МОСКВА, 31 января 2021, Институт РУССТРАТ.
Чем закончится противостояния Си Цзиньпина с комсомольской группировкой и почему Си является главной мишенью для демократической партии США?
Подводя итоги политическому развитию КНР в завершившемся 2020 году, следует отметить, что страна, без сомнений, прошла через сложный период, но сумела сохранить внутриэлитный баланс, предотвратив социально-политическую дестабилизацию. Отсутствие в Китае «второй волны» эпидемии косвенно подтверждает версию Николая Вавилова.
И это не только значительно укрепляет внутриполитические позиции Си Цзиньпина, но и ставит в невыгодное положение его оппонентов, которые в этих условиях становятся главной мишенью как во внутренней борьбе с коррупцией, так и во внешнем противостоянии с США.
Этот расклад уже проявил себя в активизации политики официального Пекина по противодействию дестабилизации Гонконга (Сянгана). Решения, принятые в отношении автономии – утверждение Закона КНР о национальной безопасности и «чистка» от деструктивной оппозиции местного Законодательного совета – существенно ограничили возможности внешних и внутренних сил по продолжению протестов, которые стали затихать.
Новую расстановку сил зафиксировали и результаты проведенного в конце октября пленума ЦК КПК, которые подвели итоги выполнению XIII пятилетнего плана и сформировали основные задачи на XIV пятилетку. Главное: пленум одобрил предложенные Си Цзиньпином рекомендации ЦК по новому пятилетнему плану, в центр которых поставлено опережающее развитие внутреннего рынка. Тем самым подчеркнута первичность партийного руководства и внутренней политики по отношению к деятельности Госсовета и прежним приоритетам преимущественной работы экономики на экспорт.
То есть, помимо всего прочего, подтверждается расчет на длительное противостояние с США, через призму которого рассматриваются ключевые внутриполитические задачи. Это существенно ограничивает политические возможности и пространство маневра «комсомольской» группы. Кроме того, появляются предпосылки для снижения ее роли во внутриполитической жизни до технического уровня, не претендующего на формирование стратегии.
Си Цзиньпину также удалось предъявить обществу позитивный результат восьми лет своего правления, который связывается с решительной борьбой против коррупции, успешным преодолением массовой бедности, особенно в сельских районах, отдаленных провинциях и национальных автономиях.
Эта кампания, уложенная в контекст «двух столетий», благодаря успешному достижению первого из этих рубежей – завершения к 2021 году, к столетию КПК, строительства в стране «общества среднего достатка», наглядно показывает эффективность Си Цзиньпина. Не случайно лидер партии и страны уже в канун 2021 года, не дожидаясь его формального наступления, провозгласил переход к решению задачи «второго столетия» - строительству к 2049 году, к столетию КНР, мощного и передового социалистического государства. По сути – сверхдержавы.
Вместе с тем, следует признать, что «комсомольцам» все-таки удалось наладить и свою контригру на «внешнем» поле путем форсированного подписания в конце ноября 2020 года соглашения о ВРЭП – Всестороннем региональном экономическом партнерстве с участием Японии, Южной Кореи, Австралии и Индии.
Завизировав его от имени КНР, Ли Кэцян с одной стороны успешно завершил многолетний переговорный процесс, а, с другой, расширил внешнюю коммуникацию «комсомольской» группы с азиатскими сателлитами США, что особенно актуально в условиях перехода власти в Вашингтоне в руки демократической администрации.
В том, что касается российско-китайских отношений, очевидны следующие два вывода.
Во-первых, предотвращение дестабилизации Китая и укрепление в этой стране, которая является крупнейшим стратегическим партнером и фактическим союзником России, власти Си Цзиньпина, полностью соответствует российским национальным интересам.
Кроме того, во-вторых, тем самым создаются выгодные условия для дальнейшего расширения двустороннего взаимодействия Москвы и Пекина, ибо этот тренд без сомнения является главной ставкой Си Цзиньпина во внешней политике КНР, с которым он связывает реализацию ключевой идеологемы своего правления. Это - создание на основе социализма «с китайской спецификой» и «великого возрождения» с его помощью китайской нации некоего «сообщества единой судьбы человечества».
Из этого следует, что многочисленные спекуляции на тему «выгодности» руководству КНР прихода к власти Дж.Байдена не учитывают реальной расстановки сил в этой стране. Ввиду ее сложности, единого отношения к США и вопросам их внутренней политики в Пекине не наблюдается. Скорее, наоборот.
Водораздел между «комсомольской» и «шанхайской» элитными группами во внешней политике, в первую очередь, проходит именно через различия в их восприятии США и перспектив китайско-американских отношений. И из этого же вытекает проблемный характер «комсомольской» группы для настоящего и будущего отношений Китайской Народной Республики с Российской Федерацией в рамках всеобъемлющего братского стратегического партнерства и сотрудничества, которое отвечает национально-стратегическим интересам как России, так и Китая.
Полностью текст доклада "Особенности расстановки политических сил в КНР: внешние и внутренние аспекты" читайте на сайте Института РУССТРАТ
Елена Панина, директор Института Русских стратегий – РУССТРАТ: Приглашаю всех на мой личный telegram-канал. Наиболее острые проблемы экономики России, деятельность Госдумы, новые законопроекты, оценка геополитических процессов в мире, роль России в этих процессах – обо всем этом Вы сможете прочитать в ТГ-канале https://t.me/EvPanina . Читаем, подписываемся!
Институт Русских стратегий – РУССТРАТ: Хотите иметь объективный взгляд на международные процессы, понимать, кто стоит за глубинным государством, когда в США начнется гражданская война, что происходит на рынке нефти и газа, кто стоит за вакцинацией населения мира, получать обзорные материалы по странам и отраслям, прогностическую аналитику – читайте ТГ-канал РУССТРАТ https://t.me/russtrat .