В период нашей системной трансформации феномен семейной дисфункции значительно усилился. Это выражается, среди прочего, в ослаблении эмоциональной связи между членами семьи, потере чувства принадлежности и устранении эмоциональной сферы в пользу материальных ценностей . На этом фоне отсутствует мысленный контакт между детьми и их родителями. Именно поэтому количество детей, испытывающих сильное одиночество среди формально близких, увеличивается. Следовательно, речь идёт не о физическом отказе от ребенка, а об отсутствии психологической связи. Родители часто отсутствуют в опыте и опыте своих детей, не оказывая им достаточной поддержки, что вызывает неуверенность, недоверие и страх и приводит к определенному замешательству ребенка. Результаты опроса, проведенного в 1998 г. Центром изучения общественного мнения, указывают на рост недомогания в семьях. Опрос показал, что атмосфера в семье за последние годы значительно ухудшилась: 73% взрослых респондентов упоминают свой семейный дом как место, где они чувствовали себя любимыми и понятыми, 11% чувствовали любовь там, но не были полностью поняты. С другой стороны, представители современной молодежи гораздо реже заявляли, что чувствуют себя любимыми и понятыми дома (50% респондентов). Почти каждый третий думает, что родители его не понимают. что за последние годы в семье произошло значительное ухудшение атмосферы: 73% взрослых респондентов упоминают свой семейный дом как место, где они чувствовали себя любимыми и понятыми, 11% чувствовали в нем любовь, но без полного понимания. С другой стороны, представители современной молодежи гораздо реже заявляли, что чувствуют себя любимыми и понятыми дома (50% опрошенных). Почти каждый третий думает, что родители его не понимают. что за последние годы в семье произошло значительное ухудшение атмосферы: 73% взрослых респондентов упоминают свой семейный дом как место, где они чувствовали себя любимыми и понятыми, 11% чувствовали в нем любовь, но без полного понимания. С другой стороны, представители современной молодежи гораздо реже заявляли, что чувствуют себя любимыми и понятыми дома (50% респондентов). Почти каждый третий думает, что родители его не понимают.
В очень тяжёлом положении находятся дети из семей с симптомами патологии, очень бедных семей и дети с нарушениями развития. Однако семьи, в которых доминирует объективная связь, можно найти во всех социальных средах. В этих семьях родители не проявляют к своим детям любви, привязанности, интереса, удовлетворения и готовности помочь. Таким образом, они вызывают у детей чувство одиночества. И это чувство - как доказано - гораздо болезненнее и опаснее для психического здоровья, чем полное отсутствие семьи. По мнению Х. Издебской (1980): «Иметь родственников и чувствовать себя одиноким - наихудший вид одиночества, потому что он убивает в человеке надежду, ослабляет мотивацию и искажает психику». Одиночество бывает в разное время жизни. Однако крайне опасен в подростковом возрасте, который сопровождается повышенной эмоциональностью и многочисленными нервными напряжениями. На этом этапе жизни ребенка ему особенно нужны доказательства привязанности со стороны родителей, ему необходимо проявить признательность и признание.
Термин «одиночество» имеет много значений. По мнению К. Кмесик-Баран (1988), одиночество: (1) является субъективным чувством и не должно отождествляться с объективной социальной изоляцией; (2) является результатом отсутствия желаемых социальных отношений; (3) это всегда связано с неприятными эмоциями, которые приводят к поведенческим расстройствам. Ян Щепански (1988, стр. 122) пишет: «Изоляция, отсутствие общения, отсутствие взаимопонимания, отсутствие интереса к человеку и его делам являются наиболее важными факторами в феномене социального и психического одиночества». Этот автор (1978) различал «одиночество» и «одинокий» как два разных состояния и формы человеческого существования. Он доказал, что одиночество - это состояние, возникающее по собственному выбору: одинокий человек - это человек, который не контактирует с людьми, но контактирует с самим собой, со своим внутренним миром. С другой стороны, одиночество - это состояние, в котором отсутствует контакт с другими людьми и с самим собой. Одиночество - это ситуация, в которой человек не находит поддержки ни в других людях, ни в своем внутреннем мире. Одиночество может быть положительным состоянием, если оно выбрано, желательно или недолговечно однако, если это длится слишком долго - обычно приводит к одиночеству.
Одиночество, как сообщает М. Шишковска (1979, с. 409), является психологическим бременем для человека и может привести к неблагоприятным «психическим деформациям». Исследование (цитируется по: K.Kmiecik-Baran, 1992, стр. 122-123) доказывает, что личность одиноких людей не выполняет свои функции удовлетворительным образом. Одиночество связано с такими чертами личности, как: низкая самооценка, интроверсия, внешнее чувство контроля, низкая потребность в принадлежности, низкая самооценка, высокий уровень социальной и общей тревожности, снижение активности, чувство отчуждения, чрезмерная самоконцентрация. застенчивость, неуверенность друг в друге. Однако, согласно Дж. Рембовски (1991), чувство покинутости может привести к саморазрушению или внутренней враждебности, оно также может проявляться в агрессии и тесно связано с тревогой.
