Найти тему
18,2K подписчиков

Перевал Дятлова: Дела прокурорские.

1,7K прочитали
Следователь Л.Н. Иванов полностью провалил ведение следствия о гибели группы туристов УПИ на сопке Хоолат-Сяхыл.
Следователь Л.Н. Иванов полностью провалил ведение следствия о гибели группы туристов УПИ на сопке Хоолат-Сяхыл.

В момент открытия уголовного дела прокурором Ивделя Темпаловым, следствие не было засекречено, и носило, на первый взгляд, криминальный характер. Поэтому к поиску были активно подключены общественные организации УПИ, с поисковиков никто не брал обычных в таких случаях расписок о не разглашении. Не был строго ограничен доступ к месту происшествия, не были установлены блок-посты и передвижные патрули. Ничто не указывало на то, что произошло что-то связанное с государственной тайной и обороной.

Т.о изначально, никаких указаний о секретности следствия СВЕРХУ не поступало. Ни союзная, ни республиканская прокуратуры ни о какой секретной ракетной версии и слышать не слышали. То была чисто местная инициатива руководства областной прокуратуры.

В итоге, город стал наполняться слухами, студенты поисковики обсуждали в перерывах между лекциями, кто что думает по поводу гибели группы. После 18 февраля 1959 года, когда появилась заметка в газете «Тагильский рабочий» об "огненных шарах", о ракетной версии не говорил только ленивый или глухонемой.

Фото разделения ступеней ракетоносителя один в один отражает описание в  Заметке газеты «Тагильский рабочий»: "17 февраля 1959 года, в 6 часов 50 мин. на небе появилось необыкновенное явление, движущаяся звезда с хвостом. Хвост напоминал плотные перистые облака. Потом эта звезда освободилась от хвоста, стала еще ярче и полетела, постепенно раздуваясь, образовывая большой шар, окутанный дымкой. Затем внутри этого шара загорелась звезда, из которой сначала образовался маленький шар»
Фото разделения ступеней ракетоносителя один в один отражает описание в Заметке газеты «Тагильский рабочий»: "17 февраля 1959 года, в 6 часов 50 мин. на небе появилось необыкновенное явление, движущаяся звезда с хвостом. Хвост напоминал плотные перистые облака. Потом эта звезда освободилась от хвоста, стала еще ярче и полетела, постепенно раздуваясь, образовывая большой шар, окутанный дымкой. Затем внутри этого шара загорелась звезда, из которой сначала образовался маленький шар»

Поисковик, активно участвовавший в поисках группы Дятлова, вспоминает:

" Тогда весь Свердловск говорил, что где-то на перевале взорвалась ракета. Я предполагаю, что ракетная версия специально муссировалась властью(прокуратурой), поскольку народ уже был приучен, что всё связанное с ракетной тематикой, всё это строго секретно. Эта версия во время поисков была единственной, и никто не считал её секретом. Этой же информацией начинял нас и полковник Ортюков. Возможно, что у него задание было такое. Властям(прокуратуре) было выгодно пустить слух о ракетной версии, потому что эта версия оправдывала всю секретность вокруг этого дела. Это как-то успокаивало людей и даже родственников погибших"

Пока город и его окрестности наполнялись слухами, следователя Иванова и прокуратуру ничего не интересовало кроме техногенной версии. 28.05.1959 истекал месячный срок продления следствия, осталось всего ТРИ недели, а у Свердловской прокуратуры НИЧЕГО конкретного по делу нет!

Хотя, версию снежного оползня активно поддерживали опытные туристы поисковики, руководители поисковых групп Слобцов, Аксельрод, Атманаки. Но никаких экспертиз, никакого анализа этой версии Иванов не проводил. Даже в тот период, когда целых ДВА месяца следствие не могло обнаружить пропавшую четверку, Иванов даже не почесался в отработке версии гибели от снежного оползня. Хотя, было известно что палатку обнаружили под слоем фирнового снега(наста), Кривонищенко, Дорошенко, Дятлов и Колмогорова погибли от замерзания, без каких либо существенных травм, угрожавших жизни туристов. Но следователь Иванов был глух, и версия поисковиков со сходом снежного оползня областную прокуратуру не интересовала.

