Найти тему

20 фильмов эпохи Перестройки, которые стоит пересмотреть или увидеть впервые

Оглавление

Историки кино уверены – советская «Перестройка» началась на экранах гораздо раньше, чем в социальной и экономической сферах. Многие картины этого периода стали культовыми, а некоторые из них по сей день выходят в прокат повторно. В этом материале мы собрали самые запоминающиеся фильмы «перестроечной» эпохи, которые стоит посмотреть как ради искренней ностальгии, так и для погружения в мир, который находится на пороге больших перемен.

1. «Интердевочка», 1989

Валютная проститутка мечтает вырваться из замкнутого круга — выйти замуж за иностранца, уехать за границу и стать респектабельной дамой. Но получив все, о чем мечтала, понимает, что не хватает самого главного — может быть, счастья.

2. «Город Зеро», 1988

-2

Отправившись в командировку, герой фильма неожиданно попадет в фантастический город. Он очень похож на наш мир, только скрытая абсурдность повседневной жизни здесь стала явной. Город Зеро открывает герою одну тайну за другой, и вернуться в привычную реальность становится все трудней...

3. «Письма мёртвого человека», 1986

-3

Сюжет фильма разворачивается в неизвестном городе спустя несколько лет после ядерной катастрофы, причиной которой стал ошибочный запуск ракеты. Главный герой – лауреат Нобелевской премии Ларсен. Ему удалось спастись от взрыва в подвале музея истории, где работала его жена. Сама она не успела убежать, и теперь ее мучает лучевая болезнь. В том же подземелье живут и другие люди. Каждый из них переживает ядерную зиму по-своему: кто-то строит планы на создание нового мира, кто-то пытается описать причины трагедии в собственной книге, а кто-то увлечен написанием послания к новой цивилизации. Недалеко от музейных катакомб находится медицинский бункер, в котором работает товарищ Ларсена, передающий ему лекарства для умирающей супруги.

Ученый не может поверить в произошедшее и ищет доказательства того, что ядерная катастрофа – это очередной этап развития жизни на Земле. Он занимается изучением показаний сейсмографов, строит математические объяснения и все это время пишет письма своему сыну Эрику, который, скорее всего, погиб во время взрыва.

Жители катакомб собираются переселиться в центральный бункер, но снаружи находят детей, живших раньше в приюте при храме. Все они оказываются каталепсиками. Ларсен решает остаться с ними, так как больных эвакуировать невозможно. Когда ученый умирает, дети уходят вдаль, символизируя собой надежду на то, что апокалипсис погубил не все в мире.

4. «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», 1989

-4

Герои фильма - 15-летний миллионер, комсомолец и дворянин, а также арбатская красавица, лимитчик-диссидент и элегантный супермен разыгрывают историю нашей жизни - трагическую, но полную оптимизма.

5. «Маленькая Вера», 1988

-5

Приморский город. Обычная рабочая семья. Отец и мать озабочены лишь бытовыми проблемами и довольствуются непритязательными житейскими радостями. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит время на дискотеках, за бутылкой вина в подворотне и за болтовней с подружками. Важным событием в жизни Веры становится встреча со студентом Сергеем - он вырос в другой среде, самостоятельно мыслит, у него другие культурные ценности. Молодые люди «из разных миров» стараются понять и принять друг друга.

6. «Курьер», 1986

-6

Выпускник школы Иван, дожидаясь призыва в армию, работает курьером в редакции. Окружающие его солидные взрослые люди с трудом приспосабливаются к удивительной способности этого парня любое событие превратить в невероятное происшествие - порой уморительно веселое, а, подчас, и непоправимо грустное…

7. «Игла», 1988

-7

Вернувшись в Алма-Ату, Моро не хочет, чтобы родители знали о его приезде, и в поисках временного пристанища вспоминает о девушке, которую он когда-то любил. Дина рада встрече, но Моро что-то настораживает в ней. Наблюдая за ее странными знакомыми, Моро понимает, что Дина стала наркоманкой. Как спасти девушку? Моро увозит ее к морю, где Дина начинает выздоравливать. Однако после возвращения в город все начинается сначала. Моро решает расправиться с поставщиками наркотиков...

