Признаюсь, я питаю слабость к японской культуре. В общем, но в особенности к самурайской теме: Самурай Чамплу, Бродяга Кэнсин, Манускрипт ниндзя, аниме-ремейк Семи Самураев, Афросамурай, пройденные Секиро и Призрак Цусимы (шедевры, кстати) и даже в миксе жанров Ковбой бибоп нашлось место колоритному типу с катаной, который ходит с невозмутимым лицом. Помимо интереса к японской культуре, которая естественно не ограничивается только лишь самураями (быть может, в следующем таком посту я отойду от кино и расскажу о интересных событиях и людях в истории Японии) я очень люблю различного рода мифа и легенды, притчи и басни. В детстве я зачитывался Одиссеей, с упоением следил за подвигами Геракла, переживал за Тесея который должен найти выход из лабиринта, читал про Осириса, про Тюра и как ему откусил руку волк Фенрир. В общем, архетипичные истории меня так же привлекают. Семь самураев: история, сочетающая мою любовь к Японии, к легендам и притчам и к кинематографу.
Семь самураев-это оригинал, альфа и омега самурайского кино, фильм номер один в списке Esquire (список довольно странный, конечно, в него не вошли фильмы на английском языке) представляет собой фактически притчу в киноформате. Снятый в 1954 году, в техническом плане он и сейчас смотрится вполне себе достойно. С точки зрения самой истории он смотрится более чем достойно. Ставший после этого фильма классикой сюжет о жителях бедной деревни, которые нанимают самураев/ковбоев/странствующих рыцарей/насекомых (я не шучу, проверьте ), чтобы они защитили их от бандитов/мексиканцев/разбойников/саранчи знакомит нас с людьми очень достойными, готовыми бескорыстно сражаться во имя защиты слабых. Мудрый лидер Камбэй, юноша Кацусиро, молчаливый мастер меча Кюдзо и, конечно же, буйный весельчак Кикутиё, все они шикарно прописаны как личности. Неудивительно, ведь у Акиры Куросавы (я называю его Кур-Красавой) был отдельный блокнот в который он записывал детали личности и одежды каждого из самураев, вплоть до манеры завязывать сандалии. Кто-то из персонажей раскрыт больше, кто-то-меньше, но глубина и противоречия чувствуются в каждом из них. Так же и с крестьянами: у многих персонажей есть личная трагедия: у одного бандиты увели жену, у другой убили всю семью, третий ревностно оберегает свою дочь от глаз самураев. Сюжетные линии этих персонажей переплетаются, и получают свою развязку. Бандитам же повезло меньше, внятной личности нет ни у кого, запоминающийся образ только у одноглазого вожака. Отметить могу разве что противопоставление благородного оружия самураев огнестрельному: ружья используют только бандиты, и один выстрел делает Кикутиё, не полноценный самурай. Помимо этого, никакого развития эта сторона не получила, да и ладно, если честно. Это же не Нил Дракман, тут автор серьезный человек.
В целом, единственное что может отпугнуть, это хронометраж. В эру фастфуд медиа 3 часа и 30 минут кажутся целой вечностью. Для меня это время пролетело незаметно, я впивался в глазами в каждый кадр, осознавая, насколько огромное художественное значение имеет этот фильм. Многие из приемов изобретенных Куросавой здесь были приняты на вооружение художниками со всего мира, и до сих пор удачно используются. Киноязык, монтаж, динамика съемки, символизм деталей, если не ошибаюсь, первое в истории использование нескольких камер для одной сцены: всё это создало шедевр, и я не преувеличиваю. Помимо этого в нём есть и культуро-исторический подтекст, но это я оставлю профессионалам, поскольку это не в моей компетенции, если интересно, наверняка есть статьи об этом. Всем, кто мало-мальски интересуется кинематографом, советую глянуть, хотя бы из возможности щеголять этим фактом в обществе.
さらば