Найти в Дзене
touch of ART

Пьер Огюст Ренуар. Мир сквозь розовые очки

Французский импрессионист Пьер Огюст Ренуар ничего не смыслил в живописи, ему больше нравились женщины, дети и розы. Он не любил долгих разговоров о теории искусства, а игра света и солнечные блики были интересны ему лишь тогда, когда падали за золотистые волосы ребенка или нежную кожу прелестницы. Хотя главным жанром для импрессионистов был пейзаж, Ренуара всегда больше интересовали люди.

Французский импрессионист Пьер Огюст Ренуар ничего не смыслил в живописи, ему больше нравились женщины, дети и розы. Он не любил долгих разговоров о теории искусства, а игра света и солнечные блики были интересны ему лишь тогда, когда падали за золотистые волосы ребенка или нежную кожу прелестницы. Хотя главным жанром для импрессионистов был пейзаж, Ренуара всегда больше интересовали люди. Он рисовал своих друзей, родных, возлюбленных и заказчиков, редко прибегая к услугам профессиональных натурщиков.

Его творчество экспрессивно, эмоционально и мимолетно. В течение жизни Ренуар кардинально меняет манеру письма и колористические решения: от размытых контуров до четких линий, от светлой чистой палитры до насыщенно-красной и даже черной.

Особенности живописной манеры Ренуара подробнее рассмотрим на примере двух его картин – «Прогулка» и «Бал в Мулен де ла Галетт».

Пьер Огюст Ренуар. «Прогулка», 1870
Пьер Огюст Ренуар. «Прогулка», 1870

На «Прогулке» запечатлен момент, когда молодой мужчина, прогуливаясь со своей спутницей вдоль берега реки (такой вывод можно сделать по головному убору мужчины, похожему на канотье лодочника), протягивает ей руку. Для импрессионистов было важно запечатлеть момент и отойти от фальши академического рисунка. Вся работа пронизана ощущением движения, и кажется, пара вот-вот продолжит свою прогулку. Хотя на картине не видно неба, мы понимаем, что действие происходит светлым солнечным днем, – настолько мастерски художник работает со светом. Сцена разворачивается на фоне пышных темно-зеленых деревьев. Во-первых, это позволяет выгодно оттенить белоснежное платье девушки, а во-вторых, ввести в сюжет тему природы, с которой, собственно, и начался импрессионизм.

Персонажи. Предполагается, что героиня «Прогулки» – Лиза Трео, натурщица и возлюбленная Ренуара, а герой – художник-импрессионист Альфред Сислей.

Пьер Огюст Ренуар. «Бал в Мулен де ла Галетт», 1876
Пьер Огюст Ренуар. «Бал в Мулен де ла Галетт», 1876

На «Балу в Мулен де ла Галетт» представлена живая сцена танцев на свежем воздухе. Фигуры героев обрезаны и справа, и слева, за счет чего художник достигает эффекта случайного кадра, почти фотографии (получившей широкое распространение в то время). Кажется, что толпа простирается далеко за края картины и находится в постоянном движении. Ренуар снова нарушает традиции классической живописи, для которой точно выверенная композиция была основой основ.

Персонажи . И снова Ренуар обращается к изображению своих друзей. Например, своего будущего биографа Ривьера художник изобразил сидящим за столом справа в соломенной шляпе, а подругу Маргерит Легран – танцующей в розовом платье.

Техника, свет и цвет. На обоих полотнах отсутствуют четкие линии, контуры размыты, светотень передана крупными фактурными мазками. Работы больше походят на этюды: свежие, нарочито незаконченные, запечатлевающие мгновение. Чтобы добиться ощущения движения, Ренуар комбинирует текстуру мазков: на светлых участках они прерывистые и пёстрые, на затенённых – гладкие. Для импрессионистов крайне важна была работа со светом: передавая ощущение дрожащих солнечных лучей, мастер изобразил множество ярких бликов. Поэтому кажется, что воздух на картине колеблется. Сами цвета на полотнах – яркие и чистые, импрессионисты практически их не смешивали.

О Ренуаре Ги де Мопассан говорил, что тот смотрит на мир сквозь розовые очки. Когда в Лондоне одну из его работ при продаже назвали "Размышление" , художник был возмущен: «Эти пройдохи - торговцы картинами – отлично знают, что публика сентиментальна. И они присвоили моей бедной девушке, которая, как и я, тут бессильна, препротивное имя. Они назвали ее «Размышление» . И добавлял: «Мои натурщицы не размышляют!»

Еще о Ренуаре можно прочитать здесь:

Такие похожие женщины Ренуара. «Завтрак гребцов»

Об основоположнике импрессионизма Эдуарде Мане – здесь:

Как скандальный «Завтрак на траве» Мане вдохновил Моне, Сезанна и Пикассо

Как вдохновиться богиней и написать куртизанку. «Олимпия» Эдуарда Мане

Об Эдгаре Дега – здесь:

Эдгар Дега: «импрессионист», отвергающий импрессионизм