8. «Кин-дза-дза!», 1986

-8

Прораб Владимир Николаевич Машков и не подозревал, что обычный путь до универсама за хлебом и макаронами обернется межгалактическими путешествиями. А все эта встреча со студентом в кроличьей шапке с большой сумкой и с каким-то маленьким устройством - «машинкой перемещения», как он ее сам называл.

Короче, нажал на кнопку - и оказался вместе с молодым человеком в пустыне, и не в каких-нибудь Каракумах, а на планете-пустыне Плюк в тентуре, галактика Кин-дза-дза в спирали...

9. «Такси-блюз», 1990

-9

«Такси-блюз» — фильм в некотором роде исключительный для нашего кино. Во-первых, это не совсем наш фильм, он задуман и выполнен с устремленным прицелом на международный рынок. И выполнен в этом смысле очень успешно... У Лунгина явно чувствуется увлечение американскими сюжетами; некоторые из них видны невооруженным глазом, например, «Таксист» Скорсезе, но все они даны в более мягком, «французском» стилевом варианте. И в то же время сам материал картины — это наша родимая «чернуха», которая обычно выглядит как нечто дикое, пугающее, космичное, совершенно внерациональное и непонятное для иностранцев. {} В «Такси-блюз» русский иррационализм введен в координаты западного сознания. Вы можете называть его постмодернистским, так оно, вероятно, и есть, но в самой этой трансплантации мне не хватает естественности. Слишком понятно, как это сделано (хотя сделано замечательно).

10. «Чёрный монах», 1988

-10

Магистр философии Андрей Коврин уезжает на лето в деревню, где в доме помещика Песоцкого встречает деревенскую барышню Татьяну, поразившую его своим неземным обликом в самое сердце.

11. «Завтра была война», 1987

-11

По одноименной повести Бориса Васильева. 1940 год. Маленький провинциальный город. Девятиклассница Вика Люберецкая читает стихи "запрещенного" поэта Сергея Есенина. Вскоре как "врага народа" арестовывают ее отца. Учительница устраивает настоящую травлю девочки. Но завтра - война, и большинству школьников суждено погибнуть... В фильме использована музыка 30-х годов и сочинения Вивальди.

12. «Нога», 1991

-12

Сюрреалистическая драма по мотивам одноименной новеллы Уильяма Фолкнера. Первый российский фильм на тему войны в Афганистане и афганском синдроме.

Двое друзей-первокурсников попадают в Афганистан. Один из них (Рыжий) погибает, второй (Мартын) после тяжелого ранения лишился ноги. Вернувшись с войны, он и не подозревал, что настоящий кошмар для него только начинается. Ампутированная, «отчужденная» нога вырастает в его двойника, принявшего убийство как жизненную норму. Нога обретает собственную жизнь, и даже оказывается состоятельнее и упрямее самого Мартынова…

13. «Фанат», 1990

-13

Непобедимый «Малыш» - фанат карате, полон светлых планов на будущее. Однако, невольное соучастие в ограблении, и только чудом вместо тюрьмы он попадает в армию. Оттуда возвращается жестокий зверь, боец без тени жалости даже к друзьям. Теперь его жизнь - рэкет и подпольные бои без правил.

Он лучший всюду, но в финальном бою Малыш должен «лечь» - босс мафии по прозвищу Мэтр поставил огромные деньги на его противника. Малыш побеждает...

14. «Господин оформитель», 1988

-14

По мотивам рассказа А. Грина "Серый автомобиль".

Действие происходит в 1908—1914 гг. Знаменитый художник-оформитель, Платон Андреевич, хочет продлить жизнь живого человека в скульптуре и на рисунках, он пытается побороть смерть и усовершенствовать окружающий мир с помощью своего таланта.

«— Вы знаете этого, с нимбом на голове? Ну так вот: мы с ним соперники! Он сделает, а я — доделываю.»

Оформитель влюбляется в Анну, девушку, которую он посчитал идеалом красоты, но в 1908 г девушка умирает от чахотки. Позже, в 1914 он встречает ее же — художник уверен, что это она, хотя зовут ее уже Мария, она замужем и у нее другая жизнь. После всех попыток добиться истины, оформитель слышит только:

«— Забудьте об Анне. Ее больше нет».

Платон Андреевич делает предложение девушке, но получает отказ: Мария говорит ему, что он слишком беден. Благодаря невероятному случаю, оформитель выигрывает у мужа Марии огромное состояние и делает предложение снова. И снова получает отказ! Тут понятное течение событий меняет свой ход… наступает страшная развязка: девушка оказывается ожившей скульптурой его работы. Господин оформитель гибнет под колесами серого автомобиля, на котором едет Мария и водитель которого — ее муж.

