В данной статье мы рассмотрим систему правового регулирования рынка финансовых услуг и проанализируем, как законодательство Российской Федерации защищает потребителей данного рынка.
Финансовые рынки разных стран функционируют по разным моделям, имеют свои собственные правила работы и систему органов управления, но организационное строение системы регулирования в большинстве государств основывается на концепции двухуровневой системы органов регулирования:
· Первый уровень – органы государственного регулирования;
· Второй уровень – саморегулируемые организации (СРО);
К СРО относятся: союзы, ассоциации, лиги профессиональных участников, фондовые биржи и организаторы внебиржевой торговли и т.п.
Распределение функций и полномочий между государственными органами и саморегулируемыми организациями обусловлен уровнем развития финансового рынка, культурными и историческими традициями каждой страны, особенностями законодательства.
В мировой практике различают две основные модели регулирования рынка.
· Первая модель – регулирование рынка сосредотачивается преимущественно в государственных органах и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю и установление обязательных правил поведения передается государством СРО. Например, такой подход применяется во Франции.
· Вторая модель - максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, и при этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможности вмешательства в любой момент в процесс саморегулирования. Примером является Великобритания.
Рассмотрим, какая же модель регулирования применяется в России.
В настоящее время в России сформирован двухуровневый институциональный механизм регулирования рынка ценных бумаг, первым уровнем которого является государственное регулирование, а вторым - система саморегулирования рынка, представленная СРО.
· Первый уровень – органы государственного регулирования российского рынка ценных:
• высшие органы государственной власти (Президент, Государственная дума, Правительство РФ);
• государственные органы регулирования министерского уровня (Минфин, ЦБ РФ, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная служба по налогам).
· Второй уровень регулирования фондового рынка - это саморегулируемые организации (СРО), устанавливающие для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности и стандарты проведения операций, а также контролирующие их соблюдение.
Саморегулирование можно рассматривать как процесс делегирования полномочий по регулированию рынка ценных бумаг от государственных структур к негосударственным.
Государственное регулирование имеет своей целю защиту прав потребителей рынка финансовых услуг.
Под понятием системы защиты прав потребителей финансовых услуг следует понимать совокупность экономических, правовых, регулятивных форм и методов, направленных на защиту прав и соблюдение законных интересов потребителей финансовых услуг.
Защита прав потребителей выражается в законах и правовых нормах, которые гарантируют справедливое взаимодействие между поставщиками и потребителями.
В нашей статье мы рассмотрим законодательство, регулирующее деятельность таких профессиональных участников финансового рынка как брокеры и дилеры.
Основным законом, регулирующим деятельность брокеров и дилеров в Российской Федерации, является Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 года № 39-ФЗ.
Напомним, кто же такой брокер.
Брокер – это профессиональный участник финансового рынка, который заключает сделки купли- продажи ценных бумаг от имени и за счет клиента.
Брокерская деятельность регулируется статьей 3 закона «О рынке ценных бумаг».
В данной статье:
· раскрывается понятие брокерской деятельности;
· регулируются права и обязанности брокера;
· регулируется порядок учета денег клиента на специальных брокерских счетах;
· регулируется обязанность брокера предоставлять клиенту информацию или доступ к информации о ценах спроса и предложения ценных бумаг и других финансовых инструментов и т.д.
Теперь обратимся к деятельности дилеров.
Дилерская деятельность регулируется статьей 4 закона «О рынке ценных бумаг»:
• Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным им ценам;
• Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также государственная корпорация, если такая возможность для нее установлена федеральным законом;
• Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и/или продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены и т.д.
Отдельно закон выделяет такое понятие, как форекс-дилеры, которое закреплено в статье 4.1 закона «О рынке ценных бумаг»:
· Деятельностью форекс-дилера признается деятельность по заключению на неорганизованных торгах сделок с физическими лицами от своего имени и за свой счет;
· Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность форекс-дилера, именуется форекс-дилером;
· Форекс-дилер вправе осуществлять свою деятельность только после вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую форекс-дилеров;
· Саморегулируемая организация форекс-дилеров должна создать компенсационный фонд в целях возмещения убытков физическим лицам, которые причинены им в результате несостоятельности (банкротства) форекс-дилеров;
· Компенсационный фонд саморегулируемой организации форекс-дилеров создается за счет взноса каждого члена саморегулируемой организации форекс-дилеров и т.д.
Требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также к их деятельности регулируются статьей 10.1-1 «Закона о рынке ценных бумаг» .
В данной статье:
· устанавливается кто может являться профессиональным участником рынка ценных бумаг;
· устанавливается обязанность организовать систему внутреннего контроля;
· устанавливается обязанность организовать систему управления рисками, принимать разумные меры по выявлению конфликта интересов, который может возникнуть у участника рынка ценных бумаг;
· предусматривается право участника ценных бумаг страховать риск ответственности за нарушение договора и др.
