В 2020 году продажи электромобилей увеличились на 43% во всем мире, так как снижение стоимости аккумуляторов означает, что они скоро станут более доступными.
Мировые продажи выросли на 43% в 2020 году, но ожидается еще более быстрый рост, когда падение цен на батареи приведет к снижению цен на электромобили ниже аналогичных бензиновых и дизельных моделей даже без субсидий. Согласно последним исследованиям, это произойдет где-то между 2023 и 2025 годами.
Переломный момент уже пройден в Норвегии, где налоговые льготы означают, что электромобили стают дешевыми. Доля рынка автомобилей с батарейным питанием в Северной Европе выросла до 54% в 2020 году по сравнению с менее чем 5% в большинстве европейских стран.
Транспорт является основным источником выбросов углерода, а электромобили жизненно важны для борьбы с климатическим кризисом. Но, хотя они и так дешевле в эксплуатации, их более высокая закупочная цена является препятствием для массового использования. Другой ключевой фактор - это «опасения по поводу дальности полета», но на этой неделе началось первое заводское производство батарей, способных обеспечить зарядку на 320 км за пять минут.
Государственные субсидии и налоговые льготы снизили стоимость электромобилей в некоторых странах, но момент, когда они станут дешевле без субсидий, является ключевым, сказал Джеймс Фрит, глава отдела хранения энергии в BloombergNEF: «Это определенно переломный момент. [Затем] мы действительно наблюдаем распространение электромобилей и реальное проникновение на рынок ». В 2020 году 4,2% новых автомобилей были электрическими.
Профессор Тим Лентон из Университета Эксетера сказал: «В одной стране, Норвегии, наступил переломный момент, и это благодаря уместным и прогрессивным налоговым льготам. Затем потребители голосовали своими кошельками ».
Данные последнего исследования Lenton показали, что в 2019 году электромобили в Норвегии были на 0,3% дешевле и занимали 48% рынка. В Великобритании электромобили были на 1,3% дороже, поэтому доля рынка составила всего 1,6%. «Как только линия паритета цен была пересечена», - сказал Лентон, «Бах! - продажи растут. Мы были действительно поражены тем, насколько нелинейным кажется этот эффект ».
Согласно анализу BloombergNEF, стоимость литий-ионных аккумуляторов снизится настолько, что к 2023 году электромобили будут доступны по ценам как бензиновые и дизельные автомобили, в то время как Лентон предполагает, что это случиться уже к 2024-2025 гг. В публикации McKinsey Global Energy Perspective 2021, опубликованной 15 января, прогнозируется, что электромобили, вероятно, станут наиболее экономичным выбором в следующие пять лет во многих частях мира.
По словам Фрита, падение цен на аккумуляторы за последнее десятилетие было резким и гораздо более быстрым, чем прогнозировалось экспертами. В 2010 году даже аккумулятор для небольшого автомобиля на 30 кВт-ч стоил бы 30 000 долларов, что намного больше, чем полная стоимость эквивалентного автомобиля, работающего на ископаемом топливе. Сегодня исследование BloombegNEFs показывает, что аккумуляторная батарея стоит 4100 долларов благодаря расширению производства и сокращению материальных затрат, например, сокращению количества необходимого дорогостоящего кобальта.
По словам Фрита, в 2020 году аккумуляторные батареи для автобусов в Китае преодолели рубеж в 100 долларов за кВт · ч. Ожидалось, что дальнейшие улучшения в производстве приведут к тому, что это будет средняя цена для всех автомобилей в 2023 году, в результате чего аккумулятор для небольшого автомобиля будет стоить 3000 долларов, а сами электромобили - по той же цене, что и их обычные аналоги.
Электромобили тише и имеют более быстрое ускорение, и быстрое массовое внедрение также будет увеличиваться за счет того факта, что, когда у автомобилистов появится такой экземпляр, они не захотят возвращаться к бензиновым или дизельным автомобилям. В недавнем опросе 2000 владельцев электромобилей 91% заявили, что не хотели бы возвращаться к автомобилям с ДВС.
Несмотря на это, продолжается рост продаж бензиновых внедорожников. Международное энергетическое агентство сообщило в январе, что в 2020 году, несмотря на блокировку Covid-19, сокращающую глобальные выбросы, загрязнение от внедорожников увеличилось. Кроме того, за последнее десятилетие внедорожники были единственной областью среди всех выбросов, связанных с энергетикой, которые увеличились в странах с высоким уровнем доходов.
Тем не менее ожидается, что цены на аккумуляторы продолжат падать, что предполагает, что даже энергоемкие внедорожники в ближайшее время станут электрическими. Разрабатываемые новые литий-ионные технологии создают более дешевые и более энергоемкие батареи, которые могут быть внедрены в середине десятилетия.
По словам Фрита, к 2030 году на массовый рынок может выйти еще более совершенная технология - твердотельные батареи, если будут освоены новые методы производства. BloombergNEF прогнозирует среднюю цену около 60 долларов за киловатт-час в конце десятилетия.
«Это невероятно захватывающее время», - сказал Фрит.