Успех сериала «Первые ласточки» это маленькая победа для украинского кинематографа. Несмотря на все еще неидеальную игру актеров первый сезон сериала был удивительно убедительным, а темы, освещались в сюжете, выходили за, казалось бы, допустимые пределы цензуры на телевидении.
Вы, наверное, слышали о «синдроме сиквела» - им страдает множество медиа, авторы которых либо не поняли, почему потребителю понравился оригинал, или же прибегли к такому количеству экспериментов, изменили продлении до неузнаваемости. Словом, усовершенствовать удачные решения и избавиться неудачных - дело непростое, поэтому многие сериалы мы смотрим с мнением, что «лучше бы вы остановились на предыдущем сезоне».
Авторы «Первых ласточек» неоднократно рассказывали в интервью, что «сюжетные линии первого сезона были закрытыми», даже несмотря на то, что он оставил за собой открытый финал. Поэтому второй сезон должен был стать полностью новой историей с новыми персонажами, однако оставив часть старых актеров в касте и острую социальную тематику в сюжете. Таким образом сериал пошел по пути антологии, где каждый сезон повествует отдельные истории, не связанные между собой. Такими были, например, «Американская история ужасов» и «Черное зеркало». И на самом деле это отличный способ хоть немного обезопасить себя от возможного синдрома сиквела и заодно решить сценаристам руки в работе над продолжением.
Если первый сезон «Ласточек» ассоциировался с американским сериалом «13 причин почему», то «Зависимые» уже больше походит на «Эйфория» - и различие это поразительна. Какими бы талантливыми и настойчивыми ни были актеры, они все равно не могут выглядеть органично в роли школьников, когда им по двадцать. А вот к образам студентов - никаких вопросов.
Главные герои здесь так же выступают знакомыми архетипами, за плечами которых обязательно скрывается личная драма. Наделять героев образами «избранных» - традиция, которая осталась с первого сезона. Нельзя однозначно сказать, что она вредит, однако точно облегчает работу сценаристам: работать с постоянными архетипами проще, чем с «обычными» персонажами, которые ничем от других не выделяются.
Вы непременно уже слышали эти истории видели похожих персонажей в другом месте, однако это не мешает им выглядеть в кадре живыми. Ведь когда речь идет о социально ориентированном медиа, искать для него новых тем не приходится - мы живем именно в такой действительности и страдаем именно от этих проблем; это наша современность, от которой мы пока не убежали.
Неизменной между сезонами осталась гиперболизация сетингу: излишне удручающая драма в серых фильтрах с первого сезона изменилась неоновыми вечеринками и запредельным количеством с....а на отрезок времени. Такое изображение молодежной жизни еще больше заставляет второй сезон напоминать детище американской культуры - так совсем не удивлюсь, если авторы наконец-таки продадут сериал на запад, тамошний зритель будет чувствовать себя в нем достаточно уютно. Постановщики очевидно гнались за красивой и стильной картинкой и отнюдь не по суровым реализмом столицы. На то, что действие происходит в Киеве, намекают разве что знакомые места, поэтому авторы обогащали историю Украинской культурными кодами в несколько иной способ. Скажем, ссылками на другие отечественные сериалы, диалогами о языковой вопрос сценами на каноническом вещевом рынке.
Формат антологии позволил изменить не только историю, но и подход к ее представлению. Так второй сезон «Ласточек» перерос в прочный детектив. Собственно, финал иначе как «взрывом» и не назовешь: сериал взваливает на зрителя фантастическое количество откровений и сценарных твистов, разбираться в которых придется с блокнотиком и несколькими повторными просмотрами.
«Первые ласточки» стал тем телевизионным проектом, который не стыдно смотреть, советовать и обсуждать. Второй сезон сделал весомый шаг вперед не только по уровню продакшна, а в сторону еще более мощной провокативности и смелости. Поэтому если вы скептически относитесь к украинскому телевизионному продукту, я вас ни в коем случае не осуждаю, однако советую обратить внимание на «Первые ласточки» - это как раз тот случай, когда один сериал вырывается за пределы всей застоявшейся телевизионной культуры.