В начале весны 327 года до н.э. македонская армия завершила покорение племён и народов Центральной Азии. Солдаты надеялись, что теперь их любимый царь Александр объявит о возвращении домой, но вместо этого они услышали о предстоящем походе в Индию. Путь к загадочной и легендарной Индии лежал через земли воинствующих племён.
Никто из европейцев прежде не проникал так далеко в глубины неизведанного Востока и окарины Ойкумены, а потому Александр Великий тщательно готовился к покорению сказочной страны. Его армия насчитывала более 43 000 человек, из которых 28 000 были воинами из завоёванных бывших сатрапий Персии.
В конце лета 327 года до н.э. начался очередной грандиозный поход величайшего полководца. Авангард под началом Гефестиона и Пердикки был направлен к месту слияния рек Кофен (ныне река Кабул) и Инд. Сам Александр двинулся через враждебные земли Кафиристана (современные территории Восточного Афганистана и Южного Пакистана), истребляя и подчиняя себе населявшие его племена и народы.
В январе 326 года до н.э. Александр соединяется у верховьев Инда с отрядами Гефестиона и Пердикки. Тут был построен лагерь и верфи для речных судов. Македонская армия переправилась через Инд и вступила в земли Северного Пенджаба. В апреле македонцы вошли во владения раджи Таксила, который давно объявил себя союзником Александра.
Раджа предоставил в распоряжение Александра своих воинов, продовольствие, лошадей, слонов, проводников, лекарей. Скоро послов с мирными предложениями прислал ещё один правитель Пенджаба – раджа Абисар. Только лишь раджа Паурава (в античных источниках Пор) осмелился передать македонскому правителю: «Я встречу чужеземного царя у границ своих владений, как друга. Но дань я ему заплачу, лишь выпустив из рук оружие».
В мае македонская армия и войско Пауравы сошлись у низовьев реки Гидасп (ныне река Джелам, Северо-Восточный Пакистан). По последним уточненным данным сражение армии Александра Македонского против раджи Пора состоялось близ нынешнего пакистанского города Бхера (провинция Пенджаб).
Враждующие стороны разделяли мутные воды полноводной реки шириной до 80 метров. Паурава надёжно закрыл все подступы к бродам и переправам, разбил лагерь на восточном берегу. Раджа готовился отбить любые попытки македонцев перейти на его берег, дожидаясь сезона дождей, который превратит окрестность в сплошное и непроходимое болото.
Силы противоборствующих сторон были приблизительно равны. У Александра имелось до 30 000 воинов (из них 5000 конницы, 6000 тяжёлой пехоты, 4000 индусов – подданных Таксила). Паурава также собрал около 30 000 человек (из них всадников от 2000 до 4000). Войско раджи было усилено несколькими сотнями боевых колесниц, а также десятками боевых слонов.
Современный западный военный историк К. Дервиз считает, что Александр имел 44 000 человек (из них 4000 всадников), а его противник раджа Пор – 36 800 бойцов (30 000 пехотинцев, 4000 кавалеристов, 2800 воинов, составлявших экипажи боевых колесниц и слонов).
Данные античных историков относительно численности армии Пора рознятся в достаточно широком диапазоне. Оценки сил и исчисления сторон различных авторов приведены в таблице:
До решающей битвы дело долго не доходило. Едва македонцы приближались к водам Гидаспа, как в лагере индусов тут же трубил тревогу, и боевые слоны с пехотой выстраивались у края берега, делая форсирование реки невозможным.
Александру пришлось высылать разведку для поисков бродов выше по течению, а самому заняться усыплением бдительности врага. С восходом солнца в македонском лагере начинались учения, состязания, военные игры и манёвры. В полуденный зной всё стихало, а ночью при свете факелов македонцы имитировали нападение.
Индийская армия десятки раз за день поднималась по тревоге и выстраивалась в боевом порядке у кромки воды, часами простаивая в томительном ожидании. Греки, македонцы, персы, азиаты издевательски смеялись в ответ, выкрикивая оскорбления, устраивали пляски и пирушки.
Наконец-то македонская разведка обнаружила удобное для переправы место в 26 км вверх по течению Гидаспа. Как сообщает Курций Руф, рассмотрев издали раджу и его войско, Александр воскликнул: «Наконец-то я вижу достойную меня опасность. Предстоит иметь дело со зверями и необыкновенными людьми!»
Александр тут же излагает своим полководцам смелый и рискованный план: Гефестион и Пердикка немедленно направляются к месту будущей переправы с разобранными судами и понтонным материалом. Далее выступают Александр со всей конницей (около 4000 всадников), Лисимах, Кен, Клит, Деметрий с 10 000 пехоты (6000 гипаспистов и 4000 лёгкой пехоты).
