Найти тему
Андрей Гайдук

Челночный бизнес или поездки в Польшу в начале 90-х.

Желание написать о происходившем в начале 90-х приходило давно, пишу скорее для себя, для памяти, чем дальше, тем сложнее будет вспомнить, но с удовольствием представлю публике. В несколько усеченном виде,эти воспоминания были опубликованы в 2020 г. в издающейся в Польше газете "Русский курьер Варшавы", здесь представляю полную,как говорится авторскую версию. Возможно буду забегать вперед или наоборот, могу и повторяться. Уже начали и книги писать, и фильмы снимать о тех днях, в них почти все как было, но слишком много художественного вымысла, в основном из-за того что, создатели лично челноками не были, как раньше говаривали "пороха не нюхали", да и  народ столько небылиц сложил об этом бизнесе еще тогда в 90-е, что с годами не подтвержденные и не опровергнутые мифы стали казаться правдой. У меня будет только правда, что называется "из достоверных источников", единственное за что не поручусь, так за имена и тем более фамилии других участников описанных событий, их память плохо сохранила, но все остальное- чистая правда.

Немного о причинах возникновения челночного бизнеса. В той и или иной форме он существовал всегда и существует сегодня и будет всегда- законы экономики не обмануть, всегда пока существуют государства- по одну сторону границы что-то будет дешевле или дороже чем с другой и найдутся желающие воспользоваться этой ситуацией. Наглядный пример из сегодняшнего дня, скупка китайцами брендовых товаров в Европе и в том числе, в России и доставка их до Поднебесной.  Но вначале 90-х сразу несколько факторов благоприятно сложились для челночного бизнеса, прежде всего- существенная разница в ценах на товары народного потребление и почти повсеместное их отсутствие у нас, кроме того в массе своей люди потеряли возможность заработать, да да именно заработать, работать работали но зарплату могли не получать годами. Эти и множество других причин, у каждого были свои, спровоцировали начало челночного бизнеса. Это был настоящий бум, можно даже сравнить с "золотой лихорадкой" на американском континенте . Почему такое название, да все просто "челнок"- приспособление в ткацком производстве, его бесконечно перемещают туда обратно, точно такие перемещения приходилось делать и нашим людям.

Китай, Турция, Польша основные страны куда ездили челноки, китайского опыта не имею, турецкого почти нет в силу того, что побывал там лишь несколько раз. Поскольку выше обещал говорить только правду из личного опыта, в основном рассказ будет о Польше, маршрут, а точнее маршруты туда, мной были освоены в совершенстве. Кроме того, в этой стране я часто бывал уже и после описанных ниже событий, что позволяет лучше их оценивать. Бывшая ПНР имела много преимуществ, во-первых - она была ближе всего. Во-вторых туда ходили прямые поезда, а они имели ряд преимуществ, перед другими видами транспорта, для ведения этого бизнеса. Ну и как бы сейчас сказали: " коммуникационный фактор", это сейчас все сплошь блистают знанием Английского, в те времена он у большинства был, как писали в анкетах- В ОБЪЕМЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ, на сегодняшний день это соответствует- ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ НЕ ВЛАДЕЮ. В Польше, на тот момент, худо бедно можно было объясниться по-русски. Конечно уровень преподавания Русского языка в польских школах, был примерно, как у нас Английского, но кто учился в советских ВУЗах, язык действительно знали. В остальном работал стереотип из советских военных фильмов- “братья славяне”, типа язык почти такой же и вообще мы одинаковые, стереотип этот быстро проходил на месте.  У моей семьи есть польские корни, язык и история, были в сфере моих интересов, у меня даже были словари и учебники, языковых проблем в поездках я не испытывал, ну если только чуть чуть .

Мой челночный бизнес начался со случайной встречи на Невском проспекте, по которому я почти ежедневно шнырял (опять же как ткацкий челнок) туда сюда , между универмагами Гостиный Двор и Пассаж в поисках легкого, в те времена не законного, но абсолютно честного  заработка - я продавал очередь за дефицитным товаром. Все было действительно по-честному, я имел возможность стоять в очередях ( у студента не очень налегающего на учебу времени полно), кто-то хотел купить товар ,но никак ни хотел стоять в очереди и с удовольствием покупал не только место впереди, но гарантированную возможность купить дефицит, шансов что его хватит тем кто в хвосте очереди были невелики. Много кто этим промышлял, дело не хитрое, только работать лучше вдвоём, вначале вместе занимаем очередь, потом один её "держит", второй в хвосте ищет желающего переместиться вперед, приводит его ставит на наше место и мы по-честному, все только по-честному- очередь покидаем. Методика особенно хорошо работала, на так называемой галерее Гостиного Двора или как народ говорил  " на галёре ", историки того периода считают её теперь- колыбелью частного бизнеса Питера.  Но вернемся к той случайной встрече- то ли "на галёре " в тот день ничего интересного не было, или “ментов” было больше обычного, а они нас не очень любили, как и мы их, в общем была причина, по которой мы почти бегом направлялись в сторону "Пассажа" и лоб в лоб столкнулись с нашим бывшим однокурсником. Это был Андрей Беляев, кто тому времени, он взял " академку ", якобы по болезни, на самом деле для того чтобы, как он выражался: "Спокойно заниматься серьезными делами". Мы разговорились и как "человек серьезный" он снисходительно улыбнулся узнав о нашем "бизнесе", ну и вкратце поведал о своих поездках в Польшу, разговор был совсем непродолжительный, но что называется "зацепил" и буквально через пару дней, я разыскал Беляева и мы все обсудили в подробностях. Жили мы неподалеку друг от друга, в Красносельском районе, тогда еще Ленинграда и место прописки тоже сыграло важную роль. Со слов Андрея в нашем районе был совершенно замечательный ОВиР , место где выдавали заграничный паспорт, а замечательным он был потому что у нас выдавали именно паспорт, а не вкладыш к обычному паспорту, по последнему можно было посетить лишь бывшие соцстраны. Но самое главное у нас были сравнительно небольшие очереди, район тогда был не самым большим по количеству населения в Питере, а в очереди в то время нужно было стоять не только для получения паспорта, но и перед каждой поездкой требовалось получить в паспорт так называемую "разрешительную запись", по сути пройти почти всю  процедуру, что и при выдаче паспорта- с анкетами, фото 3Х4 и прочим, только быстрее, без "разрешительной записи" выезд из страны был невозможен, где-то года до1993-го. В ОВиРах других районов города, очереди были в лучших традициях социализма, что включало в себя отмечания в списках, ночных дежурствах, да и просто драках за заветное место. Один мой знакомый жил в Калининском районе Ленинграда, там отстояв в очереди, вы не подавали документы, а еще только получали от работников ОВиРа   талончик на определенный день, естественно пропустить срок  было нельзя, талончик кстати, не отменял уже так называемую "живую" очередь  в день подачи документов . Кстати, этот мой знакомый, обладая природными художественными данными, мастерски подделывал талончик, избавляя себя тем самым от стояния в очередях. Но просто попасть в присутственное место было недостаточно, Заграничный паспорт без должного основания получить было невозможно, основанием к выдаче могло служить "приглашение" от знакомого иностранца, приглашавшего "в гости", мне "приглашение" из ближайшей поездки привез Беляев, естественно тот к то приглашал никаким знакомым не был, это тоже был бизнес- поляки продавали их пачками, нередко даже чистые- можно было вписать данные любого желающего поехать. Я подал документы в ОВиР , среди которых бал и почтовый конверт с заполненным собственноручно моим адресом, именно таким образом тогда осуществлялась связь с гражданами и стал ждать ответ, на выдачу паспорта отводился месяц, но как помнится письмо пришло немного раньше. В письме была повестка на получение, в ближайшую после получения письма пятницу (порядок был такой что документы принимали только в понедельник, вторник и среду, а  выдавали исключительно по пятницам), я пришел  получил свой первый Заграничный паспорт. Сразу из ОВиРа я поехал в кассы предварительной продажи на наб. Канала Грибоедова, заходишь с центрального входа и сразу налево- там был зал касс Inturist , с билетами в тот момент было еще нормально, но только если покупать заранее. Купив билет, туда/обратно, я стал готовиться к поездке.

