- Дорогие читатели, проект HypeWave развивается с каждым днём. Ежедневно мы получаем сотни как положительных, так и не очень комментариев. Недавно мы создали чат и будем рады, если вы поможете сделать наши статьи ещё лучше.
- Нам важно понимать, какой контент вас интересует больше всего. Поэтому приглашаем всех к обсуждению будущих статей:
- https://yandex.ru/chat/#/join/df979791-5b53-4df0-9054-05cf789fa499
До Джорджа Мартина работа продюсера заключалась в том, чтобы просто предоставить достоверный документ о живом исполнении.
Джордж Мартин, скончавшийся во вторник в возрасте 90 лет, возможно, не придумал профессию современного музыкального продюсера, но он, безусловно, помог установить планку того, что продюсер может сделать. После смерти Мартина артисты и продюсеры из нескольких поколений - Брайан Уилсон, Рик Рубин, Марк Ронсон, Найджел Годрич - преклонили колени в манере, обычно присущей легендарным музыкантам, таким как Дэвид Боуи или Джеймс Браун.
Его работа с The Beatles в 1960-х изучалась, копировалась и фетишизировалась. Поклонение фанатов студии безумному рассказу Марка Льюисона об их сотрудничестве "Полные сеансы звукозаписи Beatles: официальная история 1962-1970 годов на Эбби-роуд" близко соответствует библейскому.
До эпохи Мартина продюсеры в первую очередь стремились предоставить достоверный документ о взаимодействии музыкантов и певцов в реальном времени. Студия считалась не более чем более управляемой средой для записи живого выступления.
Если музыкант ошибся аккордом или певец отклонился от темы, продюсер должен был потребовать перезаписи, пока все не зазвучало на должном уровне. Продюсеры отвечали за выбор песен, аранжировки, наём музыкантов и обеспечение того, чтобы инженеры записывали исполнение с максимальной точностью.
Фил Спектор поднял эту должность сверхсмотрителя на новую высоту в начале 60-х, создав замысловатые оркестровки, манипулируя, казалось бы, взаимозаменяемыми певцами и вокальными группами, и вручную отбирая первоклассные песни, которые обычно создаются на фабрике по написанию песен в Нью-Йорк.
Мартин, который заработал себе репутацию благодаря продюсированию комедийных записей в 1950-х годах, был музыкантом с классическим образованием, которому было около 30 лет, когда рок-н-ролл начал подавать некоторые признаки долгосрочной жизни в Великобритании в начале 60-х.
Его лейбл Parlophone сильно отставал в достижении этого нового поколения слушателей, и Мартин искал группу, которую он мог бы продюсировать и продвигать. К тому времени, как он подписал контракт с The Beatles, группа уже была отвергнута всеми крупными лейблами Великобритании.
Благодаря продюсеру Пит Бест покинул группу, а затем его заменил Ринго Старр, который, по-видимому, лучше подходил для этой работы. Он убедил Пола Маккартни попробовать струнную партию в его балладе Yesterday и добавил ускоренные клавишные в бридж из "In My Life" Джона Леннона.
Но The Beatles не были чьими-то марионетками, и вскоре они начали работать с Мартином на равных со студией. Роль Мартина перешла от босса к мистеру Fix-It, мастеру студии, который мог превратить даже самые надуманные идеи The Beatles в изюминки, которые улучшили песню.
Хотите что-нибудь, похожее на пение тибетских монахов на вершине горы? Крещендо, напоминающее конец света? Ярмарочный орган из цирка, пригодный для сумасшедшего дома? Мартин придумал фишки для таких культовые треков, как "Tomorrow Never Knows", "A Day in the Life" и "Being for the Benefit of Mr Kite!"
Он превратил The Beatles в первую настоящую студийную группу
Он использовал многодорожечную запись и саму студию в качестве инструмента, манипулируя звуком таким образом, что The Beatles превратились в первую настоящую студийную группу в их эпоху. С помощью Мартина группа создавала звуки, которые нельзя было воспроизвести с помощью ударных, баса и гитар на сцене, так зачем вообще пытаться?
The Beatles были исполнительской группой с чванством и харизмой, которая стала самой новаторской студийной группой в истории рока во многом благодаря творчеству Мартина, его пониманию классической музыки и признательности к авангарду.
Величайшим наследием Мартина было изменение роли продюсера с профессионала, который документировал выступление, до творческого помощника, который создавал новые звуковые миры.
Легион слушателей черпал вдохновение: Брайан Уилсон из The Beach Boys; Брайан Ино; Найджел Годрич из Radiohead; инди-рок-коллектив Elephant 6, в который вошли Neutral Milk Hotel и Olivia Tremor Control; Даниэль Лануа. Но в последние десятилетия хип-хоп, R&B и различные жанры городской поп-музыки вытеснили рок в качестве великих форм искусства, движимых продюсерами.
На первый взгляд, то, как работают такие гуру студии, как Timbaland, El-P, No ID, The Bomb Squad, RZA, J Dilla, DJ Premier и Dr Dre, мало связано с тем, что джентльмен из аристократии сделал в лондонских студиях Abbey Road с четырьмя рок-музыканта в 60-х. И все же их подход напрямую связан с этим.
Их культурные, социальные и музыкальные влияния могут сильно отличаться. Но у них есть одна общая черта: они воспринимают студию звукозаписи как звуковую лабораторию, место, где воображение и технологии создают вселенную безграничных возможностей. За это любой, кто растворился в шикарных музыкальных контурах студийной записи, должен быть благодарен Джорджу Мартину.