После форсирования реки македонцы должны внезапно ударить по армии Пауравы. Когда индусы развернуться в боевые порядки и втянутся в сражение, по условному сигналу царя Кратер с фалангой перейдёт Гидасп вброд и ударит Паураве в спину. Весь план базировался на скрытой переправе и внезапном ударе македонцев.
В случае раннего обнаружения отряд Александра мог с немалыми потерями оказаться опрокинутым в воду или же окружен, а после истреблён. Во время форсирования Гидаспа ударным отрядом, Кратеру и Полиперхону надлежало создавать иллюзию, что вся македонская армия по-прежнему находится в лагере. Для этого им выделялись фалангисты, арахозийские всадники и союзные индусы.
Безлунной июньской ночью 326 года до н.э. после мощной грозы отряд Александра начал переправу на мелких судёнышках, плотах и кожаных мешках, набитых соломой. Лазутчики-индусы всё же обнаружили македонцев, но помешать им не могли из-за малочисленности. К Паураве помчались гонцы с известием о вражеском наступлении.
Тем временем оказалось, что Гидасп разлился из-за грозы, и македонская армия высадилась на острове, а не на берегу. Пришлось вновь переправляться – время и место для удара по беззащитным врагам были идеальными.
Однако недоверчивый Паурава не поверил донесению гонцов. Слишком реально и превосходно Кратер и Полиперхон имитировали привычные массовые гуляния в македонском лагере. На всякий случай раджа всё же выслал отряд старшего своего сына (2000 конницы, 120 колесниц и 20 слонов), чтобы на месте разобраться.
Средний сын Пауравы прибыл, когда армия противника уже переправилась и выстраивалась в боевые порядки. Несмотря на численное меньшинство, сын раджи бросился в бой. Колесницы увязли в раскисшей грязи и отстали, конницу нещадно расстреливали из луков и забрасывали копьями. Довершил разгром индусов удар кавалерии Кена. В короткой стычке почти все индийцы погибли, пал и старший сын раджи. Уцелевшие воины примчались в стан Пауравы со страшной вестью.
Индусский правитель выставил небольшой заслон у реки напротив македонского лагеря, а сам начал разворачивать своих воинов навстречу прорвавшемуся Александру. В центре Паурава поставил пехоту, а перед ней слонов, на флангах оставшуюся конницу и колесницы. Против македонского лагеря было оставлено слабое прикрытие из нескольких слонов и 1000-2000 пеших воинов.
Македонцы применили обычное построение. На правом фланге разместилась кавалерия Александра, отряды Гефестиона, Пердикки и конных лучников. На левом крыле выстроилась конница Кена и Деметрия, а в центре – тяжёлая пехота Антигена, Клита, Мелеагра и Аттала, которая встала по подобию фаланги. Перед фалангистами разместились лучники, копейщики и пращники.
Первыми начали битву македонцы. Александр с тяжёлой кавалерией атаковал правый фланг индийцев, смяв его и разметав. В свою очередь Кен успешно разбил и потеснил индусов на левом фланге. Уцелевшие всадники Пауравы укрылись под защиту слонов.
Однако раджа собрал остатки своей конницы воедино и бросил их в атаку на Александра, который начал перегруппировку гетайров для нового удара, а сам двинулся на центр противника. Македонский царь окончательно разгромил индусскую конницу, послав гонцов к Кратеру с приказом переходить Гидасп.
Сам Александр поспешил на помощь своему центру, атакованному боевыми слонами, остатками колесниц и всей индийской пехотой. Воины Антигена и Клита выдержали этот страшный удар. Завязалась многочасовая кровавая бойня. На стороне индусов было численное превосходство, на стороне македонцев дисциплина, выучка и мужество.
Слоны в начале схватки причинявшие урон македонцам, теперь стал источником бедствия для самих индийцев. Европейцы пугали животных трубами и трещотками, кололи копьями в хобот, живот, пах, осыпали стрелами, рубили сухожилия на ногах секирами.
Израненные, озверевшие, истекающие кровью слоны, лишённые погонщиков или им уже не подчинявшиеся в бешенстве и ярости топтали собственные боевые порядки. Погонщики были вынуждены умертвлять своих слонов, вбивая острый клин им в затылок, чтобы избежать напрасных жертв среди своих воинов.
Вот как битву главных сил Александра и Пауравы описывает Флавий Арриан: «Это было сражение, не похожее ни на одно прежнее. Слоны врывались в ряды пехоты, поворачивались, и в этом месте густого строя македонцев как не бывало. Конница индов, видя, что дело завязалось у пехоты, опять повернула и бросилась на македонскую конницу. Когда же Александровы конники опять одолели их (они значительно превосходили индов и силой, и опытностью), они опять откатились к слонам. Тогда вся конница Александра собралась в один отряд – не по приказу, а в силу условий боевой обстановки, нападая на ряды индов, они рассыпались, нанося большой урон. Слонов оттеснили, наконец, в узкое место, и здесь, поворачиваясь, толкаясь и топча людей, вреда своим наносили они не меньше, чем врагам.
