Ещё сто лет назад гипотеза о том, что вокруг других звёзд вращаются планеты, казалась фантастической. В начале прошлого века у учёных попросту не было инструментов, чтобы подтвердить или опровергнуть эти предположения. Но к середине девяностых открытия планет у других звёзд (экзопланет) перестали быть фантастикой — удалось обнаружить сотни миров, многие из которых похожи на нашу Землю, хотя и превосходят её по массе и размерам. Такие космические тела официально называют суперземлями.
Самая близкая к нам суперземля находится, как ни странно, у самой близкой к Солнцу звезды — Проксимы Центавра. Вокруг этого старого красного светила, которое гораздо холоднее нашего, вращается экзопланета Проксима b. От Земли до неё 40 триллионов километров и с нынешним уровнем развития космонавтики отправлять к этому миру разведывательные корабли нет смысла. Аппараты будут лететь дольше, чем просуществует человеческая цивилизация в современном виде.
Проксима b на 10 процентов массивнее Земли, один оборот вокруг звезды она делает за 11 или 12 суток. Нет, экзопланета не несётся сквозь космос с сумасшедшей скоростью — просто от Проксимы Центавра её отделяют лишь 7 миллионов километров. Учитывая, что звезда уступает Солнцу по всем параметрам, такое положение вовсе не означает, что экзопланета выжжена ярким светилом. На самом деле, Проксима b получает от своей звезды на треть меньше тепла, чем Земля, а тамошнее освещение можно сравнить с земным во время пасмурного зимнего утра. По современным оценкам, если b обладает плотной атмосферой, то температура экваториальных областей этого мира поднимается выше 0. Но в случае отсутствия у неё газовой оболочки, мы столкнёмся с крайне холодным миром. В таком случае средняя температура Проксимы b достигает -37 градусов.
Давайте сделаем допущение и представим, что ближайшая экзопланета всё же окружена слоем воздуха, обладает небольшими положительными температурами и стала родным домом неких живых существ. Основную трудность для гипотетических местных организмов в таком случае будет представлять даже не постоянная прохлада, а активность собственного Солнца, Проксимы Центавра.
Дело в том, что звёзды, помимо видимого света, являются источниками рентгеновских и гамма-лучей. Мы сталкиваемся с ними, когда делаем флюорографию или загораем в летний полдень. И в том и в другом случае наше здоровье не подвергается опасности — земные организмы отчасти приспособились к постоянному облучению, к тому же значительную его часть задерживает атмосфера. А вот Проксима Центавра, хотя и холоднее Солнца, по интенсивности рентгеновского излучения превосходит его в сотни раз. У ближайшей звезды к тому же часто происходят вспышки, которые не слишком влияют на яркость, но значительно увеличивают дозу радиации в окрестностях.
Могут ли какие-то бактерии, растения или животные приспособится к столь жёстким условиям? Скорее всего, да. Даже на Земле известны организмы, которые умудряются выживать и размножаться в агрессивном окружении. Учёные предположили, что избыток губительного излучения гипотетические обитатели Проксимы b могут нейтрализовать, используя механизм флуоресценции. То есть, погуляв несколько минут под лучами Проксимы, инопланетные обитатели начнут светиться. А чтобы нейтрализовать все виды избыточного излучения, часть их тел должна быть тёмной. Скорее всего, это спина и та поверхность лап (щупалец, крыльев), которая чаще обращена к небу.
Представьте себе местную равнину, покрытую чёрными цветами, по которой гуляют рептилии со светящимися спинам. Или города, чьи разумные жители буквально светятся в полдень? Надеюсь, со временем мы выясним, фантастика это или нет — жизнь умеет приспосабливаться.
Надеюсь, публикация понравилась. Тогда можете смело подписаться на мой канал (об авторе подробнее). А ещё я пишу книги про физику и астрономию, можете ознакомиться и совершенно бесплатно скачать одну из них