К поездке в Польшу, в отличии от других стран, нужно было готовиться особым образом, оттуда не только везли товар, но и везли свой к ним. Очень простая схема: ПОКУПАЕМ У НАС- ПРОДАЁМ ТАМ- ЗАКУПАЕМСЯ НА ВЫРУЧЕНЫЕ ДЕНЬГИ- ПРОДАЁМ У НАС. У многих резонно возникает вопрос, что такого можно было везти от нас туда, чем можно было удивить заграницу? Да теперь, когда в наших магазинах в основном импортные товары, очень сложно представить, что наши советские товары были кому то нужны там. Везли именно товары, не матрешки, самовары и водку, как могли многие подумать, везли все что было в магазинах любые так называемые товары народного потребления. Конечно, водку везли, куда без нее, но матрешки поляков не интересовали, хотя сейчас этот, казалось бы, исконно русский- самый продаваемый сувенир в Варшаве. Эксперименты над население , в смысле рыночные реформы, в Польше начались несколько раньше и дешевые товары народного потребления привозимые челноками с востока были полякам очень кстати. Ну а для нас это была довольно интересная схема купив ,что -то за 35 копеек это можно было продать за 1$. Везли все то, что еще продавалось в наших магазинах, в основном конечно " хозмагах ", любой товар, купленный там можно было продать. Были , конечно исключения, один дедок привез " пышечницы "- пластиковый ручной дозатор для теста. Продавец еще и заикался, слово " пышечница " давалась ему с трудом и даже помощь соседей по базару, товар так и не продвинула. Возможно кто-то помнит, а у кого-то и сохранилась шинковка для капусты- полунож , полутапорик причудливой формы, когда нужно заготовить для квашения, большое количество капусты, этот инструмент бесценен, но в Польшу его везли напрасно хотя, для приготовления знаменитого бигоса- эта вещь вполне пригодилась бы. Конечно определиться, что взять с собой мне было немного легче, Андрей Беляев продиктовал мне довольно подробный список товаров, да еще и с некоторыми пояснениями по предпочтениям поляков, по цвету например- поляки обожают все ярко красное. Я обошел едва ли не все доступные на тот момент магазины, но это были советские магазины, из списка было в продаже буквально несколько позиций, пришлось "брать количеством". Спустя почти три десятка лет я хорошо помню, что взял в свою первую поездку и даже цены на некоторые из вещей. Безусловным хитом, который я неизменно брал потом почти во все свои поездки, был клей "Момент" по 1 руб. за тюбик, он очень хорошо продавался и занимал сравнительно мало места, из недостатков- следовало соблюдать осторожность и не раздавить. Далее идет "Аптечка универсальная", по цене 6 руб.05 коп., в последствии покупалась и более дешевая "Аптечка транспортная" за 4 руб., но в ней в основном был только перевязочный материал, а поляков больше интересовали лекарства. Хорошо покупались навесные замки, это товар тоже хорошо расходился, опять же занимает не много места, но увы очень тяжелый, в первую поездку я их взял в основном для ассортимента, поскольку больше особо ничего в магазинах не было. Несколько лет назад в Варшавском Зоопарке на одном из вольеров увидел знакомый замок, думал показалось- специально присмотрелся и увидел обозначения чебоксарского завода- служит уже столько лет охраняет зверей от людей и выглядит, как новый! Выше я упоминал о одной ценной рекомендации- поляки любят все красное! Мне удалось купить контейнеры для яиц и как раз совершенно шикарного насыщенно красного цвета, сейчас яйца как правило, продаются в одноразовой упаковке, в те времена поход за ними без специального, похожего на небольшой чемоданчик, контейнера был сродни лотерее, можно было делать ставки на то сколько яиц донесешь до дома целыми. И последнее что я вез в свою первую поездку, были пистолеты с присосками, возможно кто-то вспомнит- черные, с двумя стволами и естественно с двумя спусковыми крючками, присоски для гарантии прилипания надо было послюнявить и всякий раз летели они в непредсказуемом направление, но все равно мальчишки упорно целились, пытаясь попасть в цель. Напомню, что все заготавливалось не поштучно и даже не 2-3 штуки, а минимум 10, клей момент наверно даже 30 штук. Естественно, приходилось по несколько раз заходить в магазин, просить родственников или друзей, в случаи с пистолетами, удалось убедить продавцов, что это подарки для детей и купить сразу 20 штук. Вот с таким набором, в который еще можно добавить икру, пару бутылок водки и блоков сигарет и еще кое какую мелочь- я поехал в Польшу. Все это было компактно уложено- контейнеры для яиц прекрасно входили друг в друга, пистолеты поместились по два в коробку и все в таком духе. При всем при этом, все равно получились две очень большие и увесистые сумки, для облегчения задачи на вокзал я их возил по одной, сдавая в камеру хранения, чтобы к отправлению поезда приехать налегке.  Нетрудно догадаться, что поезд отправлялся с Варшавского вокзала, ныне не существующего, наполовину превращенного в торговый центр, наполовину в железнодорожный музей. В отличии от других он был несколько удален от метро, затея с камерой хранения оказалась весьма кстати, в последствии я её практиковал почти всегда. Поезд до Варшавы часто отправляли, от так называемых "туристских платформ", находившихся чуть левее и подальше основных. Из плюсов состав подавали немного раньше обычного, но минусом была высота перрона, как на сельских полустанках, попробуй объемные и тяжелые сумки внести в вагон, тем более, если у тебя их не одна, а у попутчиков еще больше, в общем процесс посадки был веселым. Наконец поезд тронулся, все потихоньку успокоились, простили тех, кто толкался, наступил на ногу или не пропустил, завязались разговоры, обмен опытом. Тут "звездами" были бывалые, те кто уже не раз съездил, ну или хотя бы раз, за сутки в поезде можно было услышать много полезных советов, тогда люди ими делились легко. Также спокойно заводили знакомства с попутчиками. В купе со мной ехала дама в возрасте, как выяснилось врач, она была наверно единственная во всем вагоне, кто по-настоящему ехал в гости, без цели заработать. Она с интересом наблюдала посадку, наши огромные сумки, слушала советы бывалых и откровенно сожалела об отсутствии у себя коммерческой жилки, как тогда говорили. Вторым попутчиком был тот самый дед с пышечницами , на старости лет решивший стать бизнесменом, по началу он казался человеком закрытым, малообщительным, на самом деле просто стеснялся своего заикания. Билет на четвертое место был у семейной пары лет 30-ти, естественно билетов у них было два, второй в другом купе, любой скажет- почему бы не поменяться? В путешествиях по стране, конечно все именно так, им даже предлагали, в данной поездке был свой резон ехать в разных купе, к примеру считалось, что к одиноким женщинам таможня меньше цепляется, ведь совсем не обязательно говорить, что муж в соседнем купе. Люда и Аркадий так звали парочку и мы с дедом, посовещавшись решили держаться вместе на протяжении всей поездки. Больше суток поезд шел по одной из первых железных дорог Российской империи, увы ныне частично разобранной за ненадобностью, через Псков, Даугавпилс, Вильнюс, Гродно, миновал границу, на польской станции со смешным названием Кузница- поменял колеса на европейскую колею и наконец прибыл на центральный вокзал Варшавы.

