Найти тему
Наука и технологии

Электромобили уже скоро станут массовыми

В 2020 году продажи электромобилей увеличились на 43% во всем мире, так как снижение стоимости аккумуляторов означает, что они скоро станут более доступными.

Image by Markus Distelrath from Pixabay
Image by Markus Distelrath from Pixabay

Мировые продажи выросли на 43% в 2020 году, но ожидается еще более быстрый рост, когда падение цен на батареи приведет к снижению цен на электромобили ниже аналогичных бензиновых и дизельных моделей даже без субсидий. Согласно последним исследованиям, это произойдет где-то между 2023 и 2025 годами.

Переломный момент уже пройден в Норвегии, где налоговые льготы означают, что электромобили стают дешевыми. Доля рынка автомобилей с батарейным питанием в Северной Европе выросла до 54% ​​в 2020 году по сравнению с менее чем 5% в большинстве европейских стран.

Транспорт является основным источником выбросов углерода, а электромобили жизненно важны для борьбы с климатическим кризисом. Но, хотя они и так дешевле в эксплуатации, их более высокая закупочная цена является препятствием для массового использования. Другой ключевой фактор - это «опасения по поводу дальности полета», но на этой неделе началось первое заводское производство батарей, способных обеспечить зарядку на 320 км за пять минут.

Государственные субсидии и налоговые льготы снизили стоимость электромобилей в некоторых странах, но момент, когда они станут дешевле без субсидий, является ключевым, сказал Джеймс Фрит, глава отдела хранения энергии в BloombergNEF: «Это определенно переломный момент. [Затем] мы действительно наблюдаем распространение электромобилей и реальное проникновение на рынок ». В 2020 году 4,2% новых автомобилей были электрическими.

Профессор Тим Лентон из Университета Эксетера сказал: «В одной стране, Норвегии, наступил переломный момент, и это благодаря уместным и прогрессивным налоговым льготам. Затем потребители голосовали своими кошельками ».

Данные последнего исследования Lenton показали, что в 2019 году электромобили в Норвегии были на 0,3% дешевле и занимали 48% рынка. В Великобритании электромобили были на 1,3% дороже, поэтому доля рынка составила всего 1,6%. «Как только линия паритета цен была пересечена», - сказал Лентон, «Бах! - продажи растут. Мы были действительно поражены тем, насколько нелинейным кажется этот эффект ».

-2

Согласно анализу BloombergNEF, стоимость литий-ионных аккумуляторов снизится настолько, что к 2023 году электромобили будут доступны по ценам как бензиновые и дизельные автомобили, в то время как Лентон предполагает, что это случиться уже к 2024-2025 гг. В публикации McKinsey Global Energy Perspective 2021, опубликованной 15 января, прогнозируется, что электромобили, вероятно, станут наиболее экономичным выбором в следующие пять лет во многих частях мира.

По словам Фрита, падение цен на аккумуляторы за последнее десятилетие было резким и гораздо более быстрым, чем прогнозировалось экспертами. В 2010 году даже аккумулятор для небольшого автомобиля на 30 кВт-ч стоил бы 30 000 долларов, что намного больше, чем полная стоимость эквивалентного автомобиля, работающего на ископаемом топливе. Сегодня исследование BloombegNEFs показывает, что аккумуляторная батарея стоит 4100 долларов благодаря расширению производства и сокращению материальных затрат, например, сокращению количества необходимого дорогостоящего кобальта.

По словам Фрита, в 2020 году аккумуляторные батареи для автобусов в Китае преодолели рубеж в 100 долларов за кВт · ч. Ожидалось, что дальнейшие улучшения в производстве приведут к тому, что это будет средняя цена для всех автомобилей в 2023 году, в результате чего аккумулятор для небольшого автомобиля будет стоить 3000 долларов, а сами электромобили - по той же цене, что и их обычные аналоги.

Электромобили тише и имеют более быстрое ускорение, и быстрое массовое внедрение также будет увеличиваться за счет того факта, что, когда у автомобилистов появится такой экземпляр, они не захотят возвращаться к бензиновым или дизельным автомобилям. В недавнем опросе 2000 владельцев электромобилей 91% заявили, что не хотели бы возвращаться к автомобилям с ДВС.

Несмотря на это, продолжается рост продаж бензиновых внедорожников. Международное энергетическое агентство сообщило в январе, что в 2020 году, несмотря на блокировку Covid-19, сокращающую глобальные выбросы, загрязнение от внедорожников увеличилось. Кроме того, за последнее десятилетие внедорожники были единственной областью среди всех выбросов, связанных с энергетикой, которые увеличились в странах с высоким уровнем доходов.

Тем не менее ожидается, что цены на аккумуляторы продолжат падать, что предполагает, что даже энергоемкие внедорожники в ближайшее время станут электрическими. Разрабатываемые новые литий-ионные технологии создают более дешевые и более энергоемкие батареи, которые могут быть внедрены в середине десятилетия.

По словам Фрита, к 2030 году на массовый рынок может выйти еще более совершенная технология - твердотельные батареи, если будут освоены новые методы производства. BloombergNEF прогнозирует среднюю цену около 60 долларов за киловатт-час в конце десятилетия.

«Это невероятно захватывающее время», - сказал Фрит.