В конце 50-х годов XX века остро встал вопрос создания атомных ледоколов. Дизельно-электрические ледоколы сжирали уйму топлива - до 3 тонн в час и поэтому содержать их было очень трудно. А проводить навигацию в арктических широтах было крайне важно для всех государств, имевших интересы в Арктике.
Первым атомный ледокол начал строить СССР. 20 ноября 1953 года было заявлено о том, что строится первый атомный ледокол "Ленин".
Основной проблемой при строительстве атомохода было то, что нельзя было использовать тяжелых конструкций как на стационарных АЭС. При этом атомоход должен был выдерживать бури и штормы.
Проблему решили с помощью водо-водяного ядерного реактора. Он был безопасен и мощен, что увеличило водоизмещение атомохода "Ленин" по сравнению с самым большим на тот момент в мире американским ледоколом "Глетчер" в два раза - 16 тысяч тонн у "Ленина". При этом длина советского атомохода была 134 метра, что было больше на 41 м. чем у американского ледокола и ширина 27,6 м (у американского 22,2 м).
В 1956 году США также начали строить торговое судно с ядерной установкой. Конгресс США утвердил проект судна "Саванна".
Это вызвало гонку между СССР и США в вопросе, кто первым построит атомоход.
5 декабря 1957 года "Ленин" был спущен на воду, для достройки у причала судостроительного завода им.Андре Марти в Ленинграде.
Среди населения Ленинграда ходили слухи о том, что строители атомохода "Ленин" массово облучаются. Но в реальности никаких ЧП не было. Режим безопасности на строящемся атомоходе был максимальный.
Реактор атомохода был так спроектирован, что даже при опрокидывании судна он был бы автоматически заглушен, без вреда для окружающей среды и команды.
Разработка ядерного реактора для атомохода находилась под личным руководством академика А.Александрова - одного из основателей ядерной энергетики СССР.
Сам атомоход "Ленин" был оснащен тремя атомными реакторами, что давало ему возможность быть на ходу при остановке одного из реакторов. К тому же у "Ленина" были дизельные генераторы и 500 тонн запаса топлива. Атомоход легко раскалывал льды толщиной в два метра.
3 декабря 1959 года атомоход "Ленин" был сдан Министерству морского флота. Так СССР первым построил атомоход. В 1960 году "Ленин" был включен в Мурманское морское пароходство.
Приход "Ленина" в Арктику позволило наладить круглогодичную навигацию. С 4 ноября 1961 года капитаном атомохода был Борис Соколов.
- В 1966 году по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку с реакторами ОК-150 на более совершенную двухреакторную с реакторами ОК-900. Основная причина — низкая ремонтопригодность. Старую реакторную установку утилизировали затоплением в заливе Цивольки на Новой Земле после выгрузки топлива. Монтаж новой установки закончили к 1970 году - Википедия