Продолжаю цикл статей о том, как менялись каноны привлекательности внешности и одежд у женщин сквозь время. Начало здесь.
Эпоха рококо продолжила барочные претензии на театральность и игривость, но скорректировала их. Мне кажется, наиболее удачно иллюстрирует идеал красоты того времени фарфоровая статуэтка-пастушка.
Хрупкость, изящество, милота - якобы натуральная, но на самом деле проработанная до мелочей. После телесных контрастов барочных дам на авансцену выходят моложавость, девическая сформированная (ни в коем случае не мальчикоподобная!) фигура с покатыми плечиками, узкой талией и округлой линией бёдер.
Женская мода начинает довлеть и в мужском костюме.
Из традиционного могучего воина мужчина превращается в игривого и манерного кавалера. Галантность, изнеженность, роскошество и праздность царили при Французском дворе и задавали тон для селебрити и простолюдинов других государств.
Прически в начале XVIII столетия были не очень объёмными и выглядели вполне натурально. Завитые локоны скалывались на затылке и обильно пудрились.
Причем пудрой служил крахмал или рисовая мука. Поэтому пудра имела различные оттенки. В качестве украшений использовались ленты, перья, нити жемчуга. К концу столетия прически приобрели гротескный размах. Так, в локонах могла ненавязчиво притаиться модель трехмачтового корабля или ваза с фруктами, или макет сельского пейзажа.
То что, мы видим в живописи – не преувеличение, а проволочный каркас с вплетенными шерстяными накладками и шиньонами из конского волоса. Читателям предлагаю вообразить самостоятельно, какой запах издавали эти конструкции в смеси с пропитанной пОтом рисовой мукой, например. Вши торжествовали вместе с галантностью. Возможно, именно поэтому на эпоху рококо приходится мощный старт парфюмерного дела.
Лирическое отступление. Должна уточнить: европейцы, конечно, мылись. Существовали общегородские бани для горожан, напоминающие стандартные общественные бани в небольших городках СССР. Сделаны они были из дерева, тогда как - помните? - дома в Европе строились преимущественно из камня. Каменная баня - так себе удовольствие, обогреть её не представлялось возможным.
Но была проблемка: водопровода в те времена не существовало, и живительную влагу приходилось носить вручную, вёдрами. Потому плата за посещение бани была немаленькой, и далеко не все граждане Старого света могли себе позволить роскошь помыться.
Аристократическая бледность в сочетании с пунцовым румянцем все так же популярна, как среди женщин, так и среди мужчин. Простые люди тоже не пренебрегали модными тенденциями в макияже.
Но тут вдруг женщины вспомнили, что у них есть брови. И для создания контрастности кинулись их активно подкрашивать. Вот незадача. Из-за использования косметики на основе свинца брови исчезали с поверхности лица раз и навсегда вместе с остальным волосяным покровом. И тут на выручку пришла смекалка. С начала 18 века в ходу были брови искусственные. Их делали из мышиных шкурок и приклеивали особым клеем. И ситуация из серии «у вас ус отклеился» с поправкой на бровь была не редкостью.
Продолжение следует...
Статья написана археологом, научным сотрудником Натальей Антоновой. (кроме лирического отступления:))
Я Ирина Эриксон, стилистка. До 26.08.2020 года ежедневно писала для «Блога стилистки». Говорю о трендах и брендах нескучно, разумно и со смыслом. Подписывайтесь на мой канал , и я научу вас не бояться моды и любить стиль.