Найти тему

Дети - народ, живущий в истине

ФОТО ИЗ ОТКРЫТОГО ИСТОЧНИКА ИНТЕРНЕТ
ФОТО ИЗ ОТКРЫТОГО ИСТОЧНИКА ИНТЕРНЕТ

Дети - народ, живущий в истине ("Словарь сути слова")

В каждом из нас живёт своя музыка.

... Если ученик не хочет учиться, учитель никогда его ничему не научит.
А как пробудить у ребёнка желание учиться? Интерес к учебному предмету?
Кто интересуется предметом , внимание бывает длительным и глубоким,
учебный материал запоминается быстро и прочно. Учёба ученику доставляет удовольствие и радость, развивает волю и настойчивость.
Моим ученикам учение было в радость, а я получала удовольствие от уроков, от общения с детьми.
...Ранжирование учебных дисциплин, когда ученику нужно было расставить по степени
значимости для себя эти дисциплины, алгебра у моих учеников всегда стояла на первом месте, а вот геометрия на 3 или 4 .
....Во все времена передовые педагоги стремились , как можно лучше узнать своих воспитанников.
....Ярким и убеждённым пропагандистом бережного подхода к детям был Л.Н. Толстой. Он вошёл в историю отечественной педагогики как проповедник уважения к личности ребёнка.
По его мнению , учителям необходимо хорошо знать детей.
....Лучше всего качества ребёнка проявляются в самостоятельной деятельности.
" В каждом ребёнке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить... Если в школе ученик не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать и копировать",- писал Л.Н Толстой в статье "Яснополянская школа... " ( 1852 г.)

ФОТО ПО КНИГАМ  В.Ф. ШАТАЛОВА
ФОТО ПО КНИГАМ В.Ф. ШАТАЛОВА

Много внимания изучению возрастных особенностей детей, характера их умственной деятельности, в создании благоприятных условий для обучения уделял педагог - новатор
В.Ф Шаталов, Народный учитель СССР, Заслуженный учитель Украины.
Именно на решение этой задачи были нацелены все его методические приёмы .В своей книге " Точка опоры" Виктор Фёдорович пишет:" Как сделать , чтобы годы учения для каждого ученика стали точкой опоры на всю последующую жизнь ? Точка опоры - это обретение достоинства, в основе которого честь, совесть, правда, высокое представление о человеке и его предназначении на Земле"
С огромным интересом я прочла все книги В.Ф Шаталова, дважды слушала его незабываемые выступления на семинарах , а в 1984 году мне посчастливилось побывать на его уроке физики
в 5 классе в школе N 5 г. Донецка... Не могу сказать, что я полностью усвоила его методику, но даже то малое, что я использовала из его методов, очень помогало мне в работе. Сам Виктор Фёдорович считал , что главное в его методике - ЭТО БЕСКОНФЛИКТНОЕ
ОБУЧЕНИЕ...Этот принцип я усвоила хорошо и следовала ему всегда.

ФОТО ПО КНИГАМ  В.Ф. ШАТАЛОВА
ФОТО ПО КНИГАМ В.Ф. ШАТАЛОВА

В книге " Точка опоры" В.Ф Шаталов писал , что содержание обучения любому предмету можно графически представить в виде вложенных друг в друга кругов разного диаметра.
....Первый круг , самый маленький , это ядро основных теоретических знаний...
На одном из семинаров он рассказывал о методе " солёного огурца": " Если в банку с солевым раствором положить огурцы и поставить банку на окно, то хотят огурцы или нет , но через некоторое время они будут солёными "
..Так и с основными понятиями. темы...Составляются вопросы по изучаемой теме и на каждом уроке дети отвечают на них.. Это занимает не более 5 - 7 минут.. Проходит какое-то время ( время устанавливает учитель ), и каждый из учеников может отвечать на эти вопросы...
Ежедневно к вопросам добавляю новые....

Второй уровень - это уже больший круг, где отрабатывается минимум практических умений и навыков, позволяющих теоретические знания применять на практике. При изучении теоретического материала используются опорные конспекты. Опорные конспекты занимают в его методике четвёртое место, а не первое , как считают многие учителя..
Я не только сама , но и с учащимися разрабатывала опорные конспекты.
Работа по листам опорных сигналов помогала детям глубоко, обширно и быстро изучать теоретический материал. Также мне и моим ученикам нравилось изучать учебный материал большими структурно- целостными блоками. Это позволяло увидеть картину целиком , экономило время
для отработки практических умений и навыков. Использование приёма многократного изложения темы способствовало лучшему усвоению .материала учащимися на уроке., а систематическое повторение пройденного помогало добиваться прочных знаний по предмету.. И то , что когда-то им казалось трудным, становилось простым и понятным. В книге В.Ф Шаталова " Точка опоры " за вторым кругом следуют 3 -ий, 4-ый, 5 -ый, которые охватывают разностороннюю хорошую подготовку учащихся, отличное усвоение знаний в полном
объёме и творческий уровень мышления.

ФОТО ПО КНИГАМ  В.Ф. ШАТАЛОВА
ФОТО ПО КНИГАМ В.Ф. ШАТАЛОВА

Хочется несколько слов сказать о релейных контрольных работах , которые я проводила два раза в месяц . По ним я не только проверяла качество усвоения материала учащимися, но и воспитывала ответственное отношение детей к выполнению домашних и классных заданий. Учёт и оценивание знаний , развитие самостоятельности у детей в методике В.Ф Шаталова отведено особое место.. В своей книге " Точка опоры" В.Ф.Шаталов писал :"Объективность и строгость
в оценке труда могут быть действительно только тогда, когда они базируются на основополагающем трудовом принципе - принципе бесконфликтности..."
" Учитель , могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами " Хаббард Э.
Эти слова с полным правом можно отнести педагогу- новатору В.Ф Шаталову, Учителю с большой буквы.

Л.Кузнецова