Османская империя была исламским государством. И как следует из исламских норм в обществе, женщинам было рекомендовано скрывать лицо. Османской империи уже век как нет, но традиция скрывать лицо сохранилась во многих других восточных государствах исламского пояса.
Одним из последних султанов Османской империи был Абдулхамид II, очень уважаемый мусульманами, про которого написано много книг и сняты десятки фильмов и сериалов. Однако этот же султан однажды издал указ о запрете женщинам скрывать лица. Почему вдруг султан-мусульманин пошёл против вековых традиций и религиозных убеждений?
Чтобы разобраться в этом вопросе, вспомним историю. Закат Османской империи. В мире вовсю грохочут орудия Первой мировой, а в распадающейся и трещащей по швам Османской империи царит нешуточная тревога. Граждане империи, значительно подрастерявшей и территории, и былое величие, напряжены и ожидают вторжения со дня на день.
Странные запреты
В этой сложной ситуации Абдулхамид II принимает ряд мер, направленных на усиление внутренней безопасности. И один из его указов стал очень и очень спорным с точки зрения морали исламского мира. Он запретил ношение никаба (в турецком варианте — чаршафа).
До этого уже были странные, на наш взгляд, запреты султана — на проведение массовых праздников и гуляний даже в собственном гареме, запрет найма во дворец учителей-христиан, запрет отдавать турецких детей в иностранные школы, турецким женщинам появляться в общественных местах с иностранками и многие другие.
Это всё было частью именно военно-политической доктрины. И на этом фоне несколько странным смотрится запрет на ношение никаба — женщинами. Казалось бы, при чём тут политика или военная обстановка?
Отвечает турецкий историк
Обратимся к знатокам истории Османской империи, среди которых одним из самых осведомленных можно считать Ахмета Шимширгиля. Итак, был ли такой запрет, спрашивают его зрители? Историк и публицист развёрнуто отвечает на данный вопрос в своём видео.
Многие люди, просто узнав о таком факте, рисуют в своём воображении некую форму неприятия Абдулхамидом — исламских норм. Словно бы наперекор сложившейся исламской традиции, реформатор и успешный правитель почти интегрированного в европейское культурное пространство государства османов, издаёт указ, низлагающий основу основ общественной морали в стране. Принудительное открытие женского лица — это настоящий вызов исламскому обществу, но не торопитесь с выводами, рекомендует Шимширгиль.
Во-первых, указ был инициирован исключительно для усиления защиты первых лиц государства в резиденции последних правителей, в стамбульском дворцовом комплексе «Йылдыз».
Это практически московский Кремль, самый настоящий режимный объект. Можете ли вы себе представить военное время в СССР, и чтобы по территории Кремля расхаживали люди, чьи лица скрыты? Тем же руководствовался и Абдулхамид, издавая указ о запрете ношения одежды, скрывающей лицо человека, при нахождении его в резиденции правительства. Время было очень неспокойным, и султана вполне могли атаковать как лазутчики Антанты, так и террористы с восточных окраин империи.
Во-вторых, как говорит Ахмет Шимширгиль, указы, касающиеся отмены или дополнений в канонических и дополнительных правилах ислама, в Османской империи могло издавать только одно уполномоченное лицо — шейх-уль-ислам, верховный священник. Как известно, в истории империи уже были прецеденты, когда такие указы (фетвы) либо что-то допускали, либо — полностью запрещали. Таким образом, указ Абдулхамида II, не мог иметь никаких религиозных последствий и не являлся прямым указанием для всех мусульман империи на всей её территории.
Если вы интересуетесь историей, не забудьте нажать 👍 и подписаться на канал "Восточная сказка", чтобы не пропустить новые материалы.