"Курица не птица, Польша не заграница", была такая присказка, страну можно было варьировать в пределах соцлагеря, но к началу 90-х эта фраза уже не соответствовала заложенному в ней смыслу. К тому времени Польша совершила огромный скачек в рыночных реформах и приезжая в нее первый раз, советский человек испытывал шок. Первый удар происходил уже на варшавском вокзале, это  пожалуй одна из самых необычных железнодорожных станций в мире. Посреди центра города стоит здание, возле которого не видно ни вагонов, ни локомотивов из привычных атрибутов вокзала, лишь обилие таксомоторов. Все пути находятся под землей, поезда с востока переезжая по мосту Вислу на левом берегу въезжают в туннель- грандиозное техническое решение производящие сильное впечатление. Благо у меня были подробные инструкции чуть ли не до метра куда идти, где повернуть, да и у Аркадия поездка была уже вторая, что делать мы знали. Прежде всего нужны были деньги на трамвай, имея разрешительную запись в загранпаспорте, в Госбанке в Ленинграде, он находился недалеко от Астории, можно было получить доллары по официальному курсу, к тому времени уже не за 62 копейки/доллар- дороже, но "черный" курс все равно был выше и естественно к банку было не подступиться- очередь была на месяцы. Пришлось в Варшаве менять рубли по грабительскому курсу, небольшую сумму, буквально только на один билет, который тут же в газетном киоске продавался. На трамвае вся наша компания и  добрая половина поезда, подъехала к Стадиону Х- ти летия , на тот момент, как утверждали поляки - крупнейшему рынку Европы. На сам рынок мы не пошли, рынки в Польше следуя вековым традициям, работают с раннего утра и уже после обеда пустею и вскоре закрываются, это в меньшей степени относилось к стадиону, но все равно закрывался он сравнительно рано. Мы расположились в подземном переходе напротив, тут был ряд плюсов- платить за место не надо, торговать можно почти до ночи, ну и дождь не страшен. Из минусов условий не каких- товар на земле, присесть, то же только на нее, ну и может прогнать полиция, нам повезло полицейские устали гонять и даже покупали у нас по мелочи. Торговля пошла бойко, во многом благодаря кооперации с попутчиками, продать товар молча было невозможно, уговорить хором проще чем одному. Через пару часов был распродан почти весь товар, в начале челночной эпопеи поляки покупали хорошо, хотя то что они будут торговаться почти за всякую мелочь- для нас было в диковинку, в то время у нас цены были едины по всей стране, на рыках  можно было попросить уступить пару копеек, что называется “для ровного счета”, но поляки, особенно если товар приглянулся, могли торговаться часами, но и мы к этому быстро привыкли, стали назначать цену выше. Остатки были проданы на завтра, после ночевки на вокзале, в азарте получения прибыли мы слишком поздно вспомнили, что надо еще и спать. Можно было поступить, как Аркадий и Люда, вечером они уехали на поезде в польскую провинцию, тем самым "убив двух зайцев"- торговали весь следующий день в городке, где на базаре было меньше конкурентов и ночевали в приличных условиях, соответственно на следующую ночь в обратном поезде у них снова была крыша над головой. Ну а мы с дедом разместились на вокзале, в отличии от советских, польские для ночевок приспособлены не очень. Даже на центральном вокзале столицы был один небольшой зал ожидания, который среди ночи несколько раз закрывался на уборку, то как это происходило, наводит на мысль, что для работников это было такое развлечение- грубо будить спящих, измученных поездкой людей и начинать уборку, от которой чище то не становилось. Поспав за ночь в лучшем случаи час, с первыми трамваями, мы выдвинулись в сторону, уже знакомого нам базара, который напомню открывался рано и у нас была прекрасная возможность занять лучшие места, это позволило довольно быстро распродать остатки товара. Кроме того, удалось пройтись по рынку приценится- на что хватит вырученных денег. Вторую ночь мы уже по привычке коротали на вокзале, а на следующее утро встретились с вернувшимися Аркадием и Людой, стали решать проблему дороги домой. На руках у нас были обратные билеты, как сейчас говорят "с открытой датой", такой билет нужно было “закомпостировать”, что бы в билете стояла дата и место. Другими словами, польским кассирам нужно было "дать на лапу", эти "пани" быстренько смекнули, что можно, для вида потыкать в ЭВМ и ответить русским - мест нет. Преимущество путешествия в компании состояло, еще и в том, что на взятку можно скинуться и несколько сократить расходы. За 100 тыс. злотых взятки, плюс какая-то мелочь официально, в наших билетах появилась дата и места. После чего мы отправились на рынок- теперь уже тратить.

