Найти в Дзене
Kettik.kz

Первомай в Ташкенте

Поехали мы c другом Славой на майские праздники на 4 дня в Узбекистан. Главным пунктом была столица Узбекистана — Ташкент, вторым пунктом — была столица империи Хромого Тимура — Самарканд. Было бы больше времени и денег — могли бы быть Бухара и Хива, но не сложилось. Опять же, сразу извинюсь, что не все фотки качественные, но уж какие есть. 🙂 Ташкент встретил нас прекрасной погодой, хотя апрель

Поехали мы c другом Славой на майские праздники на 4 дня в Узбекистан. Главным пунктом была столица Узбекистана — Ташкент, вторым пунктом — была столица империи Хромого Тимура — Самарканд. Было бы больше времени и денег — могли бы быть Бухара и Хива, но не сложилось. Опять же, сразу извинюсь, что не все фотки качественные, но уж какие есть. 🙂 Ташкент встретил нас прекрасной погодой, хотя апрель в Алма-Ате был ужасно дождливым и мы опасались увидеть то же самое в Ташкенте.

Как позже выяснилось, и в Узбекистане была точно такая же погода. И у них посеянный хлопок сгнил, не взойдя, из-за слякоти. И многие люди сокрушались, что придется пересевать. Причем об этом говорили люди в городах, то есть далекие от сельского хозяйства. Но в Узбекистане очень многое зависит от сельского хозяйства, поэтому оно волнует многих.

Таксист говорил, что в Ташкенте наблюдается отток жителей (дело было в 2009-м). В основном люди едут на заработки в другие страны или разъезжаются в деревни, потому что там живется сытнее.

Сам Ташкент прекрасный современный город — с широченными улицами.

Ташкент
Ташкент

Улицы действительно удивляют. 4-5 полос в одну сторону. Минимум три. Широченные по нашим меркам даже дороги, примыкающие к основным. Говорят, что такими их сделали после Ташкентского землетрясения . Чтобы многоэтажные дома не могли упасть друг на друга, вызывая эффект домино.

Ташкент
Ташкент

И при этом все дороги довольно ровные, хотя народ и жалуется, что подальше от центра тоже не очень асфальт. (Вот на этой фотке странная деталь — арык от проезжей части бордюром не отделен — чиркнуться о бордюр не выйдет. Если уж съехал с дороги, то все — приехали!)

Дорога в Ташкенте
Дорога в Ташкенте

Вот типичный ташкентский перекресток. Движение довольно редкое.

Ташкент
Ташкент

Пробок нет в принципе. Разве что возле базара со стоянкой так же туго, как видимо везде в мире.

Ташкент
Ташкент

Город утопает в зелени. Алма-Ата хоть и считается очень зеленым городом, теперь уже вряд ли сравнится с Ташкентом по степени зелености. Ташкент сейчас так же зелен, как Алма-Ата до периода Перестройки.

Ташкент
Ташкент

Машины в Ташкенте — это тоже отдельная тема для рассказа. Естественно самая большая группа — DAEWOO. Нексии, матисы, дамасы, тико — любых цветов и комплектаций. Нексия с кондиционером — это уже вполне представительский класс. Можно остановиться на перекрестке и обнаружить вокруг 7-8 матисов и никаких других. (Фотка на самом деле из Самарканда, но сути не меняет — одни дамасы).

Стоянка в Узбекистане
Стоянка в Узбекистане

Вторая по величине группа — старые советские машины. И удивляют они своим идеальным состоянием. Как только с конвеера. Иногда ловишь копейку 70-х годов и с удивлением обнаруживаешь, что она даже не скрипит. Да и выглядит как новая. Можно увидеть 412-ый москвич на титановых дисках с низкопрофильной резиной, золотую тройку с золотой тонировкой и т.д.

Ташкент
Ташкент

Про старые советские машины хочу еще историю рассказать. Лежали поддатые в номере в гостинице и ночью смотрели по телеку Королеву бензоколонки. Там новенький ЛАЗ ездил — сообщением то ли Ялта-Полтава, то ли еще каким. Не важно. А на следующий день мы поехали в Самарканд и по дороге нас обогнал ЛАЗ совковый (все помнят такой — белый с двумя красными полосками) с совковой табличкой — Гагарин-Гулистан. И тоже, гад, как в том фильме — новенький. 🙂 Блестящий, помытый, не дымит. Дежавю, какое-то.

Ташкент
Ташкент

Ну и всякие разные машины. Их настолько мало, что говорить о них не стоит. Как то читал в Интерфаксе, что казахский дипломат в Ташкенте устроил ДТП — столкнулись Ниссан Максима и Тойота Прадо. Не знаю чем дело кончилось, но меня удивили марки машин в этом сообщении. По Ташкенту надо два дня ездить чтобы вообще наверяка увидеть обе такие машины. :).

Растаможка любого автомобиля в Узбекистане составляла на тот момент 95% от стоимости машины. И этот тариф не распространялся только на совместные предприятия. Поэтому все машины, которые не узбекской сборки и не остались с советского союза, были зарегистрированы на различные СП.

Не всегда принцип Toyota is Toyota верен.

Автосалон в Ташкенте
Автосалон в Ташкенте

Бензин в Узбекистане довольно дорогой, поэтому использование советских и корейских, довольно экономичных машин, вполне оправдано. Кстати на ценнике очень удобно расписано, сколько будет стоить то или иное количество литров. Хотя с непривычки путаешься и автоматически пытаешься пересчитать. Больше с надеждой "а не дешевле ли покупать больше" 🙂 Но нет — все точно. Народ, в основной своей массе, не морочится и заправляет 80-ый. И ничего с их машинами не случается.

