“Как правило, стоимость товаров и услуг, закупаемых государством, завышена. Это связано с тем, что бюджет, выделенный на то или иное ведомство, необходимо освоить. Если останутся неосвоенные средства, это будет расценено как экономия, и в будущем году финансирование сократят.”
Валерий Овечкин
Книга «Госзакупки: 30 шагов к миллиону на одном из крупнейших рынков страны»
Закупки товаров и услуг государством – явление не новое. Как и любой компании нужны партнеры, чтобы создавать и продавать свой продукт, так и государство не может и не должно себя само всем обеспечивать. Хотя, конечно, буквально еще 30 лет назад именно так оно и делало, но в современной России ситуация все-таки другая.
Как происходит процесс торгов по госконтрактам? Какие возможности для бизнеса это открывает? Почему словосочетание «государственные закупки» является практически синонимом к слову «коррупция»? Постараюсь ответить на эти вопросы в этой статье.
На самом деле государственные закупки бывают всего двух видов: 1) конкурентные, конкурсные и 2) неконкурсные, то есть поставщик сразу определен.
Со вторым вариантом все просто: какому-нибудь Управлению МВД по Республике Башкортостан нужно перевезти сотрудников на поезде в другой город. Они сразу обращаются с госзаказом в «РЖД». Ну, потому что больше железнодорожными перевозками в России никто не занимается. Или, например, если дело касается закупки культурных ценностей, которые могут существовать в единственном экземпляре и принадлежать конкретному лицу.
А вот конкурентный способ определения поставщика является почвой для дискуссий. Метод поиска поставщика для государственных нужд содержит в себе огромный потенциал как для развития экономики страны, так и для ее деградации (из-за коррупции конечно же).
Итак, вот что эффективная система госзаказов могла бы приносить стране:
- абсолютно естественное и полностью рыночное вливание денег в экономику взамен на то, в чем государство нуждается
- шансы для маленьких, находящихся на этапе развития компаний, потому что они могли бы предоставить более низкие цены, за такие же по качеству товары и услуги
- поддержку отечественных производителей
- стимулирование инноваций
- честное и беспристрастное определение победителя тендеров и аукционов
Но, к сожалению, все как всегда: идея классная, реализация своеобразная. Может быть ВМЕСТЕ с этими прекраснейшими возможностями, а может быть ВМЕСТО них, сфера госзакупок порождает такую коррупцию, которой, наверное, ни в одной другой сфере нет.
Способов забрать часть бюджетных средств очень много. К примеру, нужно какому-нибудь ведомству закупить автомобили. Продавец предлагает откат взамен на победу в конкурсе, скрывается этот откат фирмами-однодневками, участвующими в тендере, составлением контракта таким образом, что требованиям будет соответствовать лишь один определенный кандидат, махинациями с ценами и множеством других, более изощренных способов.
……………………………………
В последние годы, законодательство в этой сфере ужесточается, закупки обязывают быть прозрачными. Еще некоторое время назад, проведение тендеров являлось необязательным, а с 2013 года все госструктуры обязаны закупаться только таким образом. Во время проведения аукционов обязательно ведутся протоколы, также создаются единые базы по типу zakupki.gov.ru/ и многое другое. Но работать еще все же есть над чем.
……………………………………
Коррупция как явление, наверное, неискоренимо до конца. Существующая конкурентная система государственных закупок может дать очень многое, как может многое и отнять. Но лично я верю в то, что со временем эта сфера будет становиться прозрачнее, будет порождать меньше коррупциогенных факторов. Любите свою страну!