Свистковый регистр (в англоязычных источниках пишут "whistle") - это самый высокий участок человеческого голоса, лежащий выше фальцета. Звук, издаваемый с помощью этого регистра напоминает пронзительный свист. Вокалист должен быть отлично подготовлен, чтобы использовать этот вокальный эффект, так как только в случае отменного владения голосовым аппаратом свистковые ноты звучат эстетично. В противном случае можно основательно подпортить выступление. Поэтому использование свисткового регистра - один из показателей сильной профессиональной подготовки вокалиста. Грамотный "свист" всегда впечатляет и выглядит как сверхъестественная суперспособность.
Пара интересных моментов: когда вокалист поёт в этом регистре, он не может формировать согласные звуки. Поэтому на свистковом регистре поют только вокализы - фрагменты мелодии на протяжные гласные звуки, чаще всего на "а". Кроме того, в этом регистре отсутствуют обертона, которые окрашивают звук исполнителя в индивидуальный тембр: мы слышим непосредственно звуковую волну, а голоса всех исполнителей звучат очень похоже.
Свистковый регистр со временем набирает популярность. Он всё шире используется в поп-музыке, преимущественно англоязычной. Но и на русскоязычном пространстве стали попадаться исполнители, которые используют этот эффект. Иногда его называют "флейтовый звук".
Из самых исторически давних примеров этого эффекта я нашла известную песню "Loving You" исполнительницы Минни Рипертон, вышедшую в 1974 году. Однако эта песня популярна и сейчас, и звучит вполне современно. Свистковый регистр идёт после 50й секунды. Он очень гармонирует со звуками птичьих трелей в аранжировке песни.
Первопроходцем широкого использования свисткового регистра стала Мэрайя Кэри, которая владеет им просто виртуозно. Обратите внимание, как Мэрайя не только поёт этим регистром как таковым, но и технично перескакивает с голоса на свист и обратно.
Вслед за Мэрайей Кэри много молодых исполнительниц стали внедрять в своё пение этот эффект. Например, мегапопулярная Ариана Гранде тоже сделала "whistle" своей фирменной фишкой:
В эту компанию потянулась Келли Кларксон:
Британская звезда Джесси Джей:
...И блистательная Кристина Агилера!
А что у мужчин? Они тоже используют свистковый регистр, хотя он встречается несколько реже, чем в женском вокале. Певец Адам Лопез прославился как раз тем, что с помощью свисткового регистра взял самую высокую ноту мужского голоса (до диез пятой октавы), и попал в книгу Рекордов Гиннеса. Пение в видео с 2:15.
Димаш Кудайберген также использует свистковый регистр:
И конечно же Витас в "Опере N2". В своём знаменитом вокализе он очень технично и незаметно сочетает переход с фальцета на свистковый регистр и обратно.
Развивать у себя свистковый регистр можно только после основательной базовой подготовки, когда связки и мышцы гортани становятся эластичными и послушными. И обязательно под присмотром педагога! Неграмотное взятие экстремально высоких нот может серьёзно повредить голос.
Ну как вам этот эффект?
Каких ещё исполнителей вы знаете, кто его использует?
Делитесь впечатлениями в комментариях!
Почитать про другие вокальные эффекты:
Вокальные эффекты: вибрато.
Вокальные эффекты: фальцет.
Вокальные эффекты: расщепление звука.
Вокальные эффекты: субтон.
Вокальные эффекты: йодль
Спасибо за лайк и подписку!