Бомба взорвалась в мае, когда была обнаружена четверка в овраге: Колеватов, Дубинина, Золотарев и Тибо.

Сразу же за протоколом осмотра места обнаружения трупов, Иванов вклеивает в УД вырезку из газеты "Тагильский рабочий " про "огненные шары", намекая что другой версии быть не может.

Уголовное дело практически пустое, ничто не работает на основную рабочую версию, кроме газетной вырезки про "огненные шары"
Уголовное дело практически пустое, ничто не работает на основную рабочую версию, кроме газетной вырезки про "огненные шары"

И тут за две недели до окончания срока следствия для руководства Свердловской областной прокуратуры прогремел гром!

Погибли 9(ДЕВЯТЬ) человек, а у областной прокураторы в УД, конь не валялся, - одни "шары" в голове Иванова.

- 09.05.59 Осмотр трупов Б.А. Возрождённым (Акты СМЭ)

- 11.05.59 Из прокуратуры СССР за подписью зам. начальника Следственного управления СССР уходит гневное письмо в адрес главного прокурора Свердловской облпрокуратуры:

"Прошу вас сообщить о результатах следствия и принятом решении по делу о гибели 9 студентов лыжников".

Самым страшным в той депеше был номер Надзорного дела, которое возбудила прокуратура СССР по расследованию факта гибели туристов свердловской областной прокуратуры.

Номер надзорного дела НР-3/2518-59, привел в ужас главного прокурора области

Вслед за прокуратурой СССР, поступило не менее угрожающее требование от республиканской прокуратуры РСФСР:
-
15.05.1959 Письмо из прокуратуры РСФСР от зам. начальника следственного отдела, в адрес главного прокурора Свердловской облпрокуратуры.

За неделю до конца срока ведения следствия, 20.05.-59г.  главный облпрокурор Клинов, пишет распоряжение Иванову - Подготовить ответ.   Заигрались вы там ребята, не в меру!  Какой разнос устроил главный прокурор области Иванову можно только предполагать.
За неделю до конца срока ведения следствия, 20.05.-59г. главный облпрокурор Клинов, пишет распоряжение Иванову - Подготовить ответ. Заигрались вы там ребята, не в меру! Какой разнос устроил главный прокурор области Иванову можно только предполагать.

- 17.05.59 в Свердловск спешно прилетел заместитель главного прокурора РСФСР, собственной персоной Ураков. Такой вояж от которого пощады не жди, если руководство республиканской прокуратуры само едет разбираться с прокурорами области. Обычно - овес к лошади не ходит. Он хватает следователя Иванова и главного прокурора области за шкирку и тащит их в Обком.

Чтобы спасти Дело, на следующий день 18.05.59 стартовала операция "Радиация", когда Иванов написал Постановления о назначении физико-технической экспертизы:

Назначить по настоящему делу физико-техническую экспертизу для разрешения следующих вопросов:
1. Имеется ли радиоактивное заражение одежды и частей трупов погибших туристов.
Производство экспертизы поручить Главному радиологу г.Свердловска Левашову. В распоряжение эксперта представить всю одежду Золотарева, Дубининой, Колеватова и Тибо-Бриньоль, а также части их трупов

Расчет Иванова был прост: получить от Левашова заключение экспертизы о выявленной радиации и навсегда закрыть опасное УД под грифом СЕКРЕТНО.

Но надежды Иванова на радиацию не оправдались.

25.05.59 физико-техническая экспертиза показала:

Во внутренних тканях дятловцев никакой повышенной радиоактивности не обнаружено. В тканях содержалось естественное количество радиоактивных веществ, — такое же, как в пробах человека, погибшего в Свердловске в ДТП и определенное обычной концентрацией радиоактивного препарата Калий-40 в тканях человека.

Наличие радиоактивности было обнаружено лишь на отдельных частях одежды дятловцев. Повышенную радиоактивность удалось обнаружили всего на ТРЕХ фрагментах одежды: на «свитере коричневом» Дубининой, нижняя часть шаровар Колеватого и пояс свитера Золотарева. Причем, локальный уровень радиоактивного заражения оказался очень слабым, и не превысил естественный фон в 3-4 раза. Считается, что средний уровень превышения естественного фона, — это в десятки раз. А сильное и опасное для здоровья загрязнение, это будет превышение в сотни и тысячи раз.