Ценник на бензин
Ценник на бензин

В цену каждого литра входит налог на транспорт (как раз вон те 40 сумов в цене АИ-80). То есть в Узбекистане не нужно его оплачивать отдельно, как у нас. Сколько наездил — столько заплатил. Чем меньше твоя машина жрет или чем меньше ездишь, тем меньше платишь.

С деньгами в Узбекистане все не так просто. Курс доллара примерно 1500 сумов за доллар. К тенге на нынешний курс примерно — 1 к 10. Тысяча сумов — примерно 100 тенге (треть доллара). Но при этом хоть цены и ниже почти в два раза, но все равно не очень удобно. Они на базар с пакетами денег ходят.

Нас выкупали, что мы не местные только потому, как мы деньги считаем — медленно и неуклюже. Местные считают со скоростью счетных машин. Устав ждать и изнервничавшись, продавцы зачастую сами быстро пересчитывали наши деньги. 🙂

Вот это 200 баксов. Мы обалдели, когда нам в обмен на две бумажки принесли полную охапку денег. Здесь три с половиной пачки — 320 тысяч сумов. И повезло, что штуками дали. Могло быть и хуже. В общем мы по Узбекистану все время катались — с полными карманами денег. Сигареты некуда было положить. 🙂

Узбекские деньги
Узбекские деньги

А вот архитектура города начинает меняться. Современные отели.

Ташкент
Ташкент

И космическо-фэнтезийная современная застройка — бизнес-центры, госучереждения, жилые дома и т.д.

Ташкент
Ташкент
Ташкент
Ташкент
 Ташкент
Ташкент
Ташкент
Ташкент
Ташкент
Ташкент
Ташкент
Ташкент

Постоянная стройка присутствует и в Ташкенте, хотя конечно с Алма-Атой по количеству кранов и заборов не сравнится.

Ташкент
Ташкент

Отель "Le Grande Plaza", в котором мы поселились, был очень даже неплох. Вопреки обыкновению, номер внутри не сфотали, но поверьте на слово — тоже вполне приличный.

Отель Le Grande Plaza
Отель Le Grande Plaza

Но никто из таксистов этот отель не знают. Надо говорить "гостиница Тата". Это старое название. Так все знают. Он находится за гостиницей "Узбекистан".

Унылая советская застройка тоже присутствует.

Ташкент
Ташкент

Но при этом советская застройка — далеко не всегда унылая. Флагман узбекского туризма советского периода — Гостиница Узбекистан.

Гостиница Узбекистан
Гостиница Узбекистан

Ташкентский цирк

Цирк в Ташкенте
Цирк в Ташкенте

Неизвестное мне здание. По форме — театр им. Ауэзова в Алматы, а по оформлению — алматинский дворец бракосочетаний. 🙂

Ташкент
Ташкент

Спиральное здание возле рынка Чорсу. Сама спираль — довольно пологий, похоже асфальтированный заезд шириной почти в две легковушки.

Спиральное здание
Спиральное здание

Сам рынок Чорсу

Рынок в Ташкенте
Рынок в Ташкенте

Узбекские базары — довольно занимательное место. Много необычного для нас было. Лепешки тандырные продают — целыми рядами. Вот как-то заметно, что продают все местное. Выращенное в Узбекистане. Ну бананы-ананасы конечно явно привозные. А так — помидоры, яблоки, черешня, картошка, лук — в общем все. Уже на первое мая я пробовал местную клубнику. Пол кило съел. В одном месте на базаре только видел и по нереальной для местных цене — 7500 сумов. И оформлены почти все базары еще похоже в советские времена. Вот колоннада на входе базара под огромным куполом.

Базар в Ташкенте
Базар в Ташкенте

Частный сектор представляет из себя типичную среднеазиатскую застройку — дом к дому, все окна на улицу, ворота в арках, все незанятое домами пространство застроено дувалами (глинянными глухими заборами), зелень кругом. Хорошо в общем. Но как-то сфотографировать не пришлось. А видео, которое я снимал в Узбекистане — безвозвратно утеряно, по причине кривых рук. Старых зданий после двух разрушительных землятресений 1868 и 1966 годов практически не осталось. Медресе Кукельдаш — одно из крупнейших сохранившихся медресе XVI века в Средней Азии.

Медресе Кукельдаш
Медресе Кукельдаш

Джума мечеть (главная пятничная мечеть) — новое здание, построенное в 97-м году. Но построено оно именно на месте, где Джума мечеть стояла в Ташкенте с 1451 года.

Жума мечеть
Жума мечеть

А вот "закосов" под традиционную центрально азиатскую архитектуру — достаточно.

Ташкент
Ташкент

Людей на улицах очень немного. Так же как и машин. И исключения составляют только базары и прилегающие к ним территории. В дождь город вообще практически вымирает.

Ташкент
Ташкент
Ташкент
Ташкент

Мужики в Ташкенте такие же как везде. А женщин часто можно увидеть в национальных халатах. А в Самарканде видели девчонку лет 20-22 мало того, что в национальном халате и шароварах, так еще и с кучей косичек. Причем в городе — просто так.

Узбекистан
Узбекистан

Народ в Ташкенте спокойный, приветливый, никто никуда не торопится, не кричит, ни сигналит. Ташкент в этом отношении, по сравнению с Алма-Атой представляется настолько спокойным, что диву даешься. Спокойным, примерно в той же пропорции, что Алма-Ата с Москвой. Там можно просто отдохнуть от надоевшей суматохи. Много узбеков. Много русских, корейцев. Уйгуры, казахи. Пестро. Но живут вроде дружно.

По-русски почти все говорят. Только один раз за путешествие нам попался таксист, который по-русски говорил плохо. Но при этом почти все жители, независимо от национальности, говорят и на узбекском. Оценить насколько хорошо — мы конечно не смогли, но говорят.