Статьей 39 закона «О рынке ценных бумаг» установлено, что профессиональные виды деятельности на рынке ценных бумаг, в частности, брокерская и дилерская деятельности осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Банком России.
В ряду других условий выдачи лицензии, установленных нормативными актами Банка России, является требование к размеру собственного капитала соискателя лицензии и квалификационные требованиям к сотрудникам.
Квалификационные требования к сотрудникам компаний, являющихся профессиональными участниками финансового рынка, установлены «Положением о специалистах финансового рынка».
Для специалистов финансового рынка, работающих в организациях, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность необходимым условием является наличие квалификационного аттестата специалиста финансового рынка.
Такие аттестаты должны в обязательном порядке иметь лица, занимающие в этих организациях:
· руководящие и контролирующие должности;
· специалисты, которые участвуют в рассмотрении документов, связанных с осуществлением сделок с ценными бумагами;
· а также другие должности, указанные в приложении №1 к «Положению о специалистах финансового рынка .
Гражданину, сдавшему специализированный экзамен, выдается аттестат соответствующего типа, оформленный по единой, утвержденной форме ( Указание Банка России от 21.06.2016 № 4047-У «О типах и форме квалификационных аттестатов, выдаваемых аккредитованными Банком России организациями, осуществляющими аттестацию специалистов финансового рынка»).
Данные о гражданах, на которых оформлены аттестаты, заносятся в реестр аттестованных лиц. Ведение реестра аттестованных лиц осуществляет Банк России.
Контролем и надзором в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг занимаются:
· Минфин России в части выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере финансовых рынков;
· Роспотребнадзор вправе запрашивать и получать от госорганов и поставщиков финансовых услуг необходимые документы, выдавать поставщикам финансовых услуг предписания о прекращении (устранении) нарушений прав потребителей (обязательных требований), рассматривать дела об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей и принимать меры по их предотвращению, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей (законных интересов неопределенного круга потребителей) и с заявлениями о ликвидации поставщика финансовых услуг.
· ФАС России занимается антимонопольным регулированием и защитой конкуренции в финансовой сфере, внесением предложений по изменению законодательства в сфере регулирования финансовых рынков, касающихся установления верхней и нижней границ тарифов на финансовые услуги, введения стандартов оказания таких услуг и пр.,
· Банк России занимается вопросами регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых услуг;
· Суды (общей юрисдикции и арбитражные). Суды осуществляют свои полномочия в сфере защиты прав потребителей в случае, если не удалось добиться защиты прав в досудебном порядке.
Российский Фондовый рынок существует с 1991 года. За 30 лет в области регулирования инвестиционной деятельности сформирована солидная нормативная база в виде законов, регулирующих и защищающих права участников фондового рынка.
Поскольку Рынок финансовых услуг динамично развивается, это во многом определяет высокую степень динамичности развития нормативной базы защиты прав потребителей финансовых услуг. Меняются и законодательные нормы защиты прав потребителей, меняются и условия предоставления им услуг, и законодательные требования к этим услугам.
Современным трендом российской экономики является цифровизация. Рынок финансовых услуг в числе первых стал объектом цифровизации. Это позволило стать рынку финансовых услуг более доступными для большего числа потребителей.
В связи с растущей популярностью и доступностью предоставления финансовых услуг потребителей данного вида услуг становится все больше, с другой стороны, рынок позволяет организациям, предоставляющим данные услуги, получать рекордно высокие дивиденды, что привлекает в данный спектр экономики все большее количество недобросовестных компаний, которые в погоне за прибылью далеко не всегда соблюдают права инвесторов.
Цифровизация позволила кибермошенникам быстро приспосабливаться к использованию новшеств в сфере финансовых услуг и активно их применять.
Неквалифицированного инвестора на рынке ценных бумаг и валют могут поджидать лже-брокеры или управляющие компании без лицензии, которые просто выкачивают деньги и исчезают, не заботясь о своей репутации. Центробанк и Роскомнадзор активно борются с сайтами, где такие финансовые мошенники предлагают свои услуги.
Конечно же, и финансовая система, и потребитель финансовых услуг нуждаются в защите от негативного проявления инноваций.
Деятельность по защите прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг осложняется в настоящее время еще и тем, что в России крайне низкая финансовая грамотность населения, а также слишком сложное и запутанное финансовое законодательство, разобраться в котором простому потребителю крайне сложно.
Таким образом, проведя анализ законодательства относительно деятельности профессиональных участниках финансового рынка, можно сказать, что в РФ создана солидная законодательная база для защиты прав потребителей рынка ФИ, но она не является совершенной и нуждается в постоянном обновлении.
Спасибо за прочтение. Не забудьте оценить нашу статью 👍