Заявленный штабом Навального в Казани марш не был сильно афиширован. В 12 часов у театра Г.Камала были только полиция и журналисты. СМИ шутили, что пришли на митинг корреспондентов. Народ подходил с осторожностью и с опозданием: в 12:20 выстроились на ступенях театра. Пожилые женщины подошли к полиции и кричали, что жить так невозможно, указывая на социальные проблемы, бедность и отсутствие перспектив. Там же начались первые задержания, начальник полиции указывал на людей, и силовики их утаскивали за выстроенную крепость щитов.
Когда число собравшихся перевалило за тысячу, полиция оцепила протестующих щитами, ее сотрудник в мегафон начал требовать разойтись, угрожая уголовными делами. Параллельно со стороны города, по разделенной протокой улице Булак, шла бесконечная толпа, направлявшаяся не к театру, а в сторону Казанского Кремля. ОМОН и полиция блокировала проходы, выборочно задерживали людей из толпы, блокировали дорогу городскими автобусами. Но по мостам люди переходили то на одну сторону, то на другую. И, наконец, часть перешла на параллельную улицу – Московскую. И часть людей смогли запутать силовиков и проникнуть к Кремлю, которой был огорожен только у входа, так что получилось подняться наверх, к стенам. Начались задержания и разгон. Силовики перекрыли все дороги к Кремлю.
Последняя часть толпы пыталась пройти через узкий проход у метро и Академии наук, но спереди их встретил ОМОН, а сзади подперла полиция. Около 150 человек оказались в ловушке. Им приказали лечь на землю и убрать руки за голову: так, что люди, видевшие это, невольно вспомнили о фашистских практиках. Вскоре подъехали автобусы, и людей по 10-20 человек эшелоном повели к ним через коридор силовиков. Там же были сотрудники ЦПЭ и угрозыска в жилетах с надписью «ТВ».
Журналисты боялись подходить близко. Всех, кто собирался смотреть на это, также задерживали. В 14 часов протестующих уже не осталось, часть сотрудников сели в автозаки и уехали. ОМОН продолжал стоять на дороге к Кремлю. По моим подсчетам, было более 5 тыс. человек, из которых задержанными оказались около 500.
Сейчас в Казани работает штаб помощи задержанным. Составляются списки, и у отделов находятся волонтеры.
Лиана Тимерханова