Найти тему

Как змеи и жабы появились на французских тарелках

-2
-3
-4
-5
-6

Что Вы чувствуете, разглядывая эти блюда со змеями и жабами, жуками, пауками? Отвращение, брезгливость, интерес, восхищение? Эти изделия из керамики интересно рассматривать, но восторг вызывают не "персонажы", а мастерство их исполнения . И до сих пор остается вопрос - чем руководствовался Бернар Палисси, выбирая «персонажей» для своих работ? Почему он обратился именно к пресмыкающимся, рыбам и ракообразным, раковинам, мхам и папоротникам?

Прикладное искусство несет в себе часть большого искусства, предназначенного для возбуждения эмоциональных и интеллектуальных реакций зрителей. В тарелках, блюдах, вазах работы француза Бернарда Палисси люди находили нечто необычное, способное развлечь их и вызвать эмоции.

Моделями для его форм служили природные элементы: насекомые, земноводные, рыбы, растения. Палисси брал латунное блюдо, на котором закреплял свои модели — змей, лягушек, ящериц и прочих земноводных и рептилий, украшал эту композицию цветами и листьями, после чего заливал получившийся натюрморт гипсом. После высыхания у него оставался гипсовый оттиск, в который он набивал глину и делал таким образом свои блюда с очень точными рельефными изображениями живых существ.

Палисси скорее химик, чем жудожник. Много десятков лет он выводил формулу фарфора и особенной глазури для покрытия своей керамики.

Он пережил нищету, упреки жены, насмешки соседей. И вот ,наконец, его мастерство и исследования приносят ему плоды в виде дорогих заказов от знати. Он обустраивает грот для Екатерины Медичи в Тюильри. Но он становится протестантом и чудом переживает Варфоломеевскую ночь.

За протестантское вероисповедание его постоянно арестовывают и свободу он получает только благодаря покровительству знатных особ, для которых он делает множество предметов искусства.

В мае 1588 года Бернарда Палисси заключают в Бастилию, где спустя два года он умирает от «от голода, холода и жестокого обращения» восьмидесятилетним стариком.

Возможно, все эти гады на тарелках для знати не что иное, как протест против чревоугодия и насмешливое предупреждение, как знать.

Памятник Бернару Палисси
Памятник Бернару Палисси