Найти тему
Задумчивый пенсионер

Устройство барки-коломенки. Груз десяти вагонов несло на себе судно по бурной реке.

Река Ай после весеннего половодья. Челябинская область. Из открытых источников.
Река Ай после весеннего половодья. Челябинская область. Из открытых источников.

В конце 19 века , после открытия Самаро – Златоустовской железной дороги, реки Урала освободились от обязанности нести на себе неуклюжие деревянные барки, «железные караваны». Эти гениальные транспортные средства, созданные инженерной смекалкой неграмотных русских мужиков, перевезли на себе тысячи тонн железа, чугуна, пушек и ядер. Много барок – коломенок «убили» речные «бойцы», но они выполнили свою работу – помогли сделать Россию Великой державой.

В середине 18 века русские промышленники осваивают горную часть Южного Урала. Разрабатываются рудники с железной, медной рудой, строятся металлургические заводы. Россия становится ведущей страной по производству чугуна, стали.

Заводы строились вблизи рек, на которых устраивали запруды и, с помощью энергии падающей воды, запускали в ход вододействующие механизмы. Реки становились и главной транспортной артерией доставки продукции на промышленные рынки центра России.

Для транспортировки грузов использовались специфические речные суда барки – коломенки.

Загрузка барки. Изображение Яндекс.Картинки.
Загрузка барки. Изображение Яндекс.Картинки.

Что из себя представляла барка-коломенка? Длинное, до 20 саженей (сажень 210 см) и довольно узкое до 4 саженей ширины судно с совершенно плоским дном, отвесными бортами высотой до 2 аршин 12 вершков (аршин 71 см, вершок 4,45 см).

Борта шли параллельно друг другу и, переходя к обеим оконечностям в кривые, пересекались под острым углом, начало изгиба называлось плечом. Управлялись барки потесями (весло, вытесанное из цельного ствола длиною до 8 аршин), установленными по две штуки на корме и носу, их еще называли «поносными» гребями по их месту расположения на носу барки.

На каждую потесь ставилось по восемь – десять рабочих -подгубщиков (губа- часть весла, за которую рабочие ворочали потесь). На строительство одной барки уходило до 300 прямоствольных сосен (корабельных) 100 летнего возраста, которые хорошо расщеплялись, кололись вдоль волокон с помощью клина (коломенные сосны, отсюда и предположительно название барки «коломенка», т.е. изготовленная из коломенных сосен. Это одна из версий писателя, краеведа, историка, исследователя, Алексея Викторовича Иванова.

Русский уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк (1852 – 1912) русский, неоднократно бывал на сплавах барочных караванов по реке Чусовая. В своих работах «Бойцы (очерки весеннего сплава)», «В камнях. Из путешествия по реке Чусовой» и др. он подробно описывает устройство барок, обязанности судорабочих - подгубщика и косного, водолива и кормщика (сплавщика) и до высшего начальника – караванного!

Барки строились на бревнах "слизнях" или склизнях, по которым готовую спускали в воду (по скользкому бревну, политому дегтем). Сначала устраивалось днище из лыжин, изготовленных из однорезок (ствол, распущенный пополам вдоль волокон от комля до вершины).

Поперек днища укладывали кокоры, (бревна с сохраненными мощными корнями, направленными вверх), в распор кокорам вбивали чеглоки и накурки - распущенные пополам чурбаки. На них ложился настил днища - подмет, сверху прижимался брусом вдоль всей барки и упирался в носовые и кормовые пыжи.

На кокоры на высоту бортов вертикально устанавливались бревна-быки, к ним пришивались бортовины. Быки по парам от одного борта к другому скреплялись оздами, они держали корпус барки в распор, не давая ей рассыпаться от бокового удара. На носу и корме ставили мощные пыжи из толстых бревен, они связывали собой всю бортовину. На пыжи устанавливали рамы сопляков - вертикальные парные стойки, на которых крепились потеси.

Строительство барки. Изображение Яндекс.Картинки.
Строительство барки. Изображение Яндекс.Картинки.

После сбора костяка барки её облицовывали бортовинами, вместо железных гвоздей применяли деревянные нагели. В воде они разбухали и держали лучше шпигоря, железного гвоздя, позже применяли и гвозди длиной от 3 до 10 дюймов (дюйм 2,54 см.), «барочные» скобы и др.

С кормы и носа укладывали на озды палубу для защиты внутренности барки от захлестывания воды и для возможности работы подгубщиков на потесях.

В срединной части барки на мощных стойках (на «коне») устраивали двускатную крышу, где находилась каюта караванного смотрителя, сплавщика (лоцмана) и где хранились денежная казна для расчета с бурлаками, продукты питания и запасные снасти. Каюта всегда находилась под присмотром "косных" рабочих (специальная команда спасателей –охранников на барках, которые при чрезвычайных ситуациях на сравнительно легких шестивесельных "косных" лодках спасали упавших в воду и помогали сдернуть барку с отмели).

Конопатили барки, забивали щели, стыки между досками незадолго до спуска на воду, т.к. за зиму барка рассыхалась, щели увеличивались и вся пакля (отходы от обработки льна, конопли, крапивы, мочало, волокна не пригодные к прядению) могла просто вывалиться, да и птички весной повытаскивают. После спуска на воду деревянные детали разбухали и плотно зажимали паклю. Смолили только щели, стыки - дабы не допустить течи.

Барка после сборки. Изображение Яндекс.Картинки.
Барка после сборки. Изображение Яндекс.Картинки.

После изготовления барки ее спускали на воду по склизням, делали спишку. Это была трудоемкая и очень ответственная операция. Склизни смазывали дегтем или салом, привязывали канаты, которыми можно и стаскивать судно и притормаживать, если оно слишком быстро будет соскальзывать и возникнет опасность сильно удариться и зачерпнуть полную барку воды-борта были очень низкими по сравнению с длиной и шириной барки – около двух метров!

К этому времени на пристани собиралось несколько сот мужиков, желающих наняться в бурлаки и большинство принимает участие в «спишке» Мужики толкали барку толстыми жердями «пишками», бабы помогали держась за канаты.

Спуск барки на воду. Изображение Яндекс.Картинки.
Спуск барки на воду. Изображение Яндекс.Картинки.

Люди на ходу запевали песню : «Водолив пихай ЁМЧ-Е-Е-Й, после чарочку НАЛ-Е-Е-Й, раз НАЛ-Е-Е-Й, два НАЛ-Е-Е-Й, ДА Х-О-О-ДОМ, ДА Х-О-О-ДОМ», поминали и кормщика и караванного да не по батюшке, а больше по матушке.

«Бесшабашная бурлацкая «Дубинушка» с самыми нецензурным запевами», записал Мамин-Сибиряк , помогала трудной работе. На каждый выдох «Хо-о-дом, Х-о-о-дом!» мужики толкают пишкой барку и наконец - пошла милая! Удачно сошла со склизней, быстро закрепили становочными канатами, установили сходни с берега на барку и все готово к погрузке.

В Златоустовском архиве я встретил документ, в котором указывался груз, приходящийся на одну барку - 35 684 пуда, (пуд 16 кг, а если перемножить цифры, сколько тонн получается?) отправляемый с пристани Саткинского металлургического завода по реке Ай, а загружалась не одна барка!

Погрузка идет день и ночь без остановки, нужно успеть до пуска большой волны, которая поднимет барку и понесет по опасной весенней реке в центральную Россию.

Уважаемый читатель! Если Вы дочитали мою статью до конца, поставьте свою отметку и подписывайтесь на мой канал, у меня еще много есть интересного.