Смотрите, Китай - это глобальная фабрика. Ситуация такая с 90-х годов. Т.е. Китай - это фабрика, которая производит, а США - там до 40% мирового потребления. Соответственно если мы хотим делать бизнес с Китаем, нам нужен какой-то маркетплейс для этого, чтобы мы легко могли брать китайские товары, привозить их в штаты и легко на этом зарабатывать.
В начале нулевых такими сервисам в Китае были Ebay, Yahoo и третьим был Alibaba. Alibaba - это тот сервис, который сделал китаец Джек Ма.
Джек понимал, что ему будет очень сложно воевать с таким монстром как Ebay(который между прочим имел огромный успех и с ним было очень сложно конкурировать). Поэтому Джек Ма сказал -
Если мы будем с акулой конкурировать в океане, то мы проиграем. Мы не акулы - мы крокодилы в реке Янцзы. Поэтому нам нужно вытянуть схватку в реку. В реке мы крокодилы победим. В море, океане мы этой акуле проиграем.
И он был прав. Он победил.
Понимая специфику, понимая менталитет китайцев он сделал так, чтобы китайским производителям и магазинам было удобнее и выгоднее сотрудничать с Alibaba, а не с Ebay.
Как он это сделал?
Он знал, что китайцы любят яркие и красочные заголовки. Им не нравится вот этот вот консервативный дизайн на американских и европейских сайтах. И он им дал то, что они хотели. Яркий кричащий дизайн, менеджеры Alibaba имели аватары и ники супергероев, но самое главное что он запустил китайские магазины на свою площадку бесплатно. Взамен он попросил указать паспортные данные и расчётные счета, чтобы всё было прозрачно. Соответственно для китайцев вообщем-то это было конкурентным преимуществом. Не надо платить ни каких комиссий, как это было у Ebay.
Дальше Джек Ма придумал ещё одну интересную штуку, которая сейчас используется повсеместно, но тогда она была неочевидна. Заморозка денег для безопасной сделки. Т.е. когда клиент из США покупал что-то через маркетплейс в Китае, он давал деньги, деньги замораживались на площадке Alibaba, а продавец получал деньги с какой-то отсрочкой, после того как товар уже поступил клиенту. По сути Alibaba выступила гарантом безопасности сделки. Опять таки это было уже удобно для иностранцев.
И в целом это сработало. Постепенно они выжали Ebay с китайского рынка. Для того, чтобы китайцем было удобнее работать с площадкой Alibaba, Джек Ма встраивает туда внутренний платёжный сервис Alipay.
Для местных это очень мощное преимущество. Оно позволило забить пару гвоздей в гроб Ebay.
Как это произошло?
Прежде всего. Так как этот сервис безналичный, то для местных китайских владельцев магазинов стало выгодно сотрудничать именно с Alipay, а не с какими-то банками(это кстати ключевой момент).
Сейчас в Китае в наличные практически не увидите. Все расплачиваются смартфонами.
Почему так произошло. А потому что они перескочили промежуток с картами благодаря быстрому развитию технологий. То есть была бумага. Бумажные деньги. Но потом с 2010 года у людей уже появились смартфоны и они сразу перескочили на электронные платежи. По сути миновав банковский промежуток.