При изучении алхимических текстов было обнаружено, что сами алхимики отличались психологической наивностью. Да это и не удивительно. Им просто не куда было деваться. Они были первооткрыватели и еще не представляли себе: с чем им приходится иметь дело. А само по себе дело заключалось в том, что Великое Делание ( Opus Magnus ) в полной мере совпадало с историческим становлением сознания. По сути, изучая алхимию мы вполне объективно можем наблюдать становление и развитие сознания человека той эпохи. Это обусловлено проецированием своих бессознательных процессов на опыт с веществом. К.Г. Юнг в своих научных трудах в полной мере выявил и доказал, что алхимия представляет собой игру архетипических мотивов, спроецированную в материи (веществе). В связи с этим алхимики часто обращались к мифам или использовали в своих опусах мифопоподобные символы.
Конечным результатом алхимических манипуляций должен был стать «философский камень», посредством которого свинец превращается в золото, приобретается бессмертие. Но алхимики не могли достичь этого в принципе. Однако стремление к совершенству у них присутствовало всегда. Основанием для Великого Делания являлась вера в превращаемость химических элементов (трансмутация) и соединение противоположностей (конюнкцио). Алхимик, чтобы достичь своей цели, должен сначала достичь первоматерии, затем разделить ее на дух и вещество, очистить их от наслоений и затем очищенные субстанции соединить вновь. В результате брака чистого духа и чистого тела (материи) должен родиться гермафродит, обладающий чистой природой обоих и представляющий собой первоначального человека (антропос). У получившегося человека очень много имен. Самые известные: «живое золото», «философский камень», «превращенный Меркурий» и пр.
Исходя из всех манипуляций мы видим, что, фактически, алхимик в своих опытах предстает этаким Создателем, уподобляющимся Богу. Он берет первоматерию, которому на физическом плане соответствует ртуть, а на психическом – первозданный хаос. Это означает равновесие первобытного мира. Сознания еще нет. Бессознательное в душе человека ассоциируется с четырьмя элементами – металлами. А среди них спрятан Меркурий – дух, заточенный против его воли в материи. Этот дух Меркурий – зло, которое изгнано и спрятано среди металлов. Создатель не должен допустить его в тело (материю), ведь тело еще не готово (не очищено). Для подготовки тела алхимики создавали стеклянный сосуд, как прообраз мировой души. Сосуд был круглым и прозрачным, как твердая вода или воздух (оба – синонимы духа). Это – образ вселенной, внутри которой творилась земля. Мы знаем этот сосуд, как реторту, где происходит превращение материи и духа. Она закрывается герметически (то есть, печатью Гермеса), чтобы дух не смог ускользнуть от превращения. Здесь, невольно, на ум приходят сказки «Тысячи и одной ночи» и сосудами, опечатанными печатью Сулеймана ибн Дауда (Соломона сына Давида), где содержались различные духи (джинны). Связь с алхимическими образами очевидна.
Весь алхимический процесс кратко можно описать так. Алхимик становится Создателем и начинает творить мир. Он изгоняем злой дух путем заточения в материи. На материальном плане это выглядит как помещение ртути (соли, серы) в реторту. Далее он ставит реторту на огонь и отделяет дух от материи выпариванием. Испарения, таким образом, поднимаются к верху реторты, а материя выпадает в осадок. Считается. Что чем дольше происходит выпаривание, тем более дух истончается, совершенствуется и приручается алхимиком. Но утончается не только паровые фракции, означающие дух, истончаются также и материальные фракции, выпавшие вниз. Когда они истончаются до такой степени, что тяжелых фракций и там, и там не осталось, проходит взаимопроникновение духа и материи. Дух, таким образом, очищен от обмана и множества материальных наслоений, а материя очищена от первоначального хаоса. Они в своей чистоте тождественны. На духовном плане получается андрогин. На материальном – «философский камень». В результате своих опытов алхимик получает совершенствование души до божественного состояния. На материальном плане сам алхимик становится «философским камнем» преобразующим окружающий мир.
Совершенство души алхимика (божественная полнота души или самость) – это цельность психической реальности, когда сознание, а также коллективное бессознательное, не расщеплено. Когда в этом бессознательном соединены архетипы Христа и Меркурия (добра и зла), что означает предельную судьбу мира. За ней уже ничего нет. Алхимик в своих ритуалах и мистических видениях очищает свою душу и поднимается к невероятным высотам чистого духа. Фактически, он становится Творцом. Затем алхимик опускается в материю и становится Великим Делателем, получившим божественную силу в результате мистерии духа, и способным изменять мир вокруг себя. Он – философский камень. Его прикосновение превращает все в золото (аналог совершенства). Из здесь мы видим мифологические мотивы (от царя Мидаса в мифах древней Греции, до евангельских мифов о сошествии Христа в ад и поднятии в рай трети всех там находившихся).
Схема познания и совершенствования алхимика проста. Необходимо осознать первоматерию своей души, хаос, который в ней присутствовал изначально. Затем, с помощью сознания, разделить психический хаос на элементы, выделив в отдельную категорию – дух. Все элементы необходимо обнаружить в своей душе. Далее их следует изучить и осознать. Затем необходимо все осознанное принять как свое, неотделимое. Тогда Христос нашей душой будет принят как сознание, а Меркурий – бессознательное. Но при этом Меркурий искушает к чувственному миру, к Эросу. Он инстинкт природы. Но в очищенном от наслоений виде он воспринимается, как бессознательное начало – высший природный свет. Он должен соединиться с Христом. Целостность души, осмысленная, принятая (интегрированная) и сохраненная – вот цель Великого алхимического Делания. Дух материи и дух сознания, прошедшие стадию осознания (очищения) и рационализации, уже не могут вернуться к первоначальному хаосу. Они также не могут существовать в дифференцированном виде. Их судьба – соединиться и существовать вместе.
В современном человеке, благодаря развившемуся рационализму, душа и тело представляются раздельными. Но в мистическом таинстве, которая называется жизнь, они едины. А их воссоединение на новом уровне – необходимая и решаемая задача. Это и понятно. Современный мир предпочитает забыть о душе и жить одним рациональным мышлением. С его же помощью мы предпочитаем изучать бессознательное. Но, вопреки данной установке, человек носит в себе хаос мира, единоборство с которым и есть основное, жизненное переживание.