Лирику Андрея Дементьева мы чаще слышим в музыкальных программах. «Яблоки на снегу», «Каскадеры», «Аленушка», «Лебединая верность»… А вот его стихотворения читают нечасто. Хотя красоту природы, благородство и верность в любви, послания поэтам-современникам и классикам Андрея Дементьева – подлинная лирика XX - XXI века.
У поэта своя шкала ценностей, где человеку читающему отведено высокое место:
Девочка, не знающая Блока,
Не читавшая его волшебных строк,
Кажется мне жалкой и убогой.
Я б такую полюбить не смог.
Да, может, это и максимализм, но девушка, знающая Блока, понимающая его лирику, кажется лирическому герою этого стихотворения «жалкой и убогой», не достойной его любви. Это не ирония, а нормальная мера образованности и духовности читающего человека. Правда, понять друг друга и полюбить друг друга могут люди, стоящие на одной ступени образования, ценностей, понимания искусства. А если современные люди об этом забыли или не придают этому значения, то поэт им напоминает об этом, пусть немного назидательно.
Мальчик, не читавший в детстве Фета,
Не слыхавший тютчевских стихов,
Кажется мне комнатой без света,
Пустошью для диких лопухов.
Я не знаю, кто повинен в этом.
Пусть живут для блага своего.
Я бы никогда не стал поэтом,
Если бы их было большинство.
Вторая строфа – обращение к фетовским филигранным строкам и мудрой лирике Тютчева. Конечно, в этом заключено мощное мужское начало, особенно в их любовной лирике. Оба поэта любили и страдали, мучили и мучились, но написали честные стихотворения о воне перед любимыми, о боли разрыва, о горечи утрат.
Мальчик, не читавший их стихотворений вполне может стать мужчиной, но, по мнению поэта, это бездуховная личность – «комната без света», «пустошь для диких лопухов».
И еще поэт утверждает, что именно исключительное место поэта в людских сердцах и душах водит его пером. Принадлежность к «меньшинству», исключительное право быть иным – вот что привело его в страну Поэзии.
Слава Богу, но страна богата
Памятью и умными людьми,
Для кого поэзия Булата
Так же дорога, как зов любви.
Слава, что средь умников и умниц
И Есенин жив, и Пастернак.
Кто ещё не разучился думать,
В будущее свой направив шаг.
В третьей части стихотворения поэт перечисляет поэтов, особенно близких ему лично: Булат Окуджава, Сергей Есенин, Борис Пастернак… Это не его учителя. Это не его кумиры… Это близкие ему духовно личности. Их он рекомендует «думающим» читателям, им он отводит место в литературе будущего.
И туда несётся с ними Слово —
Мудрое и доброе, как Бог…
И не тот ли мальчик дал мне повод
Вспомнить, кто для нас Есенин, Фет и Блок…
Обожествление поэтического Слова в финальной строфе – итог поэтических размышлений. Сила поэтического Слова воздействует на внутренний мир читателей, делает их помыслы высокими и чистыми, это высшая форма языка, поэтому, читая стихотворения, мы говорим с Богом.
Современные физиологи, наблюдая за людьми, что читали высокую поэзию, отмечали, что мозг реагирует в поэтическом тексте на каждое слово, причем эффект этот сохраняется в ЦНС некоторое время. Словом, хорошие стихи пробуждают не только наши эмоции, но и пробуждают мощную мыслительную деятельность.
Если бы вы писали стихотворение обращение к поэтам, какие имена поэтов в нем бы звучали?
А может, это были бы определенные стихотворения?
Напишите об этом в комментариях на канале «Фильмокнижие»