Режиссёрский дебют Винсента Галло-фильм не очень популярный, а последующие его работы популярны в плохом смысле этого слова. Сам он тоже снискал не очень позитивную славу: вечно недовольный брюзга, кичащийся своей элитарностью, ругающийся на съемочных площадках, на кинофестивалях и за их пределами. Но, этот человек очень и очень примечательный, который взялся наверное за всё искусство, за которое можно было взяться: он и снимает фильмы, и пишет картины, записывает музыку etc. А Баффало’66 это концентрат того, чем он является, буквально его детище. А я питаю слабость к вещам, в которые вложили душу.
В общем, «его детище» слова слишком мягкие: он и режиссёр, и сценарист, и композитор, и актер главной роли. В основе фильма лежит его история, фильм во многом автобиографичен. Утрированно, естественно. Сомневаюсь что его мать жалела о появлении своего сына на свет из-за того что пропустила футбольный матч в день его рождения. Но дом родителей Билли-это дом родителей Винсента, а поющий отец Билли поёт голосом отца Винсента. Многие детали утрированны в фильме, и не стоит принимать их на веру, надо лишь чуть-чуть вдуматься и мыслить более абстрактно.
Кажется что Баффало’66 фильм эпохи Нового Голливуда, типа Таксиста: по крайней мере, типаж главных героев весьма схож. Но фильм этот в чем то интереснее, и во многом смелее. Монтаж флешбеков, картинка в картинке, и, конечно, музыкальные номера, выглядят очень стильно и необычно. Лично я такого не видел ни в одном из фильмов.
Человек со сломанной жизнью выходит на волю, и первым, что он хочет сделать, является визит в дом родителей. Естественно, как взрослый человек, Билли Браун до своей ходки в тюрьму вешает им на уши лапшу о том что он правительственный работник, и теперь он должен показать им каким хорошим человеком является и как заслуживает их любви. Для этого, он похищает девушку и заставляет её играть роль своей жены. Поступок взвешенный, и очень мудрый.
А если серьезно, Билли Браун человек, который рос без любви, в атмосфере, в которой царит пренебрежение, злоба, вечное недовольство им. Я сказал «рос», потому что он так и не вырос: его вечные оправдания, глупая, ненужная ложь; он постоянно скалится, угрожает, кричит, но никого этим не пугает, а одновременно с этим он смущается когда видит свою школьную любовь, хранит её фотографию в шкафчике в боулинг-клубе, поджимает ноги в ванной, не знает чего хочет на самом деле и мечется будто дитя малое. Он человек в общем неплохой, но это дитя.
В противовес ему, его жертва/спаситель Лейла уравновешенна и спокойна, не пугается Билли от слова совсем. Может показаться что она слабохарактерна, но я так не считаю. Она сильная, гораздо сильнее своего похитителя. Её любовь, как бы банально не звучало, побеждает злобу Билли.
Финал картины довольно неожиданный, скажу так. Больше про него ничего не скажу.
Не люблю я штампы, тем более именно этот, но тут придётся его использовать: этот фильм не для всех. Не всем понравится, не все не заскучают, не всем не захочется перемотать в процессе. Но, у самого Винсента есть замечательная цитата:
«Проблема не в художниках, а в публике. Не для кого стало записывать музыку, снимать фильмы. Единственное, в чём наш мир нуждается в художественном смысле — это в хорошей публике. В людях, которые действительно хотят смотреть фильмы, хотят слушать музыку, в тонких, восприимчивых людях. Ты можешь быть настолько хорош, насколько хороша твоя публика. Но где она? ».
Быть может, в этой его позиции и содержится корень его злоключений. И тем не менее, она имеет право на жизнь.