В надежде удовлетворить свою жажду познания людей и, возможно, помочь им, миллионы ищущих истину обращаются к психологии. Они слушают ток-шоу с участием психологов, читают журнальные статьи об использовании экстрасенсорных способностей, посещают семинары о том, как бросить курить с помощью гипноза и просматривают различные самоучители о значении снов… и корнях счастья." (Дэвид Г. Майерс, Исследование психологии, 5-е издание.)
Так что же такое психология?
Еще в 1890 году Уильям Джеймс определил психологию как "науку о душевной жизни". В работах Джеймса подразумевалось, что мы все психологи в том смысле, что интерпретируем действия и намерения других людей. Джиллиан Батлер описывает это так в своей книге “Психология: Очень короткое введение”:
"Мы ведем себя как психологи-любители, когда высказываем свое мнение о сложных психологических явлениях, например, о том, работает ли промывание мозгов. Или когда мы утверждаем в качестве фактов свое мнение о том, почему другие люди ведут себя так, как они себя ведут: думают, что их оскорбляют, чувствуют себя несчастными или внезапно бросают работу. Однако проблемы возникают, когда два человека понимают эти вещи по-разному. Формальная психология пытается предложить методы для определения того, какие объяснения наиболее вероятны, или для определения обстоятельств, при которых каждое из них применимо. Работа психологов помогает нам различать внутреннюю информацию, которая субъективна и может быть предвзятой и ненадежной, и факты: между нашими предубеждениями и тем, что является "истинным" в научных терминах."
Джиллиан Батлер замечает, что одна из главных проблем психологии заключается в том, что наука требует, чтобы "факты" были объективными и поддающимися проверке, но работу ума нельзя наблюдать так, как мы можем наблюдать функционирование (например) двигателя. Вместо этого они воспринимаются лишь косвенно, требуя, чтобы мы выводили их из того, что можно наблюдать: из поведения.
Батлер утверждает:
"Усилия психологии очень похожи на усилия, связанные с решением кроссворда. Она включает в себя оценку и интерпретацию имеющихся подсказок, а также использование того, что вы уже знаете, чтобы заполнить пробелы. Кроме того, сами ключи должны быть получены из тщательного наблюдения, основанного на точных измерениях, проанализированы со всей возможной научной строгостью и интерпретированы с использованием логических и обоснованных аргументов, которые могут быть подвергнуты общественному контролю".
Далее она отмечает, что:
"Многое из того, что мы хотим знать в психологии - это то, как мы воспринимаем, учимся, запоминаем, думаем, решаем проблемы, чувствуем, развиваемся, отличаемся друг от друга и взаимодействуем, - должно быть измерено косвенно, и все эти действия многократно детерминированы: это означает, что на них влияют несколько факторов, а не один."
В своем исследовании психологии Дэвид Майерс считает, что, как ученые, психологи пытаются использовать тщательное наблюдение и строгий анализ для просеивания мнений и оценки идей. Он утверждает, что психология - это не столько набор открытий, сколько способ задавать вопросы и отвечать на них. К сожалению, студенты и непрофессиональные читатели часто приходят к предмету, ожидая "правильных ответов", фактов и полезных теорий, и часто уходят разочарованными и обвиняя своих учителей, когда обнаруживают, что у предмета есть много интересных вопросов… но не слишком много ответов.
Но это не значит, что предмет не имеет содержания. Напротив, как отмечает Майерс:
"Это научное просеивание идей породило шведский стол концепций и открытий (…) Как только вы осознаете и поймете хорошо изученные идеи психологии - о том, как тело и ум работают слитно, в тандеме, как растет ум ребенка, как мы строим наше восприятие, как мы помним и не доверяем нашему опыту, как мы часто неправильно запоминаем факты и события, как люди во всем мире отличаются (и похожи одновременно) - ваш ум никогда больше не сможет остаться тем же самым."
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Пишите в комментариях, о чем еще из мира психологии вы хотите узнать!