Найти тему
Дорогами радости

Сверхсекретный завод напротив английской набережной в Крыму. Почему я хочу вернуться сюда

Оглавление

Вопроса, в какой город поехать из Ялты на экскурсию, у нас не было. Конечно, в Севастополь - город русских моряков. Муж никогда не был, я заезжала очень давно, еще в СССР. Считай, в другой жизни.

Севастополь всего в полутора часах езды от Ялты. Можно и самим добраться: на рейсовом автобусе или на такси. Казалось бы: преимущество. И обычно в такой ситуации я еду сама, без экскурсоводов.

Но что дальше? Помня смутно лишь про Графскую пристань да Памятник затопленным кораблям, не зная города, мы будем передвигаться от точки А до точки Б, каждый раз на новом такси или ища неизвестный автобус. Без рассказчика, с космическими затратами денег и времени на дорогу. Все же город-то немаленький. Как-то бессмысленно.

Решаем взять организованную экскурсию. Вопрос, какую. Тот случай, когда разнообразие порождает сомнения и нерешительность.

Останавливаемся на «Севастополь-Балаклава» от Ялтинского экскурсионного бюро.

Экскурсия «Севастополь-Балаклава»

За экскурсию мы заплатили по 1700 рублей с человека (цена на декабрь 2020 года). Такую же сумму на каждого мы отдали за билеты: катер в Балаклаве и прогулочный теплоход в Севастополе, за вход в Диораму и в музей-заповедник Херсонес. Поездка длилась десять с половиной часов.

Набережная Севастополя. Фото Александры Кудрявцевой
Набережная Севастополя. Фото Александры Кудрявцевой

В 8 утра к выходу из отеля подъехал восемнадцати местный Мерседес с тонированными окнами. Наша "Ялта-Интурист" была первой точкой сбора. Только около девяти, собрав всех, мы выехали из города.

Экскурсия началась. Некоторые попутчики роптали из-за затемненных окон. Солнце зимой не мучает туристов, а через обычные окна разглядеть картинку за окном, действительно, можно было бы лучше.

- Вот поселок Олива, где дача-музей писателя Юлиана Семенова.
- Мы едем по старо-ялтинскому шоссе. Некоторые считают его самым красивым в Крыму. Именно здесь снимали не один десяток советских фильмов. Дорогу построили военные больше 150 лет назад по приказу генерал-губернатора Воронцова. Благодаря ему в Крыму появилось очень многое.
- А вы знаете, какое блюдо фирменное в Севастополе? Думаете, барабулька, как в Ялте? Нет! Макароны по-флотски. Это же город моряков!

Первая остановка в Балаклаве. Это часть Севастополя раньше была самостоятельной. Как Зеленоград в Москве или Кронштадт в Санкт-Петербурге. Вроде городок и сам по себе и выглядит наособинку, но с главным городом связан основательно.

Непривычно было увидеть такую большую марину в России. Конечно, стоянки есть и на Пироговском водохранилище, вот только яхты там Яхты и лодочек нет. Простому человеку не подступиться. А тут, кажется, какой-то шанс есть. Фото Александры Кудрявцевой
Непривычно было увидеть такую большую марину в России. Конечно, стоянки есть и на Пироговском водохранилище, вот только яхты там Яхты и лодочек нет. Простому человеку не подступиться. А тут, кажется, какой-то шанс есть. Фото Александры Кудрявцевой

Хотя местные-то, уж конечно, все равно ощущают Балаклаву отдельным городом.

Балаклава: краткий исторический экскурс

Балаклава известна с античных времен. О ней писали поэт Гомер и историк Плиний. Ее называли Ламоса, Страбон, Сигнальная бухта.

Горы вокруг Балаклавы. Эта фотография сделана в октябре Рустамом Бизяновым
Горы вокруг Балаклавы. Эта фотография сделана в октябре Рустамом Бизяновым

Балаклавская бухта - уникальна. Глубокая - до 17 метров, узкая - от 200 до 400 в ширину и спокойная. Она защищена скалами от открытого моря, в ней не бывает штормов. Корабли здесь прятались всегда.

Балаклавскую бухту не видно с моря. Идеальное укрытие! У моряков есть поговорка: «Берег слева, берег справа - посредине Балаклава».
Балаклавскую бухту не видно с моря. Идеальное укрытие! У моряков есть поговорка: «Берег слева, берег справа - посредине Балаклава».

Рыбаков-тавров вытеснили римляне, после них пришли генуэзцы и построили крепость Чембало, которая стоит на горе до сих пор. Потом пришли татары, в XV веке против них восстали местные греки. Скоро генуэзцы вернули крепость себе. Но ненадолго: город завоевали османы.

А в XVII веке город - тогда Баликайю - у турок отбили запорожские казаки, спустя век они попытались город вернуть, но безуспешно.