Таким образом, написанное 27.05.59 заключение Левашова, не давало никаких оснований для засекречивания УД.

Так прекратила свое существование "техногенная" версия следователя Иванова, за ОДНИ сутки до окончания срока ведения следствия.

Дальше разбираться уже будут со следователем Ивановым и его руководством. Разбираться будут в Москве, в рамках надзорного дела НР-3/2518-59.

И тут у руководства Свердловской прокуратуры появляется идея, подвести УД о причинах гибели туристов из УПИ под "несчастный случай".

Иванов получает указание написать Постановление о прекращении уголовного дела по причинам "несчастного случая", вызванного ошибками руководителя группы тов.Дятлова и ошибок в руководстве ряда должностных лиц, ответственных за организацию туристической работы среди молодежи .

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.
28 мая 1959 г. гор. Свердловск
Прокурор криминалист Свердловской облпрокуратуры младший советник юстиции Иванов, рассмотрев уголовное дело, возбужденное по случаю гибели 9 туристов в Ивдельском районе Свердловской области, установил:

Возвратившись 31. I .59 г. в долину р. Ауспии и зная о трудных условиях рельефа высоты "1079", куда предполагалось восхождение, Дятлов, как руководитель группы, допустил грубую ошибку, выразившуюся в том, что группа начала восхождение I . II .59 г. только в 15-00.

В последующем, по лыжне туристов, сохранившейся к моменту поисков, удалось установить, что продвигаясь к долине 4-го притока реки Лозьвы, туристы приняли на 500-600 м. левее и вместо перевала, образуемого вершинами "1079" и "880", вышли на восточный склон вершины "1079".
Это была вторая ошибка Дятлова.

Учитывая, что между действиями должностных лиц, допустивших недостатки в постановке спортивной работы, и гибелью туристов нет причинной связи и, не усматривая в данном деле состава преступления, руководствуясь пунктом 5 ст.4 УПК РСФСР,
постановил:
Уголовное дело о гибели группы туристов дальнейшим производством прекратить.

PS.

Но надзорное дело в прокуратуре СССР никто не прекратил, по самому следствию у прокуратуры СССР оставались большие вопросы. 10.06.59 в свердловской облпрокуратуре получили очередную гневную телеграмму от помощника генпрокурора СССР:

"шлите информацию принятом решении делу гибели студентов лыжников НР 3/2518-59".

Уголовное дело в Свердловской прокуратуре уже прекращено две недели назад, а уровень прокурорских забот по надзорному делу № 3/2518-59 все возрастал. Прокуратура СССР решила довести надзорное дело до конца, и заставила выслать УД в адрес помощника генпрокурора СССР.

- 15.06.59 Иванов дает ответ в Прокуратуру СССР:"дело гибели студентов выслано пятнадцатого июня авиа"

Но перед этим, Иванов, наверняка, по указанию руководства облпрокуратуры переписывает Опись в Уголовном деле, добавляя ТРИ листа с допросами, которых раньше не было. Подробности описаны в статье по ссылке.

Эти допросы дают понять что гибель связана с военной тематикой, но доказательств этому нет и поэтому дело необходимо засекретить. Свердловская прокуратура решила похоронить под грифом секретно свою собственную провальную работу следствия. А жертвой этого подлога Иванова стали родственники и общественное мнение которые так и не получило достоверную информацию о причинах гибели туристов.

- 01.07.59 Датировано Письмо Зам. прокурора РСФСР прокурору Свердловска о возвращении УД: "Возвращаю прекращенное дело о гибели туристов Дятлова и других". Москва дала добро, на прекращение расследования без передачи в суд.

- 11.07.59 Под этой датой на Письме Зам. прокурора РСФСР стоит надпись Иванова: "Роговой Ю.И. по указанию Н.И.Клинова просьба хранить в секретном архиве, пакет хранить в с/с хранении". В пакте находились 9 листов УД, с 370 по 378, включай экспертизу Левашова и сообщение Скорых о "Огненных шарах".

В продолжении темы:

Перевал Дятлова: Сердечные травмы Люды Дубининой открыли тайну гибели группы Дятлова