Из первой своей поездки, ничего для продажи у нас я не привозил. На тот момент у меня поиздержался гардероб, нужны были вещи для себя, да и поездка была во многом пробной- выручка с продажи была не большой. Однако её хватило на джинсы “ Левайс 501” те самые “на болтах”, брюки т.н. слаксы, кроссовки “ Рибок ” и входивший тогда в моду свитер типа “ Бойс Тим”. У нас, на тот момент, это были очень модные и дорогие вещи, в темном переулке их вполне могли у вас отобрать, если надеть  их все сразу, то поздно возвращаться домой не следовало. Еще хватило на подарки для родных и кое какие мелочи. Часть злотых было оставлена для следующих поездок, чтобы впредь не прибегать к услугам обменников , к тому моменту я уже не сомневался- поеду еще!   Практически только к исходу третьего дня в Варшаве, появилась возможность немного осмотреть город. Кто бывал в столице Польши, хорошо знает, что туристических объектов здесь немного, в тот раз мне удалось посетить основной из них- Старый город. Поразили не стены и улочки на подобии пражских, а польские торговцы сувенирами. Американцам, немцам и прочим гостям с запада, предлагались русские матрешки, советские военные ушанки и самовары , словно торговля шла в близи питерской Дворцовой площади, а не у Королевского дворца в Варшаве, забегая вперед скажу, что и сейчас у них почти тот же ассортимент.

Вечером со своими уже почти друзьями, мы встретились в обратном поезде, там же было не мало и тех, кто ехал с нами из Ленинграда, так как эти три дня были стандартным циклом такой поездки. Освоившись на своих местах, народ вновь стал обмениваться впечатлениями, теперь уже в основном только под чай, ибо водка-   была продана полякам. Отправившись с варшавского вокзала домой, на следующий день мы прибыли опять на Варшавский вокзал, только Ленинграда. Так довольно спокойно, можно сказать безоблачно завершилась моя первая, пробная челночная поездка. Впереди было множество последующих, воспоминания о этих путешествиях, подам в обобщенном виде .

Готовится к последующим поездкам, благодаря той пробной, стало несколько проще. Изучив товар, с которым приехали в Польшу стоявшие рядом на базаре соотечественники, я пришел к выводу, что в Польшу можно везти, практически все из наших магазинов. Почти весь ассортимент “ хозмагов ” и “промтоваров”, подходил для перепродажи, большая часть канцтоваров и магазинов детских игрушек. В последнем была куплена детская метла копеечная, но очень симпатичная, приобреталась она и подобные дешевки, чтобы упаковать в сумки сверху более ценного товара, с целью сбить с толку таможню. Каково же было мое удивление, когда за метелками чуть не очередь выстроилась, цена продажи естественно была оперативно завышена, польские домохозяйки определили в них не детскую игрушку, а удобную мини швабру, подобную тем, что сейчас продается в комплекте с совком имеющим длинную ручку, чтобы подметать и собирать мусор не нагибаясь. В последствии метелки из “Детского мира”, благодаря своей высокой маржинальности, стали обязательным товаром, как и “Набор юного садовода” он представлял собой удобную ручку со сменными насадками- грабли, лопата, тяпка. Ничто не выдавало в “инструменте” игрушку, кроме малозаметной этикетки, которая на всякий случай обрывалась. И магазины спорттоваров помогали челнокам, в них можно было взять на продажу велосипедные запчасти, например камеры и шины, особенно ценились комплекты из “динамки” и фары. Товары для туризма- рюкзаки, особенно тогда только появившиеся с рамой, палатки самое интересное, что у нас тогда особо ценились польские, а поляки с удовольствием покупали советские палатки. Самым ценным в спортивном магазине был отдел для рыболовов, товар дорогой, но очень компактный и в этом отделе можно было покупать все, не думая сможешь это продать или нет. Телескопические и самые простые удочки, поплавки, крючки и даже сачок- все можно было продать польским любителям рыбной ловли, особенно они ценили блесна и воблеры, товар расходный, а у русских дешевле и не хуже. Отделы “Культтовары” вносили свою лепту фотоаппаратами, биноклями и часами последние были удобны своей компактностью, все это был ценный товар для продажи заезжим немцам, на западе Польши, они любили посещать рынки особенно по субботам или сдать перекупщикам, которые везли их на Запад, платили они меньше, но зато забирали всю партию оптом, обычному покупателю в основном были нужны только будильники. Кроме уже упомянутой водки, из алкоголя везли коньяк “Наполеон” и спирт “Рояль”, знакомые очень удивлялись этому обстоятельству, последний, считался польским, хотя на самом деле происходил из Голландии, на бутылке производитель не значился. Словом на польских рынках, можно было увидеть все, что было тогда в советских магазинах. Однажды я видел, как продавали хомут для лошади, товар пользовался определенным успехом, и в наши дни в Польше можно увидеть гужевую повозку, даже невдалеке от Варшавы, в начале 90-х тем более. По тому что продают, можно было довольно точно определять и откуда приехал продавец, например клей “Момент” был в основном у ленинградцев его производили в Лен. области, часы “Электроника” у минчан, а большие игрушечные паровозы из яркой пластмассы у крымчан. Напомню товар везли в больших количествах и тут была еще одна хитрость, для удобства перемещения, покупались тележки, иногда и по две на человека, к концу поездки их продавали, как часть чемоданов или рюкзаков. Приобретенный в Польше товар, упаковывался в “мечту оккупанта”, полосатая сумка материал которой подобен тому из которого шьют мешки. Как правило её можно было купить почти у каждого торговца на “стадионе” или другом оптовом рынке. Сумки были разных размеров, от почти дамской, до огромных размеров, загрузив товаром её иногда можно было поднять лишь вдвоем или втроём. Для надежности их еще обматывали скотчем в несколько слоев.

Последующие поездки, уже начиная со второй проходили уже не так просто, СССР в полной мере входил в экономический и политический кризис, закончившийся крахом всей системы, люди уже стояли на грани выживания и поездки в Польшу стали практиковать наверно миллионы советских граждан.

