Система социальной защиты во Франции создавалась после Второй мировой войны, основываясь на принципах, заложенных ещё Национальным советом Сопротивления. Это стало возможным благодаря важнейшей роли, которую в Сопротивлении играли коммунисты. Отцом французской соцзащиты считается Амбруаз Круаза, министр труда и член ФКП. 28 января исполнилось 120 лет со дня его рождения.
Детище Круаза и сегодня играет важнейшую роль во французском обществе, несмотря на постоянные атаки на систему социальной защиты со стороны сменяющих друг друга правых правительств. Во время пандемии эта система снова показала свою незаменимость и необходимость своего развития, а не деградации в угоду корпорациям .
1. Медицинское страхование.
Но несмотря на то, что система социальной защиты позволила избежать резкого роста нищеты, государство, решившее профинансировать свои экстренные меры по борьбе с пандемией за счёт увеличения объёма задолженности Социального страхования, «продолжает способствовать разрушению системы», считает профсоюз ВКТ. Так, медицинское страхование после дефицита в 1,5 миллиарда евро, зафиксированного в 2019 году, показало в 2020 году рекордный дефицит размером в 33,7 миллиарда евро. И прогнозы на 2021 год обещают рост задолженности ещё на 19 миллиардов евро.
«Система социального страхования в целом должна брать на себя расходы по здравоохранению, она была основана на этом принципе, чтобы здоровье не превращали в товар», - объясняет Мюрей Перейрон, из отделения ВКТ для организаций социальной защиты департамента Рона. По её мнению, «эту дыру» нельзя рассматривать как обычный долг. «Система социального страхования защищена конституцией, она не может обанкротиться», - напомнила она.
Закон о финансировании Социального страхования, утверждённый в конце 2020 года, в самый разгар санитарного кризиса, предусматривает сокращение расходов на «социалку» на 800 миллионов евро. Это мера жёсткой экономии, введённая под предлогом дефицита бюджета медицинского страхования, которым уже несколько лет объясняют отмену возмещения затрат на лекарства, а также сокращения рабочих мест в отрасли и коек в больницах. Например, стоимость тестов ПЦР тоже должна покрываться страховкой, но «каждый застрахованный получил возмещение в размере 2 евро за каждое тестирование», - рассказывает Мюрей Перейрон.
2. Страхование от безработицы.
Власти обещают, что некоторые статьи реформы страхования от безработицы 2019 года, ограничивающие право на пособие, применяться не будут до улучшения экономической ситуации. Но такие меры, как изменение способа расчёта базовой поденной зарплаты (SJR) весьма опасны и остаются насущной проблемой. Несмотря на противодействие со стороны профсоюзов, министр труда планирует через несколько недель издать декрет о вступлении в силу этих решений. С того момента, как Эммануэль Макрон стал президентом, он настойчиво пытается прибрать к рукам государственную структуру поддержки безработных UNEDIC (Национальный союз по трудоустройству в промышленности и торговле). В октябре 2018 года в его работу внесли знаковые изменения, ликвидировав социальные взносы работников в эту структуру. Изменилась суть формирования фондов страхования от безработицы, создававшихся на паритетной основе профсоюзами и работодателями.
Эта система, созданная в 1958 году усилиями Шарля де Голля, с самого начала задумывалась для выплаты пособий лишившимся трудоустройства работникам промышленности и торговли. Первое соглашение было подписано в том же году Национальным советом французских предпринимателей (CNPF, предшественник профсоюза MEDEF) и профсоюзами CGC (Генеральная конфедерация административных работников), FO (Рабочая сила), CFTC (Французская конфедерация христианских работников).
Шестьдесят два года спустя Макроновский режим решил пойти на попятную и отказаться от достижений своего предшественника. В исследовании, опубликованном 12 января, специалисты Совета по экономическому анализу предложили правительству Макрона поставить во главе фонда государственного чиновника. По мнению ВКТ, как раз сейчас, во время глубокого кризиса, было бы куда более уместно «открыть страхование по безработице для всех тех, кто не может реализовать своё право на труд».
3. Пенсионная система под угрозой.
Амбруаз Круаза не изобрёл пенсионную систему, но он был одним из больших сторонников её расширения. В 1945 году лишь один миллион французов имел право на пенсию, а остальным приходилось выкручиваться самостоятельно и рассчитывать лишь на собственные сбережения.
22 мая 1946 года, после долгих месяцев дискуссий, министр добился своей цели: закон о распространении пенсионной программы для всех работников был утверждён. «К тому моменту, когда министр покинул правительство в мае 1947 года, размер пенсий вырос на 130 %, - пишет историк Мишель Этьеван. - Более 4 миллионов французов получали пенсионные выплаты».
После этого пенсионная система продолжила развиваться, пока за неё не взялись либеральные правительства (реформы Балладюра 1993 года, Фийона 2003 года, Вёрта 2010 года, и т.д.). Несмотря на кризис, правительство Макрона не отказалось от своей пенсионной реформы, которое, в частности, планирует установить крайне несправедливую балльную систему. И в качестве оправданий – извечный аргумент дефицита: «К сожалению, вынужден повторяться, но нам потребуется пенсионная реформа, которая поможет восстановить финансовое равновесие», - в очередной раз отрапортовал министр Брюно Ле Мэр 27 января.
4. Спорный пятый фонд.
После того, как кризис пандемии нанес тяжёлый удар по пожилым людям, на авансцену вернулись дебаты по поводу создания отдельного фонда Социального страхования, предназначенного для помощи нуждающимся в постоянном уходе. Учреждение этого 5-го фонда, за который проголосовали правительство и работодатели, может стать новым риском и вызвало неодобрение со стороны ВКТ. Профсоюз настаивает на том, что уход за пожилыми людьми должен обеспечиваться из фонда медицинского страхования. «Чем помощь, которая требуется несамостоятельным пожилым людям, отличается от ухода, оказываемого по медицинскому страхованию? Ничем», - объяснил профсоюз, критикуя этот дорогостоящий проект.
5. Комплексное социальное страхование.
Вернуться к фундаментальным принципам социальной системы – универсальности, солидарности, справедливому распределению, а также общей борьбе с рисками – становится безотлагательной необходимостью в этот сложный период. Как подчеркнул ВКТ, комплексная социальная защита могла бы покрыть нужды, связанные со здоровьем, семьёй, пенсиями, уходом, а также профессиональным образованием и правами безработных. В то время как многие нетрудоустроенные остаются без гроша, иногда даже без социальных выплат, профсоюз напоминает, что уже несколько лет он предлагает утвердить новое положение об оплачиваемом труде. Оно позволило бы каждому человеку на протяжении всей его профессиональной карьеры «иметь определённое количество прав, суммарных и накапливаемых, которые будут действительны при переходе с предприятия на предприятие, из одной отрасли в другую, и которые будут иметь силу при любом работодателе». В основе этого нового положения система Социального профессионального страхования – близкая по своей сути к разработанной ФКП системе страхования образования и трудоустройства – предлагает сохранить самые полезные права, особенно права на выплаты по безработице, при смене места работы.Со