Найти тему
Ксения Н

Упадок рыцарства на примере романа Мигеля де Сервантеса "Дон Кихот"

"Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский", часто просто "Дон Кихот" - роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра (1547-1616) о приключениях одноименного героя. Был опубликован в двух томах (первый вышел в 1605 г., второй - 1615 г.). Роман задумывался как пародия на рыцарские романы.

Ироничное, а местами даже сатирическое отношение к рыцарству отразилось в книге испанского писателя Сервантеса "Дон Кихот". В романе главный герой начитавшийся рыцарских романов представляется в виде чудака, который пытается совершить рыцарские подвиги в честь Прекрасной Дамы и следовать рыцарскому кодексу чести. Однако как следует из повествования времена рыцарства уже закончились и вместо подвигов, главный герой совершает глупые поступки и попадает в неприятные ситуации. В книге образ рыцаря явно показан сатирически, как отжившее и смешное явление.

Разгоряченное воображение Дон-Кихота заставляет его во всем видеть блистательные авантюры или волшебство, принимать ветряные мельницы за великанов, постоялый двор — за роскошный замок, таз цирюльника — за чудесный шлем, каторжников — за угнетенных рыцарей, даму, едущую в карете,— за похищенную принцессу.

Все подвиги Дон-Кихота, совершаемые им для восстановления справедливости на земле, приводят к совершенно противоположным результатам: пастушок Андрес, за которого Дон Кихот заступился, после его отъезда подвергается еще более жестоким побоям; каторжники, освобожденные им, разбегаются, чтобы сделаться снова бичом общества; нелепое нападение на похоронную процессию заканчивается переломом ноги у ни в чем не повинного лиценциата; стремление помочь испанскому рыцарю, окруженному маврами, приводит к разгрому кукольного театра, на сцене которого это изображалось.

Прежде всего Сервантес предал в своем романе осмеянию не только рыцарские романы как литературный жанр, но и самую идею рыцарства. Осмеивая рыцарские романы, он боролся со старым, феодальным сознанием, которое подкреплялось ими и находило в них свое поэтическое выражение. Он протестовал в своем романе против всего мировоззрения правящей верхушки Испании, пытавшейся возродить на новых основах «рыцарские» идеи, и в первую очередь против феодально-католической реакции, поддерживавшей эти идеи.

-2

Сервантес осуждает не самого Дон Кихота , наделенного чертами редкого душевного благородства, доброты и рассудительности, а те бредовые рыцарские идеи, которые овладели воображением бедного идальго. Последнее могло случиться лишь оттого, что Дон-Кихот весь устремлен в прошлое, оттого, что он, по выражению Белинского, «лишился всякого такта действительности». Это прошлое — мир рыцарства, который Дон-Кихот пытается восстановить. Он действует слепо, следуя готовым нормам и правилам, отжившим свой век, вычитанным им из старых книг, он не умеет и не хочет считаться с реальными возможностями, с подлинными нуждами и требованиями людей, с действительным положением вещей.

Дон-Кихот в положении «рыцаря» не только комичен, но и социально вреден. Отвлеченность его принципов, отрыв от действительности порождают целый ряд пагубных недоразумений. В своих авантюрах Дон Кихот не только постоянно терпит неудачи, но и сеет вокруг себя разрушение. Его безумие тем опаснее, что оно заразительно, как это видно на примере Санчо Пансы (т.е. Санчо также начинает верить бредням своего господина).