Найти в Дзене
Ходячая энциклопедия

Страна "сверхлюдей". Почему на Западе есть культ супергероев, а в России нет?

Оглавление
Фото из открытых источников "Яндекс. Картинки".
Фото из открытых источников "Яндекс. Картинки".

Добрый день, уважаемые читатели моего канала! Я думаю все мы наслышаны о фильмах "Marvel", "DC". Во всем мире фильмы этих компаний имеют супер кассовые сборы, их комиксы расходятся миллионным тиражом по всем миру, а на "супергеройской" атрибутике и игрушках построена целая индустрия. Но почему в России, да и вообще в других развитых странах Запада нет своих "супергероев", которые могут заинтересовать и привлечь внимание всего мира? В чем причина того, что попытки популяризировать "народных супергероев" не увенчались успехом у наших кинематографов и деятелей культуры? Давайте попытаемся разобраться и понять причину колоссального успеха "супер-людей" на Западе и полное равнодушие к таким персонажам из России.

Предпосылки и история создания "народных героев" в США и России

Фото из открытых источников "Яндекс. Картинки".
Фото из открытых источников "Яндекс. Картинки".

Давайте порассуждаем вместе! Массовое супергеройское кино в США появилось, можно сказать, на рассвете кинопроизводства для широкого проката в 1940-х годах. Первые чёрно-белые фильмы о супергероях были «Приключения Капитана Марвела» (1941 г.), «Бэтмен» (1943 г.) и «Супермен» (1948 г.), а также «Капитан Америка» (1944 г.).

Одной из причин успеха картин стали события, происходившие в то время во всем мире. В первых супергеройских фильмах врагами людей со сверхспособностями выступали карикатурные японцы и немцы в связи с ввязыванием США в военные события Второй мировой войны. Супергерои были изображены непобедимыми и обязательно борющимися за справедливость, так как у рядового гражданина Америки после событий Великой депрессии, продолжавшейся в Штатах с конца 1920-х по 1930-е годы был запрос на образ настоящего героя, который бы встал за их семью и их страну в тяжёлое время, стал бы олицетворением патриотизма и героизма и примером для всего подрастающего поколения. Однако, ни комиксы, ни супергеройское кино в те годы не воспринимались широкой публикой всерьёз, так как не претендовали на глубокую сюжетную составляющую и в качестве целевой аудитории рассматривали подростков.

Первый колоссальный коммерческий успех пришелся на фильм про супермена в 1978 году. После коммерческого успеха супергеройских блокбастеров 1980-х, инвесторы признали их производство выгодным. На сегодняшний день мы и дальше можем наблюдать постоянно растущий интерес к киновселенным Marvel и DC, имеющие огромные кассовые сборы по всему миру.

А что же было в СССР в тот момент, когда супергеройское кино и индустрия комиксов активно развивалась в США? Наш кинематограф в годы раннего СССР в 1920-1930 старался также как и кинематограф США популяризировать образ народных героев, только вот если в Штатах была серьезная проблема, присущая становлению и развитию развитого капитализма - преступность, ,безработица и социальное неравенство, наш кинематограф старался в своих фильмах экранизировать актуальный образ тех лет - геройски сражавшегося революционера/рабочего, противостоящего "жадным аристократам"/бойца Красной армии, не щадящего свои силы в борьбе с "буржуями". Далее в годы Великой Отечественной Войны основной задачей кинематографа стало поднятие боевого духа солдат, демонстрация силы отечественной армии, показ борьбы с фашистским захватчиками. А кто еще может быть примером для советских граждан, как не "человек из народа"? Ведь показывая "простого советского парня", готового отдать жизнь ради своей страны, родных и близких, Советский союз смог поднять патриотический дух и заложить в головы людей нужные государству ценности. Кроме того, учитывая закрытость советской экономики и "железный занавес", гражданам СССР не представлялось возможным увидеть образ "народного героя" в других странах, поэтому продолжительное время у большинства советских подростков не было запроса на комиксы и супергеройскую вселенную.

Итак, тезисно подытожим нашу небольшую историческую справку: в США был запрос на "сверхчеловека", способного победить всех и вся, при этом быть за справедливость и за судьбы простых американцев, в СССР - запрос на "героя из народа", такого же рабочего/солдата/милиционера/врача, который готов пожертвовать всем ради борьбы с классовым неравенством, фашизмом и "буржуазным строем". При этом, кинокомпании США могли капитализировать своё искусство, продвигая его в широкие массы, а киноделы из СССР из-за закрытой экономики и железного занавеса могли работать только на государственный сектор и внутренний рынок.

СССР уже нет как 30 лет, да и США уже другая страна, почему же ничего не изменилось?

Фото из открытых источников "Яндекс. Картинки".
Фото из открытых источников "Яндекс. Картинки".

С преобразованием РСФСР в демократическое государство с рыночным уклоном экономики, многие деятели искусства принимали разные попытки создать образ "народного героя/мстителя" и после непродолжительных попыток его создали. Образ, который актуален и по сей день даже для подростков - Данила Багров из фильма Брат/Брат 2.

Актер Сергей Бодров младший. Фото из к/ф "Брат".
Актер Сергей Бодров младший. Фото из к/ф "Брат".

Да, дорогие читатели! Веяния той эпохи и дух того смутного времени породили нашего "народного" героя. И новому российскому гражданину этот образ был наиболее понятен. Простой русский парень, идущий напролом ради справедливости с мыслями о том, что "добро должно быть с кулаками". Образ так сильно засел в головах россиян, что многие киноделы до сих пор пытаются создать похожего "народного героя", однако лучше, чем в к/ф "Брат", пока на мой взгляд ничего не получилось.

А что же на Западе? Борьба с международным терроризмом, актуальные проблемы борьбы с преступностью и ущемления прав отдельных категорий граждан до сих пор находят свое отражение в супергеройском Американском кино, которое как вирус распространилось по всему миру.

Итого, как мне кажется, супергеройское кино находит своего зрителя на Западе, так как оно навеяно определенным временем и актуальными проблемами американцев. Также тот факт, что предпосылкой к такому кино являлась уже развитая индустрия комиксов, дает толчок экранизации любимых персонажей. В России же как таковой культуры "чтения комиксов" нет, либо она зародилась совсем недавно. Как отмечал кинокритик Антон Долин:

У нас нет культуры супергеройского комикса. Поэтому фильм «Защитники» — это экранизация несуществующей мифологии. Если нет мифологии, то это колосс на глиняных ногах. Точнее говоря, вообще без ног. Он думает, что у него есть ноги, а он зависает в воздухе и сейчас упадет, эта глина разобьется на миллион маленьких пыльных кусочков.
Поэтому никакие «Защитники», даже если бы их делал не Сарик Андреасян, а кто-нибудь значительно более талантливый, например, Тимур Бекмамбетов, который продюсировал фильм «Черная молния» (и он тоже не взлетел), или Фёдор Бондарчук, не будут работать до тех пор, пока у нас не появится своей или хотя бы адаптированной американской культуры чтения, понимания комиксов и любви к ним.

А как Вы считаете, есть ли у России предпосылки к супергеройскому кино и может ли оно быть востребованным в нашей стране? Пишите в комментариях. Всем спасибо за уделенное внимание, до новых встреч!