Погибло много всадников, отброшенных в это узкое место вместе со слонами; многих слонов и их вожаков поразили дротиками; одни слоны были ранены, другие, истомленные, без вожаков, беспорядочно бродили по полю битвы. Словно обезумев от боли и горя, они бросались одинаково и на своих, и на врагов, расталкивали людей, топтали и убивали их. Македонцы, если вокруг было просторно и они могли напасть на слонов, улучив удобный для себя случай, обычно разбегались, когда животные устремлялись на них, а когда они поворачивались, преследовали их и метали копья. Инды, двигавшиеся между слонами, особенно от них пострадали. Наконец, животные устали, обессилили и начали, посапывая, отходить назад, повернувшись к врагу, словно корабли, которые идут вспять».
После полудня чаша весов стала клониться в сторону македонцев. Александру удалось оттеснить, а после и окружить армию Пауравы. Совместно с Кеном македонский царь готовил решающий удар кавалерии. Около шести вечера, разметав выставленный против него заслон на восточном берегу Гидаспа, появился Кратер со свежими силами.
Это событие окончательно надломило обессиленных индусов, которые обратились в бегство. Паурава с горсткой верных телохранителей бился до конца. Слон мужественного раджи никого не подпускал к хозяину, топча врагов, пронзая их бивнями, душа хоботом, им же он вынимал стрелы и дротики из тела Пауравы. Наконец-то истёкший кровью, в полубессознательном состоянии раджа был взят в плен. Чуть позже Александр спросил у него: «Как бы ты хотел, чтобы я с тобой обращался?» «По-царски», – гордо ответил великан-раджа.
О том, как доблестно сражался раджа в финале битвы красочно и подробно описывает в своём сочинении Диодор Сицилийский: «Пор, видя, что происходит (он сидел на самом сильном слоне), собрал вокруг себя 40 слонов, находившихся в спокойном состоянии, и устремил всю массу этого отряда на врага. Много людей было перебито, тем более что физической силой Пор значительно превосходил своих соратников. Высотой он был в 5 локтей; панцирь его был вдвое шире, чем у других, отличавшихся силой воинов.
Дротики, брошенные его рукой, ударяли почти с такой же силой, как стрелы из катапульты. Македонцы, стоявшие против него, испугались; Александр вызвал лучников и легковооруженных и приказал всем целить в Пора. Воины быстро выполнили этот приказ; множество стрел разом полетело в инда, и так как был он размеров огромных, то все попали в цель. Пор героически бился; потеряв от множества ран много крови, он лишился чувств и, склоняясь к спине животного, скатился на землю. Когда разнеслась молва, что царь убит, все войско индов обратилось в бегство».
Сведения о потерях противоборствующих сторон оставили только два античных историка – Арриан и Диодор. «Индов пехотинцев погибло немногим меньше 20 000, всадников около 3000, колесницы были все изрублены. Погибли два сына Пора, Спитак, номарх здешних индов, все вожаки слонов, возничие, все гиппархи и стратеги Пора… слоны, которые не погибли тут же на месте, были пойманы», – такие сведения приводит Флавий Арриан. «В этом сражении индов пало больше 12 тысяч; среди них двое сыновей Пора и самые славные военачальники. В плен взяли больше 9 тысяч; поймали 80 слонов», – таковы данные Диодора Сицилийского.
Урон войска Александра Великого оказался также весьма значительным (особенно, в сравнении со всеми предыдущими битвами). Безвозвратные потери Александра по сведениям Диодора составили 980 человек (700 пехотинцев и 280 всадников). По подсчётам Арриана македонское войско лишилось 310 воинов – 80 пехотинцев, 10 конных лучников, 20 гетайров и 200 прочих всадников. Самого же Александра, помимо большого числа павших и раненых, очень сильно огорчила смерть его любимого коня Буцефала, умершего от ран, полученных в битве.
Победа у берегов Гидаспа позволила Александру завоевать весь Северный Пенджаб. Теперь он готовился к покорению долины Ганга. Однако в сентябре 326 года до н.э. у реки Гифасис (ныне пакистанская река Биас) македонская армия отказалась продолжать поход вглубь враждебных территорий Индии.
Ни угрозы, ни патриотические увещевания, ни самые щедрые посулы царя не изменили решения македонских воинов и полководцев, неимоверно уставших за восемь лет от бесконечных битв и изнурительных походов. Александр Македонский впервые в жизни был вынужден отказаться от своих завоевательных планов и объявить войскам о долгожданном возвращении домой.
Другие публикации по теме «Главные победы Александра Великого» можно прочесть ЗДЕСЬ:
Сражение при Гавгамелах.
Битва при Иссе.
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась статья, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!