Проблемы начинались с билетов, по началу они стали раскупаться уже через день два, после поступления в предварительную продажу, а вскоре уже в первые часы. Кассы предварительной продажи на наб. Канала Грибоедова брали с боем и это не метафора. Несколько раз участвовал в этом квесте и был в команде победителей. Происходило это так- в 8-00, за час до начала работы касс открывался второй вход с Думской улицы, однако приходить к открытию не имело смысла, люди стояли у ворот всю ночь, практически с закрытия, однако это было их ошибкой, за ночь они выбивались из сил, а впереди еще штурм . Оптимальнее всего было приехать на первом поезде метро, дойдя несколько километров до станции пешком, транспорт то еще не ходит, от Гостиного двора- скорей в заветную арку, перекрытую до восьми утра воротами, они в отличии от почти всех арок Питера, находились за ней, так что попав в арку, через некоторое время путь был только вперед, народ прибывал с каждой минутой. Лучшая позиция была по центру, примерно в 4-5 ряду, те кто стоял у самых ворот, напирающей толпой просто выталкивался в сторону или падал, а те что позади не видя упавших, сами спотыкались о них. Сторож подходил к воротам, для нас это была команда “На старт”, затем он гремел замком и отскакивал от ворот, их открывала толпа. Начиналась гонка к кассам, сначала по не удобной лестнице к дверям, дальше через весь зал к кассам Inturist в общей сложности метров 300. Мало было иметь физические силы, везение без него не как, в  полутемном дворе, зимой можно было поскользнуться или споткнуться об уже упавшего, мраморный пол зала, был не лучше льда, многие падали и там,  кто -то, выдыхаясь сходил с дистанции уже почти у самых касс, не в силах добежать буквально последние метры, зрелище со стороны было ужасное, но в тот момент было не до сантиментов. В Испании есть такое сомнительное развлечение- бег по улицам города от быков. Добежавшим в 90-е до касс, оно не интересно, не те ощущения-купленный билет на поезд, давал ни с чем несравнимые чувства... У окошечка кассы еще час до её открытия стояли, почти в обнимку, дабы никто не влез в очередь, те кто был не один, ставили своих людей, с другой стороны, на случай “мне только спросить”. Касс работало несколько, но с учетом, что почти каждый покупал больше одного, билетов хватало первым 10-15 в очереди. Несмотря на то, что билеты стали продавать за валюту, а в паспорт на “разрешающей надписи” делалась отметка о покупке, трудности не исчезали. Был еще один способ добыть билет, приехать перед отправлением поезда на вокзал уже с вещами и ждать продажи билетов из брони, но их было не много может 15-20, приехав слишком поздно, можно было пройти по очереди- спросить кто сколько билетов берет, сложить цифры и понять- не хватит и ждать следующего поезда, благо тогда помимо варшавского, ходил еще и берлинский, на который билеты до Варшавы предварительно не продавали, а из брони пожалуйста, многие об этом не знали, несколько раз удавалось уехать таким способом. Еще можно было договориться с проводниками, сейчас покажется странным, но тогда и у них была очередь, чаще всего договариваться надо было заранее. Жители городов, у которых не было прямого сообщения с Польшей было сложнее, чаще всего им приходилось ехать в приграничные города и пытаться уехать оттуда. Поток этот был настолько велик, что через некоторое время власти Белоруссии перестали пропускать через свои станции украинцев, повесив объявление со сложным, малопонятным текстом, что они должны пользоваться переходами на своей территории, но и это не помогало избежать очередей. Самый экзотический способ, которым пришлось воспользоваться- поездка в багажном вагоне, он ходил в составе варшавского поезда, до первой польской станции Кузница, нет сидя на багаже мы, не ехали, там есть служебные купе, гораздо более просторные и удобные, чем в обычном вагоне. Расплодившиеся к тому времени турфирмы, предлагали поездки на автобусе, купить такой тур было проще, но в очереди на границе они стояли сутками, как и те, кто отправился на своем автомобиле. Турфирмы принесли другую форму выгоды, в них стало возможно покупать для поездки ваучер, отпала необходимость в приглашении, их оформления надо было ждать и среди которых участились подделки. Туристический ваучер еще и стоил дешевле.

Обратный путь тоже усложнился, увеличилась взятка за компостирование билета, а иногда и за взятку мест не было. Приходилось ехать “на перекладных”, с пересадками иногда с несколькими. Из Варшавы помимо дальних, ходили международные поезда и так скажем местного сообщения, до ближайших от границы белорусских Гродно и Бреста, на них достаточно было просто купить билет, резервации мест не было, да и места там были только сидячие, поездка занимала несколько часов. Но эти самые места нужно было еще занять и тут квест был сравним с покупкой в Питере билетов. Наибольшие шансы были у приехавших на отправную точку поездов- Варшава Заходня (Западная), посадка на Центральном вокзале польской столицы, могла гарантировать лишь путешествие стоя в проходе, а то и тамбуре. Когда едешь не один, были преимущества, поезд состоял из польских вагонов с большими открывающимися окнами. Когда состав подавали к платформе нужно было приметить открытое или хотя бы приоткрытое окно и направляться именно к нему, а не к двери. Открыв окно до конца и сделав несколько ловких движений, ты оказывался в вагоне и раньше тех , кто выбрал традиционный путь занимал место и ждал пока попутчики занесут вещи. Был один нюанс, польские проводники могли совершенно справедливо потребовать штраф за такой абордаж, поначалу мы страховались от этого следующим образом, надевали одежду, желательно яркую, которую в вагоне тут же снимали и прятали, очень в этом помогали появившиеся двусторонние куртки, неплохо было надеть кепку или другой головной убор. Позже проводников уже не боялись, было похоже, что они боялись этих отчаянных людей, с которыми им еще ехать в сторону границы, ходили слухи, что были случаи, когда им “наваляли” уже “на той стороне”, за чрезмерно ретивую службу и по делом. Из Гродно или Бреста, уже обычным поездом добирались до Питера. Такой маршрут был менее удобен и по правде говоря, тяжелым, зато выходил дешевле, особенно если знать нюанс с покупкой билета. Поезда типа Варшава-Брест выглядели обыденно и не имели резервации мест, однако считались международными и билет соответственно стоил. Однако вплоть до последней польской станции Тересполь , можно было купить обычный, без международной наценки. Для проезда последнего участка пути, в фирме “ Орбис ” польском аналоге нашего “Интуриста”, заранее покупался отдельный, существенно более дешевый билет. Ну о том, что плацкарт от Гродно или Бреста стоил тогда вообще копейки, напоминать не надо. Таким образом экономилось едва ли не 50 % . Польские железные дороги вообще отдельная история, по той причине, что они не похожи на наши, все другое размер колеи, вагоны и прочее. Варшава имеет истинно столичное положение, город расположен почти по центру, до большинства крупных городов расстояние 200-300 км по прямой, исключение может только Щецин. Путешествия на такие расстояния занимают, куда меньше времени, чем переезд между городами 1/6 части Земли. Соответственно и вагоны здесь с сидячими местами, как правило это были купе на 6 пассажиров в первом классе и на 8 во втором. Вагоны со спальными местами были только в некоторых ночных поездах, как правило один/два на весь состав. За сидячий способ передвижения, наши люди почти сразу нарекли польские поезда “электричками”. По одному билету можно было ехать, как прямым поездом, так и с любым количеством пересадок в течении указанного в билете времени, обычно несколько дней, только следовало обращать внимание скорой поезд или обычный, стоимость отличалась. Выгодно было покупать билет на весь маршрут сразу, отторговавшись в Щецине, мы выходили в Варшаве, посетив “ стадион”,ехали дальше к границе и все по одному билету, а купив только до Варшавы и потом на следующую часть пути заплатили бы в сумме больше. Вокзалы Польши и ближайшие подступы к ним начиная с остановок общественного транспорта стали для наших людей не безопасны из-за рэкета. Мы практиковали целую шпионскую операцию, за долго до отправления поезда приезжали и высчитывали время необходимое на посещение камеры хранения и выхода на пирон. Обычно мы ездили втроем, при посадке двое несли вещи, третий шел чуть поодаль налегке,мы это называли "косил под поляка", следил за ситуацией и при возникновении проблем, жестко атаковал бандитов со спины. Срабатывал фактор внезапности, первые двое тоже не оставались в долгу, к тому моменту мы знали, что разговоры разговаривать бесполезно. Будучи по натуре трусами, ублюдки быстро разбегались, так было несколько раз.Кто-то скажет,что это методика из арсенала спецслужб,может мы и подсмотрели её в боевиках,но считаю,что это наше изобретение. Поезда ходили достаточно четко и на платформе мы появлялись перед самым его прибытием.          

