Найти в Дзене
Обзорщик

«Планета Земля 2» - редкая история, отражающая как индивидуальный, так и универсальный опыт

«Планета Земля 2» - это шоу об островах, медведях, стеклянных лягушках и леопардах, обитающих в Мумбаи. Это шоу сопровождается замечательным, теплым, умным голосом Дэвида Аттенборо и потрясающими визуальными эффектами. И все же самое захватывающее и прекрасное в Планета Земля 2 - это то, как она играет с масштабом, как во времени, так и в перспективе.

Кадр из шоу «Планета Земля 2»
Кадр из шоу «Планета Земля 2»

Как и некоторые из лучших повествований, повествования о Планете Земля 2, кажется, существуют одновременно в нескольких разных, постоянно изменяемых временных рамках - скорость сапсана увеличивается, а затем быстро увеличивается, когда мы наблюдаем, как он переходит от величественного замедленного движения к 180-мильному. Замедленная съемка показывает зеленеющую пустыню, цветущие травы и текущую лаву, а поразительные кадры в замедленной съемке иллюстрируют точный момент, когда львица проигрывает битву с жирафом.

На это приятно смотреть, и вы сидите в трепете, поражаясь тому, как именно эти изображения могут вообще существовать. Но это больше, чем просто радость для глаз: связь шоу со временем дает зрителям эмоциональные скачки. Да, мы можем наблюдать мучительно замедленную битву между летучей мышью и скорпионом и чувствовать всю мощь нашей способности воспринимать каждый удар и выпад. Но наш рассказчик напоминает нам, что нашему герою, летучей мыши, также нужно будет поймать еще как минимум двух таких скорпионов в ближайшие несколько часов. В конце концов, она может охотиться только ночью, а скоро рассвет. Это похоже на возможность увидеть сразу в нескольких измерениях ту редкую историю, в которой мы можем удерживать индивидуальность - сингулярность - в точном балансе с бесчисленным множеством и универсальностью.

Кадр из шоу «Планета Земля 2»
Кадр из шоу «Планета Земля 2»

Эти противоречия между одним и многими, неподвижный момент против стремительного натиска, присутствуют во всем оригинальном сериале «Планета Земля », но особенно ярко проявляются в «Планете Земля 2» . Это стиль повествования, основанный на восхитительной плавности между примером и правилом, анекдотом и толпой. Мы сосредотачиваемся на одной особой мышке, замороженной в воздухе, когда она прыгает, чтобы избежать ныряющей сипухи. Мышь - это персонаж. У него есть потребности и эмоциональные ставки; мы сочувствуем ей и ее тяжелому положению; мы восхищены ее ловкостью и умением. И это, конечно, не повредит, что эти кадры мыши, бегущей по глубокой траве, каким-то образом, так же красиво освещенный, как любой натюрморт Северного Возрождения. Но особое удовольствие приходит, когда мы экстраполируем эту единственную мышь, выходя за рамки ее единственного необычного побега, чтобы думать обо всех пастбищах как об экосистеме.

Толпа фламинго марширует нелепой кучкой, уверенно шагая мимо сбитой с толку птицы, которая, кажется, пропустила памятку. Снежный барс живет таким одиноким, изолированный жизнью в огромном горном массиве, что документалисты теряют его из виду на месяц. И, конечно же, клип, который стал вирусным, когда « Планета Земля 2» впервые вышла в Великобритании, невероятный эпизод «игуана против змей» полностью посвящен тому, как одна новорожденная игуана спасается бегством в попытке спастись от ошеломляющего множества змей. Планета Земля 2 работает так хорошо во многом потому, что мы любим это двойное видение, возможность увидеть одну, отдельную историю и рассказать о ней бок о бок с широкоугольным обзором гораздо большего населения. В конце концов, это наш любимый способ увидеть себя - отдельными личностями и одновременно членами гораздо более крупных универсальных масс.

Кадр из шоу «Планета Земля 2»
Кадр из шоу «Планета Земля 2»

Это также связано с одной областью, где некоторые зрители могут почувствовать, что Планета Земля 2 терпит неудачу. Это шоу о красоте и хрупкости мира, защита окружающей среды, защита природы кажутся ценностями под угрозой. И все же Планета Земля II лишь немного упоминает о том, насколько мир изменился за последнее десятилетие, и насколько ненадежно будущее. В своем повествовании Дэвид Аттенборо - не столько голос судьбы мира, сколько печально разочарованный отец, который знает, вы уже знаете, что он собирается сказать, поэтому он просто упомянет в стороне, что наши более короткие и теплые зимы действительно портят жизнь этим очаровательным медвежатам гризли. Благодаря своей мастерской способности иллюстрировать связи между огромными масштабными изменениями и индивидуальными жизнями, легко захотеть, чтобы «Планета Земля 2» казалась более полемичной, чем она есть на самом деле . Если у вас есть способность дать людям эмоциональную связь с чем-то столь же абстрактным и далеким, как сокращающиеся тропические леса, не следует ли вам более решительно призывать к действию?

Это справедливая перспектива, но она недооценивает эффективность того, что делает Планета Земля 2 , и сознательный выбор, который она делает в последней части серии, «Города». Для уже инициированных, конечно, призыв к действиям в области окружающей среды прекрасно читается на протяжении всего сезона, подразумевая каждое мягкое упоминание об исчезновении ледников и расширении пустынь. И с этой точки зрения эпизод «Города» мог показаться примирением. Эти изменения происходят, утверждается в эпизоде. Вместо того, чтобы пытаться бороться с ними, давайте подумаем о том, как мы могли бы сделать выбор, учитывающий потребности дикой природы наряду с нашими собственными. Давайте сосредоточимся на достижимых и приятных видениях, таких как городская архитектура, созданная с учетом зеленых насаждений, и животных, которые адаптируются, чтобы выжить в городской среде.

Кадр из шоу «Планета Земля 2»
Кадр из шоу «Планета Земля 2»

Почти каждый его кадр посвящен укреплению нашей способности связывать индивидуальный опыт с более широкими и универсальными контурами. Это редкое послание, одновременно остроумное и поразительно недооцененное, которое сейчас кажется бальзамом.

И это так красиво.