Найти тему
Заметки мамы-училки

Делать уроки самостоятельно: как мы этого добились

Оглавление

Самая частая проблема, с которой ко мне обращаются родители школьников: "Не может делать уроки самостоятельно и ждёт моего возвращения с работы каждый день". Мама вместо отдыха после трудового дня вынуждена сидеть с ребенком, объяснять, подталкивать, заставлять. Иногда уроки затягиваются до поздней ночи.

Первым делом важно обратить внимание на возраст ребенка и его психологические особенности в данном возрасте. Если он в первом классе, то делать уроки сам он пока не умеет, так как у него ведущая деятельность игровая, он пока не может переключиться на учебную деятельность. Это касается особенно тех, кто не ходил на подготовку к школе. Они ещё не до конца понимают, что такое школа. Второй класс мало чем отличатся от первого в плане психологического состояния, ребенку по-прежнему трудно организовать самого себя и делать уроки полностью самостоятельно без помощи "надзирателя". В третьем классе уже достаточно сформировались процессы головного мозга, и школьник вполне готов продолжительное время сидеть на одном месте, заниматься и организовывать свой труд и своё время.

Всё это я почерпнула не из научных статей экспертов, это лишь моё мнение, основанное на опыте работы с разными детьми на протяжении многих лет. Со своим сыном в первом классе я сидела рядом, во втором был трудный переходный период к самостоятельности, который увенчался успехом к концу второго класса, в третьем классе уроки уже с ним не делаю, а только проверяю их, и то только наличие. Особых проблем с уроками у нас никогда не было.

За уроками. Фото автора
За уроками. Фото автора

Но были проблемы в семьях моих учеников, где я работала репетитором. Вот как раз для них я и составила несколько советов. Возможно, они пригодятся и вам.

Следуя моим рекомендациям, родители добились того, что их ребенок начал делать уроки сам. И не просто сам, а ещё и с желанием и радостью, что очень ценно.

Выявляем причины. Почему ребенок не делает домашнее задание сам

1. Возраст. О нем писала выше.

2. Не знает, как решать и выполнять упражнения, пробелы в знаниях. Объясняем темы, где есть пробелы. Не можете сами, то смотрим видеоуроки, нанимаем репетитора на несколько занятий, но не на постоянную основу. Когда тема ребенку понятна, то и домашнее задание выполняется легко.

3. Слишком много домашних заданий. Родителям не стоит делать за ребенка домашние задания. Пусть он сделает то, что сможет, до того момента, пока совсем не устанет. Возможно, за такие домашние задания будут отметки ниже, но это ничего страшного. Наша цель - приучить ребенка к самостоятельности, а не выполнять работу за него.

4. Нет интереса, скучно. Если ребенок сильнее, чем одноклассники, то это решается дополнительными занятиями, олимпиадными кружками, где нагрузка будет больше, что повысит его учебную мотивацию.

Об этом методе подробно писала в статье:

Чтобы увлечь:

5. Привык, что мама всегда сидит рядом. Тут проблема не в ребенке. Постепенно отходите от совместного выполнения уроков. Он уже вполне может делать всё сам, но просто не хочет и не привык к самостоятельности.

6. Ребенок боится гнева родителей. Если он выполняет работу плохо, его обзывают, кричат на него. Соответственно и желание делать уроки пропадает вовсе.

7. Мешают, отвлекают гаджеты, включенный телевизор, младшие братья/сестры, не организовано рабочее место. Тут совет один - всё лишнее убираем, особенно телефон, а место для уроков делаем максимально комфортным и тихим. Этого можно добиться, даже если у ребенка нет своего собственного письменного стола.

8. Не знает, с чего начать, не может организовать сам себя, не умеет работать один. Это основная причина и ответ на нее ниже.

Добиваемся самостоятельного выполнения уроков с помощью простой игры

Такой метод эксперты называют чек-листом, я же называю просто "План выполнения ДэЗэ". Прописываю или печатаю и распечатываю на принтере листочек с планом, где подробно прописываю весь процесс выполнения уроков по пунктам. На каждый предмет это будет свой план.

Мой пример чек-листа по русскому языку:

-2

Из него видно, что каждый шаг подробно описан, а напротив него квадратик. В этот квадратик ребенок ставит плюсик или галочку, когда данный пункт плана выполнен. Именно это и превращает домашку в игру.

Дети обычно с удовольствием стараются заполнить плюсами все квадратики и, гордясь собой, потом показывают этот листочек маме. Мама, естественно, хвалит, а это повышает настроение, мотивацию и желание выполнять уроки без истерик. Вот и получается, что мои ученики не просто начинают выполнять домашнюю работу полностью самостоятельно, но и ещё и с желанием и радостью.

Такие чек-листы я советую распечатать или написать по каждому предмету, но в соответствии с заданиями и рекомендациями школьного учителя. Я знаю, что не все учителя, например, просят писать словарные слова после каждого упражнения.

Ещё один совет: план приклеить на картон, заламинировать или обклеить скотчем, а можно и просто вдеть в файл. Это для того, чтобы каждый день ребенок мог делать свои пометки на этом плане фломастером, потом стирать и на следующий день писать снова.

Таким образом, домашняя работа превращается в игру и больше не возникает проблем с самостоятельным её выполнением.

Если советы были для вас полезны, ставьте "лайк".

А у вас как обстоят дела с выполнением домашних заданий? Напишите в комментариях.

Подписывайтесь, на канале интересные школьные лайфхаки.