Вскоре начались и трудности с товаром для перепродажи в Польше, все чаще их приходилось приобретать уже не в магазинах, а на рынке, тогда они назывались- “толкучка” или в магазине, но через знакомых с переплатой. Однако при всем при этом, выгода от поездок оставалась. Варшава была “взята” в первые поездки, здесь народ был избалован массовым нашествием наших, дальше на запад их становилось меньше, лучшие места были ближе к границе с Германией. Там и покупали лучше и снять жилье было дешевле. И кстати о жилье, как уже писал ранее, в первую поездку, в силу разных обстоятельств, мы ограничились залом ожидания, это бесплатный, но весьма некомфортный ночлег. Гостиницы, для таких путешественников, как челноки, подходили не очень, главное из-за цены, были конечно исключения, в основном в городах поменьше. В Польше к тому времени уже были гостиницы известных международных сетей, с соответствующими ценами, на их зеркальные фасады и сверкающие вывески, советский человек смотрел словно на диковинный аттракцион. Самыми доступными были гостиницы ведомственные, их легко было узнать по характерным названиям. Если отель имел название типа “Строитель”, “ Бетонсталь ” или подобное, был смысл зайти и узнать стоимость проживания. На тот момент, польская промышленность переживала не лучшие времена и гостиницы, ранее предназначавшиеся для командировочных и всяческих делегаций по обмену опытом- стали пустовать. По хорошей цене можно было жить в “Домах туриста”, нечто среднее между современными хостелами и студенческими общежитиями, однако в сезон они обычно были заняты- поляки очень любят путешествовать по стране. Самый интересный из таких “Домов туриста”, в котором удалось пожить довольно долго, был недалеко от немецкой границы, на окраине города Гожув -Великопольский. Гостиница располагалась в так называемом “фольварке”, комплекс зданий прекрасно сохранился, но по назначению его не использовали, в бывшей конюшне директор открыл автосервис, в котором трудились в основном наши соотечественники, остальные здания были переоборудованы под жилье, хотя там в пору было организовать музей сельского быта. Но самое доступное жильё, было в частном секторе, поляки быстро смекнули, что у русских можно не только дешево покупать, но и заработать на них. Стоимость зависела от города и конечно- удаленности квартиры от базара. Цена обычно была не за комнату, а за койко-место, цены начинались от 20 т. злотых , самые дорогие 50, обычно приемлемой считалась цена в 30-35 т. злотых, это при тогдашней стоимости доллара 10-12 т. злотых. У некоторых частников, обычно в близи рынка или вокзала, были целые бараки с наспех сколоченными двухэтажными нарами, по-другому и не назовешь, в комнате могли селить по десять человек. Постоянным клиентам некоторые делали скидки или заказывали в счет оплаты привезти определенный товар. В наши дни на форумах русскоязычных в Польше доводилось читать воспоминания поляков о тех днях, с их слов они совершенно бесплатно селили у себя наших и не копейки не брали, может единичные случаи были, ни мне, ни моим знакомым они не известны, деньги брали даже с родственников, коих разделили границами бурные исторические события ХХ века. Приходилось сталкиваться с другим, как например дополнительная плата, за пользование душем, за чайник кипятка и просто за кружку чая, или за хранение сумок, из которых вещи, пусть даже мелочи, таинственно исчезали. Некоторые были еще изобретательней, селили у себя относительно дешево, а потом требовали значительную сумму за не вызов полиции, большинство то ехали не по адресу, указанному в приглашении, а это нарушение. Там же на квартирах поляков, советские люди впервые увидели счетчики на воду и газ, которые в определенной мере, объясняли крохоборство поляков и дополнительные поборы с жильцов. Увы не владею данными сколько стоил тогда в Польше куб воды, есть ощущение, что она была по цене золота, ибо её экономия часто принимала гипертрофированные формы. Частенько хозяева жилья проводили целый инструктаж по экономичному пользованию туалетом, к примеру сходив по малой нужде воду сливать не обязательно, один дедок вообще посоветовал пользоваться раковиной, типа и он так делает. В одном маленьком городке, воду для слива вообще брали из старинной деревянной кадки, стоящей под водосточной трубой, из ведерка её переливали в бачок унитаза, который дабы не искушать людей, даже не был подключен к водопроводу. Ситуация с использованием газа была похожей, а от горящей попусту лампочки- начинались просто истерики. В некоторых квартирах горячая вода поступала не централизовано, а из бойлера, который обычно включался в розетку с “дешевым электричеством”, оно подавалось в определенное время и учитывалась отдельным счетчиком, на вроде современного “ночного тарифа”. Система была жутко не удобной, если хозяева не видят, бойлер “втыкали” в обычную розетку, представляю их реакцию, узнай они. Живя на квартире можно было еще и относительно нормально питаться, воспользовавшись кухней, мы как правило, что называется “на скорую руку”, варили макароны,  покупая их тут же на рынке и по “старинному” походно-рыбацкому рецепту,  добавляли припасенную из дома тушенку, если её не было покупали местные сосиски, помнится мы были восхищены тем обстоятельством, что их можно купить четыре и даже две штуки, у нас в то время отстояв в очереди брали сколько дадут. Не слишком изысканное и здоровое питание, зато дешевле чем в рыночном общепите. Но частенько, мы перекусывали и там, новомодными хот-догами, гамбургерами и традиционным для Польши фастфудом. Тогда это были совершенно замечательные пончики в глазури, которые торговцы накладывали в как сейчас бы сказали крафтовые пакеты, иногда к десятой добавляя еще одну, в качестве комплемента. Или жареные на гриле колбаска, к которой бесплатно полагалась маленькая круглая булочка, кетчуп или горчица. А вот традиционная “Запеканка”, булочка с сыром и грибами, как-то “ не зашла ” с первого раза, больше я её не покупал. Самое обидное, что те самые пончики и колбаски, теперь разыскать в Польше проблематично, а “запеканки” доступны и сейчас. Но полноценно питаться можно было в “молочных барах”, что-то вроде наших столовых, где с подносом проходишь через раздачу, в конце касса, от баров в таких заведениях было только то, что напитки чай, кофе -  покупались не на раздаче, а в отдельном буфете. Много перемещаясь по Польше наш народ осваивал некоторые житейские хитрости, например при необходимости позвонить домой, можно было воспользоваться практически любым уличным таксофоном, предварительно купив для него жетоны. Понятное дело, что стоили они не дешево, но наши люди быстро смекнули, что жетон самого большого номинала, удивительно похож по размеру на пятикопеечную монету. В автоматы старого образца, пятачок входил без проблем, для использования в новых надо было слегка обточить, жетон отличался по толщине. Но это не проблема, минута шлифовки об тротуар и 5 копеек превращаются в 6 тыс. Злотых. Некоторые даже умудрялись продавать пятачки на базаре. Вплоть до появления таксофонов на магнитных картах. Своеобразно экономили и на общественном транспорте, ездившие по одному маршруту, запоминали бортовой номер трамвая, где закомпостировали билет и дожидаясь именно его, ехали по старому билету. Сложнее было в городах, где уже появились электронные компостеры, они пропечатывали число и время на билете. Но и это не проблема, билет слегка натирался свечкой, компостер печатал по нему, воск после поездки аккуратно соскабливали лезвием. На этом фоне поездка “зайцем”, казалась глупостью, контролеры хорошо знали маршруты перемещения наших и в основном там и работали, ловко определяя жертв среди пассажиров и сразу направляясь к ним. И не обязательно было ехать зайцем, в некоторых городах, в частности в Варшаве для льготников не было отдельного билета, обычный билет нужно было пробивать с двух сторон, те кто имел льготу 50% компостировали только одну сторону, не все это знали и на этом ловили наших контролеры.   В ходе многочисленных поездок, еще не раз приходилось коротать ночи на вокзале, как в первую поездку. Были и более экстремальные ночлеги, однажды заметив “лихих людей” пришлось укрыться в одном из парков, уже вечерело, пришлось остаться в нем до утра, как потом выяснилось в разговорах на рынке- не зря. Меж деревьев была небольшая ложбинка и со стороны меня никто не видел, судя по коробкам, это место уже служило кому-то укрытием, утром я почувствовал, что меня кто-то трогает, открываю глаза, собака решила меня обнюхать, тут её позвал хозяин и она убежала, на всякий случай и я ушел следом. Вариант ехать ночным поездом, казавшийся оптимальным раньше, вскоре стал не безопасным, полицейские могли проводить, по нашему говоря рейд и уж найти, за что потребовать денег им было так же просто, как и родной милиции. Другими словами, встреча с полицией, мало отличалась от встречи с бандитами. А можно было напороться и на бандитов, такой горький опыт был. В итоге ночной стычки, мы с приятелем приехали в Брест в синяках и лишь с мелочью в кармане, хорошо еще они билеты у нас не забрали, однако надо было на что-то покупать билеты до Питера. Поезд уходил в районе обеда и все утро мы бегали по городу, пытаясь продав не отобранные грабителями вещи, насобирать на билет, мы готовы были к тому, что купим хотя бы один, второй пройдет в вагон под видом провожающего или как-то еще, да под полкой готовы были ехать, лишь бы вернуться домой. Продав пару новых кроссовок, какие-то игрушки, шоколад еще кучу всего, мы получили нужную сумму. Приятель стоял в очереди в кассу, я сидел прям на полу прислонившись к стене, к тому времени мы больше суток на ногах и ничего не ели. Смотря в пол, я пытался поспать, как вдруг впереди себя я увидел лежащую сложенную в несколько раз 1000 рублей, точнее 100 так называемых “зайчиков”, ходивших на ровне с еще советскими рублями, но номинал был в десять раз меньше. Мне сейчас трудно сказать, какой сумме по нынешним временам соответствовала купюра, но это было много и это было наше спасение- манна небесная, как Остап Бендер увидел Кислярского и воскликнул: “Фортуна!”. Это из тех мгновений, что запоминаются на всю жизнь. Помню, как оглянувшись по сторонам, я протянул руку, которая словно удлинилась в несколько раз- зажал в кулак деньги и принял прежнюю позу засыпающего, исподлобья поглядывая не заметил ли кто, если бы кто и заметил, ладонь я бы не разжал. Вскоре подбежал приятель: смотри что у меня есть, сказал он, показывая мне билеты. “Смотри, что есть у меня”, сказал я и разжал кулак. Кто бывал в Бресте знает, что неподалеку от вокзала, как часто в городах такого масштаба, находится рынок, там и была потрачена та тысяча, я и сейчас помню обед на боковушке плацкарта. Спасибо потерявшему, в тот момент нам показалось, что это был не человек...

