Найти тему
Тайны мира

Придуманный подвиг Александра Горовца и другие мифы Великой Отечественной

Как известно, рыба быстрее всего растет с момента вылова, до момента рассказа об улове. Так и воинские победы часто напоминают байки рыбаков. После Первой мировой войны в униженной и оскорбленной Германии объявилось изрядное количество генералов, каждый из которых хвастал о своей победе в великом сражении. Было только непонятно, как все эти генералы вместе взятые умудрились проиграть Великую войну.

Источник изображения: сайт yaplakal.com
Источник изображения: сайт yaplakal.com

К сожалению преувеличение воинских достижений (а то и вовсе пустое бахвальство) было свойственно не только немцам. В Советском Союзе также были любители (особенно это касалось органов пропаганды) рассказывать о подвигах, которых не было или значительно преувеличивать реальные свершения.

Так можно вспомнить Александра Матросова якобы закрывшего грудью амбразуру дзота.
Но люди встречавшиеся на войне с пулеметом МГ-34 прекрасно знали, что очередь из машиненгевер просто разрезала бы тело на 2 части, причем часть плоти должна была превратиться в пыль. Другим примером может послужить подвиг 28 панфиловцев . Вскрыть реальную картину пришлось военной прокуратуре, после того как Иван Добробабин (служивший в полиции на оккупированной Украине) обратился за положенным ему званием Героя СССР и соответствующими наградами.

1941 год. Источник изображения: yandex.by
1941 год. Источник изображения: yandex.by

Не обошло подобное мифотворчество и "сталинских соколов", достаточно вспомнить истребителя Гастелло, который направил свой горящий самолет на скопление вражеской техники. А на поверку выяснилось, что летал сей герой на бомбардировщике и никакого вреда упавший в стороне от колонны (а то и вовсе в лесу!) самолет немцам вреда не причинил.

Но вот насчет подвига летчика Александра Горовца сбившего в одном бою 6 июля 1943 года 9 Ю-87 до относительно недавнего времени сомнений не было. Каноническая версия выглядела так: группа Ла-5 встретилась в небе над Курской дугой с немецкими бомбардировщиками в количестве от 20 до 50 штук, прикрытых Мессершмиттами Bf-109. По возвращении на аэродром было заявлено о 5 сбитых пикирующих Ю-87, 3 Мессершмиттах и одном разведчике-корректировщике Хеншель126. На базу не вернулся только Ла-5 Александра Горовца .

Герой Советского Союза Александр Константинович Горовец. источник изображения: сайт ru.wikipedia.org
Герой Советского Союза Александр Константинович Горовец. источник изображения: сайт ru.wikipedia.org

Из позднейших рапортов можно заключить, что Горовец отбился от группы и вел бой в одиночку (возможно из-за выхода из строя радиостанции). В ходе боя он сбил 9 пикировщиков Ю-87, причем последний тараном срубив хвостовое оперение своим винтом, поскольку исчерпал весь боекомплект. Затем во время возвращения на аэродром Горовец был сбит четверкой мессершмиттов.

Однако эта версия базировалась на докладах не указанных в рапортах подразделений наземного наблюдения.
Позднее в районе места воздушного боя было действительно обнаружены обломки 9 германских самолетов, но установить все ли они от Ю-87 или были обломки самолетов разных типов установить не удалось. Как не удалось установить, в один ли день или в разные были сбиты эти воздушные суда.

Ла-5. источник изображения: сайт airwar.ru
Ла-5. источник изображения: сайт airwar.ru

6 июля летчики 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизии заявили о 16-18 сбитых Ю-87 (без учета 9 сбитых Горовцом ). Получается, что советский ас сбил половину того, что умудрилась уничтожить вся авиадивизия (гвардейская!) без него. А если учесть привычное для советских войск трехкратное завышение потерь врага, то получается, что авиадивизия сбила примерно 6 немецких пикировщиков. Эти данные прекрасно согласуются с учтенными немецкими потерями (а уж учет потерянных самолетов в Германии был налажен здорово!). 4 германский воздушный флот действовавший в районе Курской дуги потерял 6 июля 1943 года уничтоженными и поврежденными 10 Ю-87, а ведь не каждый поврежденный самолет являлся сбитым. Немецкие пленные тоже не подтверждали версию о 9 сбитых пикировщиках одним русским самолетом.

Ну и напоследок сладкое. Неизвестный историк из Самары (а на самом деле очень даже известный) Марк Солонин начинал свою карьеру после Куйбышевского авиаинститута как авиационный инженер-конструтор (военных самолетов). В одной из своих книг этот создатель военных самолетов указывал, что боезапаса тогдашних Ла-5 хватало на то, чтобы сбить максимум 2 вражеских самолета. Ну если звезды сошлись чрезвычайно благоприятно, то при чудовищном везении можно было сбить даже 3 самолета неприятеля. Но это предел. Все что больше 3 сбитых самолетов в одном (да практически всегда и больше 2) являются не больше и не меньше чем рыбацкими байками у костра.

Уважаемые читатели! Если вам вдруг понравилась публикация, то прошу ее лайкнуть, кликнуть по рекламе и, по возможности, подписаться на канал и поделиться в соцсетях.