В Крымскую войну Балаклаву оккупировали англичане. За два года они проложили тут железную дорогу (потом она была разобрана и продана туркам), водопровод, шоссейные дороги и деревянную набережную. Поэтому-то я и назвала набережную английской.

Каменные дома на набережной появились в конце XlX века, уже при русских. Сейчас приморская часть называется набережной Назукина, в честь матроса-революционера.

Некоторые ропщут: раньше-де набережная была лучше.  На ней росли огромные пирамидальные тополя, которые не только придавали ей особый шарм, но и давали летом желанную тень. Фото набережной Балаклавы сделала Александра Кудрявцева
Некоторые ропщут: раньше-де набережная была лучше. На ней росли огромные пирамидальные тополя, которые не только придавали ей особый шарм, но и давали летом желанную тень. Фото набережной Балаклавы сделала Александра Кудрявцева

После Крымской войны лет на семьдесят бухта утратила своё стратегическое назначение и стала полноценным курортом. К набережной добавились гостиницы, пансионаты и рестораны.

Писатель Александр Куприн очень любил Балаклаву и прожил тут почти год, приобрел участок, но дом не построил
Писатель Александр Куприн очень любил Балаклаву и прожил тут почти год, приобрел участок, но дом не построил

Балаклава в СССР - это суперзакрытый город

В советское время Балаклава была закрытым городом в закрытом городе. То есть закрытым городом в квадрате. А для иностранцев - в кубе.

Севастополь был недоступен жителям Союза как база Черноморского флота, но в Балаклаву не пускали и самих севастопольцев.

Полвека в Балаклаву было не попасть. Совсем не попасть. Особенно с фотоаппаратом. Даже когда с паспортом в составе организованной экскурсии стало можно приехать в Севастополь.

До января 1993 года на въезде в Балаклаву стояли несколько кордонов. Даже название города лишний раз нигде не упоминалось. Не к чему.

Ведь там с 1953 года располагался сверхсекретный завод подводных лодок. Поговаривают, что и с ядерными боеголовками. Там их создавали, ремонтировали, там они стояли в доке.

Главные ворота завода подводных лодок. Здесь входили советские субмарины. Фото Сергея Кудрявцева
Главные ворота завода подводных лодок. Здесь входили советские субмарины. Фото Сергея Кудрявцева

С заводом связана байка про крупный обман Хрущева. Хотя, может это и не вымысел, судите сами.

Чтобы скрыть завод, его расположили в горе. А чтобы субмарины заходили на ремонт, вход-выход должен был быть определенного размера. Но пока утверждали параметры, тип лодок изменился.

И когда Хрущев приехал принимать предприятие, подлодка застряла. Тогда с стороны моря вождю показали корму одной лодки, а в бухте - нос от другой. Некоторые утверждают, что фабричные подготовились заранее и до инспекции лодку распилили. Ну, может. Только боюсь, она б тогда утонула.

Местные говорят, что после распада Союза все изменилось буквально в один день. Вроде как, лодки власти увести успели, но сам завод был разграблен, даже ценный металл отделки отодран.

Сейчас там музей. Но зимой он не работал и мы там не были. Местные говорят, дорого и своих денег он пока не стоит.

Морская прогулка из Балаклавы

Но я и ехала не к подводным лодкам. Я очень хотела посмотреть на знаменитую бухту и выйти в море.

Слушаем капитана. Фото Александры Кудрявцевой
Слушаем капитана. Фото Александры Кудрявцевой

Нашу группу посадили в два катера. В тот, что побольше сели одиннадцать человек, в нашем было семеро. От ветра - тент, от бури - спасательные жилеты под сидением.

Капитан Виктор (имя изменено) - философ и поэт, сказал, что бояться стоит, когда главный на корабле в жилете. Во всех остальных случаях все гарантированно обойдется.

Рассказ о Балаклаве был душевным, виды моря и гор - такие, как надо. Настоящие. Жаль, сфотографировать не удалось.

Открытое море у выхода из Балаклавской бухты. Фото Екатерины Маркиной
Открытое море у выхода из Балаклавской бухты. Фото Екатерины Маркиной

Горюю: не попросила снять водонепроницаемую крышу, чтобы просолиться на этом ветру, промокнуть и покрыться брызгами.

Мы же приличные люди... нам еще ехать... есть же и другие экскурсанты... Хотя, именно на этом катере, мне кажется, такие, слегка безбашенные, были все.

Александра Кудрявцева / ДОРОГАМИ РАДОСТИ

Дальше мы погуляли по набережной Севастополя и сели на кораблик; потом посмотрели музей "Панорама обороны Севастополя" и съездили в Херсонес.

Подписывайтесь на мой канал в Дзене и читайте другие крымские очерки и не только.