За те несколько лет происходило масса разных историй, сейчас они вспоминаются совсем иначе, чем воспринимались тогда. Забавно было наблюдать, как люди торгуются на рынках, каждый говоря на своем языке и при этом понимая друг друга. Или употребляют новые для себя слова и сами не подозревая изобретают новые формы, ярчайший пример, это “ тысченция ”. В русском языке тысяча, если можно так сказать, женского рода, если есть род у числительных. А в польском ну по крайней мере, я не филолог, звучит как мужского. Интерпретировав польский “ тысченц ” в русский язык получилась нечто среднее “ тысченция ”. Обилие нулей на деньгах провоцировало курьезные случаи. Помнится торговал рядом с нами парень, из Москвы вроде, товар у него был так себе, почти ничего и не заработал, а уже и домой пора. И вот под вечер приходит дедок, покупает у него камеру для велосипеда, за 10  тысяч , протягивает купюру в миллион. Кто-то из соседей даже спросил у москвича: ты сдачу то наберешь? Тот отвечает- Есть у меня сдача отстаньте, ну и сдает мелкими купюрами 90 тысяч, радостно так с улыбкой, еще бы за столько времени, хоть что-то продалось. Дед уходит, москвич не понимает, что произошло мы к нему, он же тебе “лимон” дал, парень не верит, смотрит на нас недоверчиво, вынимает деньги и начинает смотреть- так и есть. Ну что тут сказать, деда жалко, но мы то “своих не бросаем”, собирайся говорим и вали скорей, тот так и сделал. Покупатель вскоре вернулся, а на следующий день уже и на велосипеде приехал,с новой камерой, но “лимон ушел”.  Чаще бывало наоборот ушлые поляки, аккуратно приклеивали дополнительные нуль на тысячной купюре и расплачивались с нашими, как десятитысячной, свои бы их быстро раскусили, а нам не то, что жаловаться, бить таких было чревато. Жулики по серьезнее проворачивали и более сложные многоходовки, например такая. Просится к вам на угол прилавка соотечественник, товара у него не много, почти все продал. За торговое место цена доходила до 50 тысяч, в зависимости от рынка, а дольщик частично возмещал расходы, обычное дело. По такой схеме действовали и жулики, но среди прочего “остатка” товара у них малопонятная железяка или даже несколько похожих, не из дешевых, но и не особо дорогая. Периодически подходят поляки интересуются железякой покупают, некоторые и по две штуки. Соседям продавец с удовольствием объясняет, что это нечто для “ сатилетарного ” (спутникового) ТВ, ну или автомобильное что-то. Вскоре появляется покупатель готовый купить все эти “спутниковые” штуковины оптом, уже и о скидке они договорились, пол часа торговались на весь рынок было слышно. Но вот ведь незадача, всей суммы у поляка нет, надо бежать домой, но он скоро вернется и купит. Но продавцу пора на поезд, он же уже все домой собрался, а еще доллары купить в обменнике, подарки домашним, а покупатель все не возвращается с деньгами. Соседи по рынку видели, сделка выгодная, товар ходовой, да еще оптом забирают. Долго уговаривать не надо: давай я тебе все продам, еще дешевле, а ты как поляк вернется, ему еще и с выгодой для себя перепродаж, а в розницу если не вернется, так еще дороже. Ну а после ухода спешащего на поезд выясняется, что  никто с деньгами не возвращается, да и железяками больше не интересуются.

