединения региона к Российской империи. Таким образом, Албанская церковь перешла в подчинение Армянской Апостольской церкви. Большинство спорных христианских храмов в этих краях (основанные до 19 века) строились как Албанские, а после переходили в лоно Армянской церкви. По этой причине, уместным будет давать информацию, имеющую подтверждение в источниках, по мере возможности.
Огуз, который до 1991 г. назывался Варташен, имеет недвусмысленное значение, и восходит к основному участнику формирования большинства тюркских народов и государственных образований за пределами основной Родины. Речь идёт об Огузах, являющегося тюркским народом, который состоял из 24 основных племён.
Но вернёмся к первоначальному названию, Варташен, известное из источников 18-19 в.в. Учитывая тот факт, что все источники указывают на основание села удинами или утиями, самой приемлемой версией считается информация от смотрителя местного училища М. Бежанова (удина по происхождению), который отметил в конце 19 века, что «Варташен» означает «село Вартана», основателя на тот момент села, удинского священника и поэта Вартана. От него же мы знаем, что существует и другая интерпретация топонима, от слов «вард» - "роза" и «шен» - "село" (есть мнение, что в переводе с армянского). Розы и в самом деле здесь цветут.
Добавляем информацию авторитетного источника, полученного от Читателя. Немецкий лингвист и кавказовед Гиппери Йост считает, что удины, как основатели села(источники только на это есть), называют населённый пункт именно Варташен. В то время как армянский перевод предложен как "вард"-"роза" и "шен"-"село". Первоисточник об основании села говорит, что это были удины, а соответственно логично, что название может быть удинское, т.е. Варташен (село Вартана).
Касательно исторического краткого экскурса, отметим, что в основном территория нынешнего Огузского района входила в область Утик, который в свою очередь был провинцией различных исторических областей в регионе таких как Большая Армения, государственных образований как Кавказская Албания, а также составе крупных государств и империй от Сасанидов и Римлян до Российской Империи. Огуз был селением Нухинского (Шекинского) уезда Елисаветпольской губернии. В 1930 г. был образован Варташенский район в составе Азербайджанской ССР. В 1961 г. Варташен стал посёлком городского типа, а в 1968 г. получил статус города.
Из памятников материальной культуры на территории района находятся
Пещера Уган находится у села Баш Дашагыл на берегу реки Улучай. О пещере существует множество легенд. По одной из версий исследователей, топоним символизирует "солнце", т.е. "уг" или "аг"(в переводе с азербайджанского и некоторых тюркских языков "белый") является основным цветом солнца; он также является воплощением "высокого"(по статусу). Есть иное объяснение. Оно сводится к значению "рёв(uğultu), доносящийся до уха непрерывный звук". "Уган" также означает "святое место". Среди специалистов существует мнение, что "уган" означает песню, исполняемую в честь Бога. А у некоторых тюркоязычных народов(уйгуры, чагатайцы) "уган"(или "оган") означает имя Бога Мира. Так или иначе, но большинство исследователей переводят тотем как "Бог" и связывают только с древне-тюркской мифологией. Среди специалистов И.Березин, Д.Зеленин, В.Бартольд, а также Мелиоранский, который основывался на арабских источниках 15 века. Вопреки привычным кратким заметкам о памятниках материальной культуры, на этом объекте остановиться было необходимо. И это для того, чтобы объяснить причину выбора именно этого топонима для современного города Огуз и его окрестностей. В данном случае, речь идёт о топониме, который (как это часто бывает везде и во все времена) был изменён. Никоим образом не умоляя достоинства и культурного вклада предков коренных жителей прошлого и настоящего этого великолепного края, нельзя отрицать очевидный факт того, что нынешнее наименование выбрано было не случайно. Для предвосхищения возможных вопросов об основании самого населённого пункта Огуз, а ранее Варташен, спешу заверить, что этот вопрос споров не вызывает(т.е. огузы тут не при чём::)))
Мухасская башня IX-XIV в. в одноимённой деревне является местом археологических исследований, результаты которых указывают на наличие древнего поселения в местности.
Сурхайханская крепость XVIII века в селе Фильфилли была построена дагестанским феодалом и одним из правителей Сурхай ханом Газыгумухлу.
Крепость Малуг XI в. является средневековым поселением. Дата определена самыми ранними упоминаниями в источниках.
Мост Дашюз XIX в.(Мост Гаджи Рашида) близ села Хачмаз над рекой Сарысу функционирует и сегодня.
Мечеть XVIII века в деревне Синджан
Мавзолей XV века в деревне Керимли.
Синагога 1897 года (Yuxarı məhəllə sinaqoqu) в советское время использовалась как склад. Восстановили синагогу местные иудеи в 2004-2006 г.г.
Синагога 1849 г. (Aşağı məhəllə sinaqoqu) была закрыта советскими властями и отдана под складское помещение. В 1992-1994 г.г. синагогу реставрировали местные прихожане-иудеи.
Крепость Гавур VII века вблизи села Хачмаз сохраняла свою функциональность до XVII в.
Церковь Св. Елисея в Огузе, являющаяся Восточно-Православной, по одной из версий, была построена в 1822 г. епископом Петром Силиковым. Однако, по сведениям М.Бежанова(удин по происхождению, церковный служитель и этнограф), церковь основал его предок Иосиф Бежанов. Позже церковь была подчинена Армянской Апостольской Церкви. В советский период деятельность церкви была прекращена.
С 1981 г. в здании храма находится Историко-краеведческий музей Огузского района.
Албанская базилика Гергетс (местные говорят, что в переводе с удинского языка означает "Священное место"), построенная в начале 19 в. в честь Святого Елисея (как и в.о. Церковь), позже была передана Армянской Апостольской Церкви и называлась Монастырь Егише Аракел .
Албанский Монастырь Джалут в одноимённом селе V–VI в.в. В 1811 г. Комплекс дополняла Большая Церковь. Религиозный комплекс на данный момент заброшен и частично разрушен.
Близ сёл Керимли(Варданлы) и Гарабалдыр были найдены останки древнего человека, а также орудия труда, каменные статуэтки, предметы быта и древнее кладбище. Археологические раскопки показали, что поселения относятся к эпохе неолита и энеолита.
Балашум - древнее поселение недалеко от деревни Хачмаз
Водопад Хал-Хал, где неподалёку можно отдохнуть в развлекательном центре "Форель"
Городской парк им. Зарифы Алиевой в городе
Зона отдыха "Гызыл агач" в селе Падар не оставит равнодушными истинных ценителей природы (Qizilagac: Oğuz, Padar)