Фильм полон подтекстов, возможны разночтения.

Мистическая история, поединок, происходящий между художником и его творением-ожившим манекеном прекрасной девушки, разбивающим жизни своих поклонников. Всё действие разворачивается на фоне великолепия дворцов и костюмов эпохи модерна. Фильм пронизан неповторимой загадочностью Серебряного века. Успешный дебют режиссера Олега Тепцова. Музыка написана Сергеем Курехиным.

15. «Плюмбум, или Опасная игра», 1987

-15

Плюмбум в переводе с латыни означает свинец. Именно такой «оперативный» псевдоним придумал себе Руслан Чутко, пятнадцатилетний старшеклассник, решивший выйти на борьбу с преступностью в своем городке. Подросток убедил себя, что только он способен помочь правоохранителям искоренить ненадежные элементы, полностью и бесповоротно.

Чутко обманными маневрами втирается в доверие к преступникам, фарцовщикам, бомжам, картежникам, барменам, чтобы потом сдать их милиции. Толчком к этому становится случай, когда у парня отбирают кассетный магнитофон. Люди, попавшие в трудные житейские ситуации, а также подрабатывающие самыми разными способами, оказываются за решеткой.

Одноклассница Соня тайно влюблена в мальчишку, но его это мало интересует. Начитавшись детективов, он бросается под колеса машины настоящих бандитов, занимающихся крупными махинациями в торговле, совершенно не задумываясь о последствиях.

Руслан не останавливается ни перед чем, не пожалеет он и собственного отца, когда тот браконьерствует с товарищами. Причем умудряется еще и допросить папу лично, а моральный аспект и родственные связи его совершенно не смущают. Погнавшись за похитителем «кассетника», Плюмбум настигает его на крыше, но в это время Соня, также привлеченная к расследованию, не удержавшись, падает вниз и разбивается, а ее нелепая смерть станет настоящим уроком для «свинцового» человека.

16. «Исключения без правил», 1986

-16

Альманах короткометражных художественных фильмов по рассказам Михаила Мишина из сборника рассказов «Пауза в мажоре».

Исключение первое: «Экскурсант». Работник фабрики игрушек, Боря Топорков, случайно попадает в группу интуристов, посетивших его фабрику, и по-новому осмысливает то, что стало для него привычным.

Исключение второе: «Скрепки». О сотруднике учреждения Иване Семеновиче Ящерове - приспособленце и подхалиме.

Исключение третье: «Голос». О том, как инженер Валюшин заговорил языком неуместных штампов и сентенций, многократно встречающихся в статьях и передачах бесталанных журналистов...

Исключение четвертое: «Золотая пуговица». Герой новеллы, Спиркин, откровенно бездельничает на работе, но в поисках потерянной «фирменной» пуговицы проявляет чудеса энергии и предприимчивости.

17. «Асса», 1987

-17

Юная девушка, истосковавшись по яркой и безбедной жизни, связывает свою судьбу с крупным бандитским «авторитетом». Но есть и другая жизнь - птичья, полетная, просквозенная ветром и музыкой, жизнь мальчика Бананана. И две эти жизни трагически сталкиваются...

18. «Дорогая Елена Сергеевна», 1988

-18

Приятно удивлена и обрадована была Елена Сергеевна, когда к ней неожиданно пришли гости - ее ученики. Она и представить себе не могла, какой драмой обернется для нее этот визит.

19. «Небеса обетованные», 1991

-19

Трагикомическая история о бездомных людях, живущих на городской свалке, об их судьбах, радостях и горестях. Они борются за место под солнцем с городскими властями, отстаивая свое право жить на земле не страшась даже танков, посланных чиновниками…

20. «Покаяние», 1984

-20

Действие развивается, будто вне времени, без строгого указания на тридцатые годы XX-го века. В образе диктатора Варлама Аравидзе можно узнать черты и Гитлера, и Муссолини, и Сталина, и Берии. Три поколения одной семьи расплачиваются за грехи отцов. Когда-то жертвами тоталитарного режима стали Сандро Баратели и его жена. Спустя годы их дочь Кети мстит за родителей...