Со временем на базарах появилась особая группа челноков- перекупщики или в народе просто- “перекупы”, через границу они не мотались, максимум ездили поближе в Белосток или Пшемышль и скупали товары у соотечественников, либо товар им подвозили знакомые. Для нас от них была совершенно очевидная польза, они держали цены на рынке, те кто был ограничен по времени в поездке, часто сбрасывали товар за бесценок, если так можно сказать обрушивая его. Чего чего , а времени у меня тогда было навалом и однажды приехав в уже упомянутый Гожув , стал неспешно распродавать свой товар по случаю , что то купил у уезжавших соседей и незаметно для себя стал перекупщиком. Я могу понять почему народ недолюбливал челноков, но почему сами челноки не любили перекупов, не понимаю. Доходило до смешного, было прекрасно слышно, как полякам тот или иной товар предлагали за дешево, подходил перекупщик и цену взвинчивали, порой просто отказывались продавать, “собака на сене” да и только. Моим соседом за прилавком был поляк Богдан, в совершенстве владевший русским, он учился в СССР. Нам помогали его мать с отцом и даже бабушка с дедушкой, если надо они подходили к несговорчивым соотечественникам и выторговывали для нас товар. Сам же перед рыночной администрацией он выдавал себя за русского, просто не хотел оформлять необходимые для торговли бумаги, может еще какие причины были. Было довольно смешно от него иногда слышать: “Блин сегодня наших много, не пойдет торговля.” В статусе перекупщика я пребывал не долго, по той причине, что возить товар туда- сюда, было выгодней, зато у меня появились знакомые, которым можно было на взаимовыгодных условиях оставить товар на реализацию. К слову, денег за последнюю партию в полном объеме я так и не получил, но я совершенно не в обиде.

В поездках происходили и самые обычные житейские события, кто-то находил в них свою вторую половинку и решал переехать в другой город и даже страну, полностью меняя судьбу. Кто-то нежданно негаданно, встречал тех? кого не видел по несколько лет. И даже встречал людей, о существовании которых, знал но в обычной жизни наверно бы никогда не встретил. Я, однажды ехал в купе с ребятами служившими с моим братом в одном взводе. Но такая ситуация показалась обычной, после одной совершенно удивительной встречи. Моими попутчиками была такая бодрая бабулька и её внучка, чуть моложе меня по возрасту. В дороге мы сдружились и решили обменяться координатами, немного скептически к этому отнеслась бабушка, внучка видя её реакцию рассказала историю. Не так давно она познакомилась с попутчицей, дала ей свой адрес, та приехала к ней домой еще раньше самой внучки и напросилась пожить, типа не дозвонилась до друзей, у которых хотела остановиться, пожив пару дней попросту ограбила квартиру и исчезла. Слушая историю, я вдруг начинаю понимать, что она мне знакома. “Твою маму случайно, не Алла зовут?”, немая сцена и ответ “Да”. Эта тётя Алла, работала с моей мамой и от неё я уже все это знал. А ведь мы ехали вместе почти сутки, а выяснилось все за полчаса до прибытия поезда.

Массовый челночный бизнес угас почти так же быстро и не заметно, как и возник, кто-то тут же переквалифицировался в перегонщика автомобилей, может соберусь и об этой деятельности напишу. Остались лишь единицы продолжавшие ездить в Польшу лишь за товаром, но их стало в разы меньше, везти на продажу туда стало не выгодно, впору было все те же товары продавать у нас по новым ценам.  Кто-то неплохо заработал в этих поездках, кто-то потерял все. Тем кто не попробовал себя в на этом поприще, казалось это такая сплошная романтика- ездишь за границу, еще и деньги зарабатываешь. Им было невдомек, что это тяжелая работа и не только физически, попробуй руками плюс на спине тащить больше собственного веса, как муравей, а в голове прикидывать кросс курс рубля к злотому и думать, какой товар брать на продажу.  Для советских людей, воспитанных на отвращении к любым другим способам заработать деньги, кроме честного труда, челночный бизнес казался постыдным, чуть ли не сравнимым с проституцией, многие смотрели на нас с презрением, не каждому знакомому, можно было признаться, что ты “челнок”. Понимать, что на самом деле происходит в нашем рушащимся обществе они отказывались. Те же кто ездил, получили своеобразную “путевку в жизнь”, удачно приобретя для продажи какой-то товар, стали развивать бизнес в определенной области.В одном современном фильме звучит фраза "...это были 90-е,мы зарабатывали,как могли...", челночный бизнес,был по крайней мере ,вполне честным бизнесом,тех лет. Среди моих знакомых есть такие, кто стал “серьезным игроком” например на рынке женского белья, однажды купив свою первую партию (несколько коробок) в Польше.  Как мне кажется, советские люди получили от поездок большой опыт, первый опыт бизнеса, отношений в бизнесе. Что касается Польши за ней, как за страной закрепилась репутация поставщика низкопробной продукции и подделок, этот стереотип частично жив и сейчас.  Отчасти это наверно одна из причин, по которой страна не может реализовать свой туристический потенциал и обрести стабильный турпоток из России. Как с людьми, сначала полжизни ты работаешь на авторитет, вторую половину- он работает на тебя, авторитет Польша заработала не очень хороший....

Вот такими получились воспоминания,возможно буду дополнять,редактировать,человеческая память все еще остается мало изученной областью,чаще её не заставишь вспомнить,а иногда преподносит сюрпризы.... Ну и как все закончу фразой- не забывайте ставить лайки !