Ни для кого не секрет, что свадьба до сих пор является очень важным событием в жизни женщины. Да, в наше время она перестала быть единственным способом состояться, теперь женщины могут постигать самые разные вершины в науке, бизнесе и даже политике, но они все еще мечтают о красивом празднике, романтической атмосфере грез и, конечно, признании возлюбленного в серьезных чувствах и планах на будущее. Поэтому неудивительно, что свадебные эпизоды и образы привлекают внимание в массовой культуре, ориентированной на прекрасный пол. А кроме того, они многое говорят про характер героев, их вкусы, образ жизни и общую концепцию произведения. Почему бы не рассмотреть подобные образцы в отечественных женских романах?
1. Анна Малышева, «Коралловый браслет»
«Маша подняла глаза и снова оглядела себя в зеркале – с ног до головы. Она в который раз примеряла свадебное платье, серебряное, украшенное стразами и бахромой. Оно было единственным, за что она больше не переживала. Маша решила устроить торжество в стиле Великого Гэтсби и тут же поняла, каких усилий стоит выдержать американский стиль двадцатых годов прошлого века. Даже Анжела сомневалась, стоило ли выбирать для эскорта черные машины ретро-марок, в плане музыки ограничиться джазом и отказаться от фаты в пользу шапочки со стразами».
Главная героиня романа — художница, тяготеющая к стилю ретро, и ее свадебный образ отличается стремлением к нестандартности и даже эпатажности. А поскольку по сюжету любовная линия сопряжена с риском и недоверием, она, возможно, компенсирует этим недостаток уверенности в будущей семейной жизни.
2. Елена Харькова, «И все-таки я люблю тебя!», том второй
« Маргариту нарядили в подвенечный наряд. Это платье из хлопчатобумажной ткани было все украшено вышивкой ришелье. Видно, одна из этих старушек в молодости много вечеров потратила, чтобы из простого куска ткани получилось такое великолепное произведение искусства. Правда, за давностью лет ткань, утратив белизну и прочность, стала светло-кремового цвета и порвалась в двух местах, но старушки аккуратно зашили прорехи и попытались хоть чуть-чуть отбелить платье. Женьку нарядили в белую косоворотку, которая, правда, была немного мала ему в плечах, да и рукава коротки. Но Женька все равно в угоду бабулькам надел эту рубашку. Брюк, правда, на него не нашлось, поэтому Женька был в своих джинсах. На голове у него была кепка с прикрепленной к ней белой хризантемой».
Свадьба главной героини, уже знакомой нам авантюристки Риты, - постановочная, и если говорить прямо, не особо нужная по сюжету. Но автору, по-видимому, очень хотелось разбавить «чернушную» атмосферу второго тома деревенской пасторалью, сказочными старушками, круглосуточно пекущими пирожки и вяжущими салфеточки, и приторной благочестивой сентиментальностью. Я бы не удивилась, если старушки верили и в целомудрие невесты.
3. Александра Маринина, «Взгляд из вечности»
«Григорий такой наряд построил – ни в сказке сказать, ни пером описать. Тамара-то женщина умная, понимала, что в тридцать три года напяливать на себя белое платье с пышной юбкой смешно, да и вообще она эти белые платья не жалует, называет их мещанством. Ей Григорий сделал костюм из шифона, серый с фиолетовым – это его самые любимые цвета. Он говорит, что это цвета покоя. Сверху пиджачок облегающий, юбка асимметричная, летящая, ворот какой-то необыкновенный, фигурный, на лацкане брошка из чароита – красота неописуемая. А у него серый костюм с фиолетовым отливом, шейный платок из той же ткани, что у Тамары, и заколка на платке тоже из чароита, такого же дизайна, как брошка».
В этом романе свадебный образ главной героини, Любы, гораздо менее интересен, чем у ее старшей сестры Тамары, талантливого парикмахера-стилиста. Ее муж был таким же одаренным портным, которого в наше время смело можно было бы назвать модельером. Если Люба вынуждена была надеть бедное и невзрачное одеяние, приобретенное под давлением экономных родных, то ее сестра проявила независимость и неординарность как во внешнем облике, так и в неугодном семье выборе спутника.
4. Татьяна Тронина, «Чужая свадьба»
«В этот раз хозяйка предложила Оле в примерочной костюм – жакет и юбку из гладкой белой, с едва заметным оттенком розового, ткани, с маленькой шляпкой-таблеткой из того же материала. Поддавшись уговорам хозяйки, Оля надела костюм, старательно пристроила на волосах шляпу-таблетку. Взглянула на себя в зеркало и ахнула. Это была она и не она. Принцесса, но принцесса не из детской сказки, а из какого-нибудь романтичного старого фильма, в котором играет Одри Хепберн, например. Да-да, в подобных нарядах красовались когда-то и Грейс Келли, и Жаклин Кеннеди. Костюмчик в стиле шестидесятых годов – простой крой, матовая благородная ткань, минимум деталей. Облегающий жакет и чуть расклешенная юбка ниже колена. Аккуратные маленькие перчатки еще больше убедили Олю в том, что хозяйка салона знает свое дело – именно они сделали образ законченным».
Здесь главная героиня в начале романа планировала вступить в брак по всем канонам, с пышным белым платьем и фатой, чтобы все было «как полагалось», и вероятно, что по задумке автора отказ от шаблонов стал первым шагом к пониманию, что на самом деле она хотела не самого супружества, а лишь видимого воплощения детской мечты.
5. Мария Метлицкая, «Подруги»
«Расписались они в декабре, под Новый год, в Грибоедовском загсе. Зойка – красивая, как богиня, в платье сливочного цвета и пышной фате, с волосами, убранными кверху, и с полыхающим огнями бриллиантовым кольцом на тонком пальце – подарок незнакомой пока свекрови. Жених – красавец, глаз не отвести (не отводили даже ждущие своей очереди невесты и их беспокойные мамаши), в строгом темном костюме и с невиданной бабочкой на шее. Позади – красная и потная от волнения Раиса в нелепом, колючем розовом кримпленовом платье с безумной розой на плече, Клара, бледная, как накрахмаленная простыня, с трясущимися от старости и волнения руками. Выпили за молодых, крикнули «горько». Пили, ели, танцевали – Ваня с новоявленной тещей, страшно смущенной и оттого неловкой, Хасан – с Кларой, кокетливо откинувшей голову и блиставшей словно наклеенной улыбкой, обнажавшей пожелтевший советский фарфор».
У Метлицкой часто важна не столько романтическая линия, сколько социальный и исторический контекст, в котором она проходит. И в данном рассказе также фигура хорошего и состоятельного жениха является скорее проходным элементом, помогающим главной героине вырваться из удушающего советского быта, а роскошная свадьба — игрой на контрастах между грезами и реальностью, стремлением к переменам и покорностью судьбе.
Таким образом видно, что свадебный эпизод в женском романе — отнюдь не всегда кульминация чувств и моделирование сказочных образов, но и любопытный психологический момент.