Следовательно, одиночество - в отличие от одиночества - в любом случае является нежелательным состоянием, поскольку угрожает психическому здоровью человека. Приведенные выше соображения, однако, применимы к взрослому человеку, который, имея собственный внутренний мир, может черпать из него содержание, изолируя себя от людей. Это одиночество, не отягощённое экзистенциальной пустотой, т.е.не выходящее за пределы умственной выносливости. С другой стороны, у ребенка этого внутреннего мира еще нет или он ограничен. Вот почему отсутствует контакт с собой и с людьми, т.е. одиночество (Лопаткова, 1989, с. 3-6). Другими словами, одиночество для ребенка - это всегда одиночество. Такое состояние никогда не является выбором, поскольку оно противоречит природе детского развития. Ребенок зависим от взрослых - ему нужна их помощь,
Проблема одиночества ребенка в семье все чаще поднимается педагогами, и это чувство также называют «духовным сиротством» или «эмоциональным сиротством» - в отличие от «социального сиротства». Суть социального приюта заключается в отсутствии надлежащего ухода за ребенком, неспособности удовлетворить его или ее основные биологические и психические потребности, отсутствии интереса к его делам, успеваемости, контактам со сверстниками и отсутствии заботы о его здоровье. С другой стороны, основной детерминант духовного сиротства - это эмоциональное отторжение ребенка. Таким образом, духовное сиротство может сопровождать социальное или естественное сиротство или может возникать спонтанно из-за отсутствия понимания и любви в семье. при обеспечении биологических потребностей ребенка (Maciarz, 1991). В таких случаях детям предоставляются очень хорошие, иногда даже роскошные материальные условия, но они болезненно переживают свое одиночество и сиротство в семье. Реакция ребенка на недостаточное удовлетворение потребностей - это субъективная реакция, обусловленная различными факторами, поэтому может случиться так, что фактически брошенный ребенок не чувствует себя сиротским и живет в семье, которая положительно оценивается с точки зрения стандартного ухода и требования к образованию, могут явно испытать это (Maciarz, 1991).
Субъективное ощущение собственного духовного сиротства может возникать в различных семейных системах. Его главный источник - согласно A. Maciarz (1991) - нарушение эмоциональной связи между родителями и ребенком. Это может принимать разные формы. Иногда это проявляется в виде эмоциональной неприязни, следствием которой является открытое неприятие ребенка, проявление к нему негативных чувств, проявление к нему неодобрения, иногда также запугивание и применение суровых наказаний. Оно может принимать форму настоящего эмоционального безразличия, выражающегося в отсутствии положительных чувств по отношению к ребенку, избегании контакта с ним, эмоциональной холодности и явном эмоциональном безразличии, когда родители любят ребенка, но не проявляют к нему это по разным причинам. Иногда это связано с неразвитостью выражения чувств, иногда это является результатом строгого стиля воспитания. Однако чаще всего это вызвано нехваткой времени, поздним возвращением с работы, переутомлением, чрезмерной вовлеченностью в профессиональные или социальные вопросы. Это очень больно для ребенка. С. Герстманн (1959, с. 49) утверждает, что эффекты кажущегося эмоционального безразличия могут быть полностью аналогичны эффектам в случаях реального безразличия.
Источником детского духовного сиротства также является недостаточное понимание их родителями. Это вызвано плохим психологическим контактом родителей с ребенком, незнанием их индивидуальных потребностей и опыта, а также неправильной интерпретацией их реакций и поведения. Как следствие, родители мало знают о своем ребенке и не принимают во внимание индивидуальный аспект потребностей своего ребенка в своей воспитательной деятельности (Maciarz, 1991). Результаты исследования Х. Чудака (1999, стр. 128) показывают, что родители знают биологические потребности своих детей намного лучше, чем их умственные потребности. 52,6% родителей считают, что хорошо знают биологические потребности своих детей, и только 28% считают, что необходимо хорошо знать свои психологические потребности. Причины разные. Чаще всего они находятся в следующих родительских свойствах:
Мое исследование функционирования детей-подростков в школе, которые чувствуют себя сиротами в своих семьях (Сендык, 2001), показывает, что они испытывают серьезные трудности в адаптации к школьным условиям. Данные, полученные с помощью опросника CBI Schaefer и Aaronson, показывают, что 38,8% детей подросткового возраста дезадаптированы на уровне субклинических расстройств, а 22,4% - на уровне клинических расстройств. Особенностями, затрудняющими адаптацию, оказались рассеянность, нервозность и низкая настойчивость в выполнении заданий. Для детей с чувством духовного сиротства также характерна пониженная мотивация к обучению. Особенно слабо развиты такие симптомы мотивации, как интеллектуальная активность, самостоятельность в работе, настойчивость и концентрация внимания. Также, более 65% опрошенных учащихся проявили низкую социальную активность в классе и школе. Респонденты нередко сталкивались с безразличием со стороны коллег (20,9% респондентов) и антипатией (19,4%). Также они нередко занимали неблагоприятные социальные позиции в неформальной структуре школьных классов (43,2% учащихся в позиции изоляции; 35,8% в позиции отвержения). При изучении эмоциональных отношений с учителями выяснилось, что одинокие дети в своих семьях чаще всего остаются в равнодушных (52,2% учеников) или отрицательных (35,8%) отношениях с ними. 8% позиция отказа). При изучении эмоциональных отношений с учителями выяснилось, что одинокие дети в своих семьях чаще всего остаются в равнодушных (52,2% учеников) или отрицательных (35,8%) отношениях с ними. 8% позиция отказа). При изучении эмоциональных отношений с учителями выяснилось, что одинокие дети в своих семьях чаще всего остаются в равнодушных (52,2% учеников) или отрицательных (35,8%) отношениях с ними.
Представленные результаты исследования позволяют сформулировать вывод о том, что чувство одиночества, духовного сиротства в собственной семье может влиять на социальную адаптацию ребенка в школе и развитие способности устанавливать и поддерживать удовлетворительные контакты со сверстниками и учителями. Таким образом, положение детей, одиноких в своих семьях, чрезвычайно затруднено, потому что, с одной стороны, им не хватает чувства принятия и понимания со стороны родителей, а с другой - психологической поддержки со стороны учителей. Это правда, что их отношения со сверстниками довольно благоприятные, но в группах сверстников в своих классах они часто не могут рассчитывать на удовлетворение своих важных потребностей.